«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»
В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.
Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:
· задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
· в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
· контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
· ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
· вопросы изложены простым и ясным языком;
· используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
· математическая грамотность;
· финансовая грамотность;
· естественнонаучная грамотность;
· глобальные компетенции;
· креативное мышление;
· читательская грамотность.
Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. Прошу обратить внимание на задания из учебника для 6 класса. Через выполнение упражнения № 4, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.
При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней.
Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Одну из глобальных проблем – проблему экологии обсуждают на уроках английского языка в 7 классе.
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:
- Подобрать антонимы или синонимы к словам.
- Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.
- Прочитать текст и выделить основные темы повествования.
- Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
- Пересказать текст от лица различных персонажей.
- Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
- Дать совет герою (героине).
И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.
И в заключение хотелось бы сделать вывод. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.