Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.7

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Оценка 4.7
Руководства для учителя
RTF
математика
1 кл—4 кл
21.05.2022
Формирование функциональной грамотности на  уроках   математики в начальной школе
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой и деятельности, общения и социальных отношений. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями) .
формирование математической грамотности Комина О.И..RTF

«Формирование функциональной грамотности

на уроках математики в начальной школе»

Комина Ольга Ивановна, учитель МОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области

 

 Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой и деятельности, общения и социальных отношений. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями)

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией. Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии. Или предложена задача: В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

в)способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать. Примеры заданий: допиши единицы измерений: площадь школьного пенала прямоугольной формы 180, длина дорожки 50,площадь кухни 12, высота окна 145, длина гвоздя 100, высота дома 16, рост школьника 1 360

г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д. д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание). «Функциональная математическая грамотность» включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач: 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления; 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

ФГОС утверждают , что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: а) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно -практических задач.  Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.

Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики. Особенности формирования функциональной математической грамотности: 1 класс - письмо цифр по алгоритму и стрелочкам, что создает быстроту письма, верную ориентацию в клетке;  распознавание фигур – осуществляются логические операции синтеза (составляется из неск. фигур – общая) и анализа (разделение фигуры на неравные фигуры) ; моделирование заданий – замена предметов условными знаками и запись с их помощью условий заданий. Много аналогичных заданиях и в учебнике 2, 3,4 класса. В этом плане интересны странички для любознательных. Но кроме учебника учитель должен обладать и другими методическими инструментами – технологиями, уметь владеть соответствующими методическими приемами. В различных источниках я находила интересные задания, составляла сама и у меня получился свой банк технологий, приемов, образцов заданий, которые я использую в рамках развития функциональной грамотности. Приведу некоторые из них.

1. технология проектов,позволяющая ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

2. проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.

3. работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

4.игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

5. проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям.

 

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики

Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2022