Направление: «Функциональная грамотность».
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
(из опыта работы)
С.А. Бесчастнов, С.В. Бесчастнова, учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Чебоксары
Аннотация функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, на сегодняшний день, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках русского языка и литературы с целью формирования функциональной грамотности.
Ключевые слова функциональная грамотность, урок, всесторонне развитая личность, читательская грамотность.
В условиях социально-экономических изменений в мире, обществу нужна всесторонне развитая личность, умеющая ориентироваться в потоке информации, и умеющая работать на результат. В последнее время все чаще мы слышим понятие «функциональная грамотность».
Российский педагог, член – корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова пишет: «Функциональная грамотность - это базовое образование личности». Ребенок должен обладать:
-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
-возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
-способностью строить социальные отношения;
Академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Данное определение возьмем за основу и разберем понятие функциональное чтение, с которым мы постоянно работаем на уроках русского языка и литературы.
Функциональное чтение – это чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- поиск информации;
- понимание прочитанного;
- работа с полученной информацией (интерпретация, оценка);
-применение информации для решения своей задачи.
Умения формируются с раннего детства. Уровень зависит от дошкольного развития, школьной программы, учителей, родителей и самого человека.
Учитель русского языка и литературы играет важную роль в обучении.
Данные уроки являются ключевыми в системе школьного образования и на них используются различные методы и приёмы, которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Главной трудностью для обучающихся являются поиск и отбор необходимой информации. На уроках литературы наиболее удобны в применении РАФТ, фишбоун, эссе, техника аквариума, «Брейнсторминг»; на уроках русского языка - синквейн, кластер, телеграмма, кроссенс.
Первый прием, с которым мы работаем на своих уроках - это кроссенс, как прием логического и творческого мышления.
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.
Что же такое "кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов".
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правила чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента
На каком этапе урока мы применяем кроссенс? При изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации; при закреплении и обобщении изученного материала; творческое домашнее задание.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
Одним из активных методов обучения, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного метода - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Практическая работа в 5 классе при анализе произведения И. С. Тургенева «Муму», обучающимся предлагается заполнить фишбоун, который поможет проанализировать главного героя. Ученики должны разобраться со сложным вопросом: «Что может толкнуть покорного человека на бунт?»
Голова (проблема) – Герасим – покорный бунтарь.
Верхние косточки (причины) – он хозяйственный; крепостной крестьянин; бунтарь (освобождающийся).
Нижние косточки (факты) – любит порядок, хорошо исполняет свои обязанности; топит Муму, потому что обязан это сделать; самовольно уходит от барыни.
Хвост (вывод) – если постоянно унижать человека, то даже самый покорный рано или поздно взбунтуется.
В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами, сравнение двух текстов и другие виды работ с текстами, которые при этом являются наиболее результативными формами организации работы на уроке русского языка.
Федеральные государственные образовательные стандарты во многом определяют условия для развития функциональной грамотности у школьников, поскольку ориентируют учителя на выстраивание процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок учился учиться, был коммуникабельной, креативной, творческой личностью.
Список литературы:
1. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml
2.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998.
3. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб., 2000. – (Сер. «Мастера психологии»).
4. Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589
5. Епонешникова Л.В. Развитие навыков функциональной грамотно-
сти на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee/stat-ia-razvitiie-navykov-funktsional-noi-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury.
6. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения// Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 24-25.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.