Век наш таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, проявляющих ту же способность Г.Мамфорд Джонс
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования, одной из целей которой является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Создать для обучающихся условия для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, учить самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию.
В условиях модернизации роль физики, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем, изучение физики должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности обучаемых.
В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.
Данные психолого-педагогических исследований показывают, что новые знания учащихся могут формироваться как аддитивным путем, так и через пересмотр прежних знаний, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез.
Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.
В широком определении функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. И начинать формировать функциональную грамотность школьников надо с учителя.
К сожалению, как показывают результаты международного исследования, именно с формированием естественно - научной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. Работая с учащимися, часто задумываешься над вопросом, а понимают ли наши дети то, про что они читают. И сами себе даем ответ, нет, не понимают.
Учителю нужно переходить на исследовательские проекты и творческие занятия.
Компетенции могут наиболее успешно формироваться в рамках проектной деятельности или технологии формирования критического мышления.
Проектная деятельность – это замечательно, и в рамках классно-урочной системы в учебном процессе её применение представляется все-таки несколько ограниченным. Поэтому для решения поставленных задач целесообразнее было бы применение критического мышления.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Образовательная технология развития критического мышления основана на коммуникативно - деятельностном принципе обучения, предусматривающем диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися.
Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и разработать технологию процессов, обеспечивающих высокую эффективность результатов учебной деятельности.
Обнажился ряд серьезных противоречий, отрицательно воздействующих на качественный уровень усвоения физических законов. Это противоречия: между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов; между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки школьника и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью форсированного личностного и психического развития ученика и условиями улучшения здоровья детей
Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности со стороны обучающего.
Особое значение имеет рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы. Поэтому важно, чтобы на заключительном этапе дискуссии учащиеся имели возможность как бы со стороны посмотреть на прогресс совместной деятельности и на свою личную роль в нем.
Под рефлексией обычно понимают, с одной стороны, способность личности анализировать собственные мысли, чувства, намерения, с другой - способность прогнозировать мысли, чувства, действия других людей в отношении себя или третьих лиц. В контексте рефлексии наиболее отчетливо выступает и взаимосвязь трех сторон общения: восприятие - обмен информацией - взаимодействие.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Важно научить учащихся:
Ставить цель;
Составлять план исследований;
Подбирать необходимые приборы и материалы;
Собирать необходимые установки;
Проводить исследования и формулировать выводы.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.
Например:
Почему жужжит пчела?
Что поднимает в воздух шар?
В чём причина полярных сияний?
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:
При изучении физической теории;
При решении задач;
При проведении демонстрационного эксперимента;
При выполнении лабораторных работ.
Физика - это наука экспериментальная, в том смысле, что основные законы природы, изучением которых она занимается, устанавливаются на основании данных эксперимента. Экспериментальная физика - увлекательная работа для учащихся. Её методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые знания.Изучение явлений на основе физического эксперимента способствует формированию научного мировоззрения учащихся, более глубокому освоению законов, повышает интерес у школьников к изучению предмета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.