МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Подготовил: учитель начальных классов МКОУ СОШ №11
Деньщикова Ксения Николаевна Николаевна
село Николо- Александровское,
2021 год
Конспект урока окружающего мира
Тема урока: «Про кошек и собак».
Подготовил: учитель начальных классов МКОУ СОШ № 11
Левокумского муниципального округа
Деньщикова Ксения Николаевна
Цель: обобщить и расширить представление детей о домашних животных; познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; способствовать развитию устной речи обучающихся; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
- Проведение физминуток. Создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия ученого материала.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Ход урока.
1.Организационный момент.
На уроке я
сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю.
Если спросят, отвечаю.
2. Повторение изученного материала
- Скажите, пожалуйста, о ком мы говорили на предыдущем занятии? (О домашних животных.)
(Задание: составить пары: названия домашних животных и то, что от них получает человек)
На доске:
КОРОВА ЯЙЦА
КУРЫ МОЛОКО, СЫР, МАСЛО
ОВЦЫ МЁД
ПЧЁЛЫ ШЕРСТЬ
3. Введение в тему урока
- Мы продолжим изучать домашних животных. Тему урока определите сами, посмотрев фотографии и послушав песенку. (По одной появляются фотографии собак и кошек, звучит песня «Человек собаке – друг» из м/ф «Бобик в гостях у Шарика»)
- Кто догадался, какой будет тема нашего урока?
- Итак, ребята, про кого мы будем говорить сегодня на уроке?
Слайд. Тема нашего урока: Про кошек и собак.
- Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?
А вот эти замечательные животные нарисованы вами. Многие изобразили своих кошек и собак. (Учитель обращает внимание на выставку детских рисунков.)
- Посмотрите на утверждения и скажите, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке.
1. Пород кошек существует больше, чем собак.
2. У кошек есть свой язык.
3. Породы собак можно разделить на три группы.
4. Человек приручил собак и кошек, чтобы они ему помогали.
- Чтобы ответить на интересующие вопросы, придётся потрудиться.
Предлагаю работать под девизом:
Слайд (Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!)
Отгадайте загадку.
У порога плачет,
коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
Поговорим о кошках.
Слайд (Фотографии кошек различных пород)
Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы?
(По клику появляются названия пород: сиамская, персидская, домашняя, сибирская)
Откройте учебники на с. 84. Найдите второй абзац, прочитает вслух…остальные следят по своим учебникам.
Рассказ учителя.
В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.
В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.
А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона.
К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.
Рассказ учителя.
Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.
- Как разговаривают кошки? (Мяу)
У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.
Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку.
(Стихотворение рассказывает ученик)
Кошка первой входит в дом
И живёт подолгу в нём,
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко,
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно пьёт сырое молоко.
- А чем ещё кормят кошек?
Слайд. (Пища кошки)
- Основная пища для кошки – мясо, рыба, кисломолочные продукты, каши. Кошкам надо давать яблоки, цветную капусту и другие овощи и фрукты. Кормить кошку надо в одно и то же время, из одной и той же посуды.
Слайд
4. Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы.
(Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка)
Глазки отдохнули, теперь отдохнём сами.
Во дворе
щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
5. Продолжение темы
- О ком была наша физкультминутка? (О собаке)
- На с. 84-85 учебника прочитаем информацию о собаках. (Один из учеников читает вслух)
Слайд (различные породы собак)
- Каких только собак не бывает! Сейчас в мире существует примерно 400 разных пород!
Рассказ
учителя
Собака – наш верный друг,
прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней
собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около
20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался
к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует
запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров,
помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную
границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам,
спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь. Все породы
собак можно разделить на 3 группы
Слайд (Служебные, охотничьи, декоративные)
Работа в парах.
- Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению друг друга.
(Во время работы тихо звучит песня «Пропала собака»)
- Перед вами на партах лежат пазлы. Вам необходимо собрать картинки и сказать, что за собака изображена, и к какой группе она относится. Пазл необходимо приклеить на листок. Затем прикрепим их на доску. (Пудель – декоративная, такса – охотничья, колли – служебная, далматин - универсальная).
Слайд (Охотничьи собаки)
Сообщение, подготовленное ребёнком о таксе.
Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис.
Выступление второй группы
(Служебные собаки)
Колли – это красивая, умна, добрая собака. Её называют шотландской овчаркой, т. к. она была выведена в Шотландии. Там она помогала пасти и охранять местных овец. Эта собака очень ласкова и любит детей.
Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи.
(Декоративные собаки)
Я хочу рассказать о пуделях. Это красивые собачки с необычайными стрижками «под льва». Название пудель происходит от немецкого слова, которое означает «промокший до нитки». Дело в том, что несколько веков назад с пуделями охотились на водоплавающую дичь. Это очень сообразительные собачки. Они часто встречаются в цирке, т.к. хорошо поддаются тренировке.
Далматин — это на удивление, универсальная порода. Охотник может обучить пса подносить или поднимать дичь, спасатель – находить людей под завалами, а любитель спорта найдет в этой красивой собаке единомышленника, обожающего велосипедные прогулки и пешие путешествия.
Учитель:
Собаки разные бывают,
Но все они нам помогают.
И преданнее друга ты
Не встретишь никогда, учти!
- Человек настолько благодарен собаке за ее помощь, преданность, что даже памятники ей создает!
В Санкт – Петербурге установлен памятник собаке, которая много лет служила науке.
В российском городе Ижевске создан памятник Звездочке, собаке, которая летала в космос и вернулась обратно.
Во Франции на фоне стены, изображающей горы, стоит собака, а на её спине сидит ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время схода снежных лавин. Среди спасённых им людей был замёрзший мальчик, лежавший под снегом рядом с погибшей матерью. Барри сверху лег на тело мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребёнок не пришёл в себя. Затем Барри привёл его к ближайшему жилью.
Памятник «Преданности» в Тольятти. На протяжении семи лет немецкая овчарка, хозяева которой погибли в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги. После смерти преданной собаки люди поставили ей памятник, который посвятили верности.
6. Закрепление.
Правила ухода за кошками и собаками.
- Четвероногие друзья живут вместе с нами и нуждаются в нашей заботе, ласке, внимании. Если вы заводите домашнее животное, то вы должны знать правила содержания и ухода за животными. Давайте, вспомним их. (Дети перечисляют)
Слайд (Правила содержания и ухода за кошками и собаками).
В последнее время на улицах городах и сел бродит большое количество брошенных собак и кошек. Бездомные животные – это брошенные друзья. Друзья, которых предали и довели до озлобления и отчаяния.
Ребята, а если ваша семья пожалела и решилась взять бездомного котенка или щенка домой, как надо поступать? …
- Вам не обойтись без ветеринара. Кто это?
-Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если вы решили завести котенка или щенка, нужно создать для них хорошие условия для жизни.
Слайд.
- Давным - давно великий французский писатель Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как это понять?
VII. Итог урока
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось на уроке больше всего?
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. У вас на парте лежат мордочки кошек и собак. Если вы любите кошек – возьмите мордочку кошки, если собак – то мордочку собаки. Дорисуйте улыбку. И прикрепите мордочки на доску. Сначала 1 ряд, потом 2.
Слайд. Экран рефлексии.
- У меня всё получилось.
- Были ошибки, но я всё исправил сам.
- Ничего у меня не получилось.
- А я от себя хочу сказать вам спасибо за урок, я довольна вашей работой на уроке и в знак этого я тоже хочу оценить вашу работу. (лица мальчика и девочки улыбающихся прикрепить на доску).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.