В современной системе образования большую актуальность приобретает достижение учениками не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов в процессе образовательной деятельность. Считается, что именно совокупность таких результатов способствует успешной адаптации учащихся в обществе, а также использованию полученных знаний на практике.
Современный мир стремительно меняется, он подразумевает неопределенность, нестабильность, поэтому пересмотр привычных целей и задач в обучении, актуализация знаний выходят на первый план. Чтобы ученики могли войти в VUCA-мир, им необходимо развивать функциональную грамотность.
Понятие «функциональная грамотность» впервые было введено организацией ЮНЕСКО в 1957 году. Данный термин понимался как совокупность умений читать и писать для успешного решения повседневных задач. Несмотря на то, что на данный момент развитие функциональной грамотности рассматривается в рамках среднего уровня образования, в 60-х годах оно применялось к взрослому населению, нуждающемуся в формировании элементарной грамотности.
В современном мире термин «функциональная грамотность» содержится в обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях школьного образования. Поэтому педагогам важно формировать у учащихся полезные знания, умения и навыки. Учителям английского языка также особенно важно развивать в учениках функциональную грамотность, так как английский язык – средство межкультурной коммуникации.
Учащимся необходимо не только иметь большой словарный запас и знание грамматических правил, но и уметь применить полученные знания в реальных ситуациях, адаптироваться к различным условиям, уметь поддерживать беседу и т.п.
В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная
грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках
иностранного языка в рамках обновленных ФГОС, а также методы и приемы
формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека максимально эффективно использовать полученные знания, умения и навыки для решения множества практических задач, с которыми он сталкивается каждый день.
Под функционально грамотной личностью мы будем понимать такую личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Функциональная грамотность включает в себя следующие направления:
· читательская грамотность;
· математическая грамотность;
· естественнонаучная грамотность;
· финансовая грамотность;
· глобальные компетенции;
· креативное мышление.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и анализировать письменные тексты, извлекать смыслы, уметь интерпретировать информацию для ее дальнейшего использования. Читательская грамотность дает возможность расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность человека проводить рассуждения с математической точки зрения, уметь формулировать и применять математику для решения жизненных задач в различных сферах жизни. Такой вид грамотности позволяет человеку осознать роль математики в мире, изучить математические понятия для их дальнейшего применения, а также научиться высказывать обоснованные суждения и принимать объективные решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека интерпретировать данные с научной точки зрения и использовать научные доказательства для получения выводов и принятия решений. Естественнонаучно грамотный человек занимает активную гражданскую позицию по вопросам, которые связаны с естественными науками, он стремится изучить естественнонаучные идеи и понятия, чтобы применять естественнонаучные методы исследования в практической деятельности.
Глобальные компетенции – это обособленный компонент функциональной грамотности, который нацелен на формирование универсальных навыков. Человек, владеющий глобальными компетенциями способен изучать не только местные, но и глобальные вопросы межкультурного взаимодействия, критически их оценивать с пониманием культурных, религиозных, политических, расовых и иных различий народов. Такой человек уважительно относится к суждениям и взглядам других людей, поэтому способен вступать в открытое и эффективное взаимодействие с другими людьми, а также выстраивать диалог культур.
Креативное мышление – это способность человека продуктивно участвовать в процессе создания, развития и совершенствования идей с творческой точки зрения. Такие идеи эффективные, инновационные, новые и нестандартные. Развитое креативное мышление влияет и на духовное развитие личности.
Финансовая грамотность включает в себя знание и понимание финансовых терминов, оценку финансовых проблем и пути их решения, а также навыки, необходимые для принятия эффективных решений в различных финансовых ситуациях, которые бы положительно влияли на рост финансового благополучия не только человека, но и общества в целом. Финансово грамотный человек способен предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения, умеет находить альтернативные решения и минимизирует финансовые риски.
Функциональная грамотность включает в себя такие компоненты, как:
· знание сведений, правил, принципов;
· усвоение общих базовых понятий и умений, являющихся основой решения повседневных задач в различных сферах жизнедеятельности;
· готовность принимать и осознавать ценности, нормы, традиции современного мира;
· умение адаптироваться в VUCA-мире (решать конфликты, работать с информацией, работать в условиях неопределенности и т.д.);
· стремление повышать уровень образования, поддерживать идею непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Развитие
функциональной грамотности – ключевая задача педагога XXI века.
Основная цель обучения иностранному языку – формирование навыков свободного общения и практического применения, в связи чем формирование и развитие функциональной грамотности учащихся становится особенно актуальным.
Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. При эффективной работе педагога учащиеся смогут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях: например, спросить дорогу у прохожих, сделать заказ в кафе, вызвать себе такси, купить билеты в кино и т.д.
Функциональная грамотность содержится во ФГОС для каждого уровня школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт для начального общего образования по иностранному языку подразумевает:
· приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
· освоение правил речевого и неречевого поведения;
· освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
· формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт для основного общего образования по иностранному языку подразумевает:
· приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
· осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
· формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
· обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего общего образования по иностранному языку включает в себя:
· сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
· владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
· умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
· достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
· сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях
Все вышеперечисленные навыки необходимы учащимся, чтобы уметь адаптироваться в современном VUCA-мире. Образовательные стандарты охватывают различные аспекты развития учащихся, чтобы при выпуске из образовательного учреждения у учащихся было понимание того, что им необходимо для успешной адаптации и эффективной коммуникации. В связи с этим необходимо развивать функциональную грамотность на уроках иностранного языка при помощи различных методов и приемов.
Целью формирования функциональной грамотности на уроках английского языка является развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Для этого необходима тщательная подготовка педагога к учебным занятиям, правильный подбор методов и приемов обучения, чтобы ученики могли осознавать практическую ценность изучения иностранного языка.
Разные направления функциональной грамотности требуют определенного подхода. В качестве примера рассмотрим развитие читательской грамотности на уроках иностранного языка.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания или для получения информации из текста для дальнейшей рефлексии и применения полученных знаний на практике.
Выделяют три группы читательских умений.
Первая группа – это ориентация в содержании текста, в рамках которой учащиеся научились:
· определять главную тему, общую цель или назначение текста;
· выбирать из текста или придумать заголовок;
· формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
· объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
· находить в тексте требуемую информацию и т.п.
Вторая группа – это преобразование и интерпретация текста, для которой характерны:
· умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
· сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
· обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Третья группа – это оценка информации, содержащей умения:
· откликаться на содержание текста;
· оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
· находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Овладение этими умениями и означает овладение смысловым чтением, которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
При формировании читательской грамотности важно правильно отбирать те тексты, которые будут наиболее успешно влиять на ее развитие. Выделим следующие правила отбора текстов с заданиями на формирование функционального чтения:
1. Текст должен быть интересен и должен содержать неизвестную, но актуальную информацию и развивать кругозор;
2. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст, объем текста не должен превышать норму;
3. Незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
4. Шрифт должен быть легко читаем; текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
5. Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
6. Текст должен быть структурирован;
7. Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Обратим внимание, что помимо требований, которые должны соблюдаться при отборе текста, существуют также требования при отборе заданий к тексту:
1. Задания должны быть пронумерованы и иметь понятную инструкцию;
2. Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме;
3. В одном задании не должно быть более одного вопроса;
4. Задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели;
5. Задания не должны даваться ради самих заданий, должно быть четкое понимание такого, к какому результату приведет его выполнение;
6. Задания должны быть разного уровня сложности.
Также рассмотрим способы формирования глобальных компетенций на уроках иностранного языка, и на что педагогу стоит обратить внимание при подготовке уроков:
1. Создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;
2. Стимулировать интересы учащихся, развивать в них мотивацию к практическому использованию знаний и желанию учиться;
3. Обращаться к личности ученика, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
4. Активизировать ученика, делая его главным действующим лицом на учебном занятии, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
5. Создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;
6. Помогать учащимся осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
7. Учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
8. Предусматривать различные формы работы в классе (индивидуальную, групповую, коллективную), которые в полной мере стимулируют активность учащихся, их самостоятельность и творчество.
Изучив материал, мы можем прийти к выводу, что развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка действительно играет важную роль в становлении учащихся. Методы и приемы формирования функциональной грамотности способствуют не только получению новых знаний, но и развитию полезных умений и навыков, которые будут не только соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, но и будут актуальны в современном обществе.
Большинство методов и приемов могут не только поспособствовать формированию знаний, но и повышению мотивации учащихся не только на уроках иностранного языка. Например, развитие читательской грамотности позволит учащимся уметь работать с любыми текстами и любой информацией, анализировать и интерпретировать полученные данные. Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка позволяет учащимся успешно подготовиться к социализации в современном мире.
· Институт развития образования Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iro23.ru/sites/default/files/kovaleva_g.s._funk_gram_fgos_logvinova_i.m.pdf
· Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2021/09/08/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah
· Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2022/02/20/formirovanie-globalnyh-kompetentsiy-na-urokah
· Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/65081.htm
· Скиллбокс Медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-kak-ona-svyazana-s-obshchim-intellektom/
· ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.