Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 26 «Кораблик»
Педагогическая статья
«Формирование готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе
у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Выполнила Сырцова С.В. – воспитатель
Первой квалификационной категории
г. Бердск
На сегодняшний день одной из глобальных проблем современности являются всё чаще возникающие природные аномалии. Связано это с нарастающим вмешательством человека в природу, приводящим к серьёзным ухудшениям функционирования экосистем.
Такое прагматичное отношение к природе вызвано отсутствием у населения экологического сознания, умения экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным, нравственным отношением к ней. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали.
Позитивное взаимодействие ребёнка с природой на прямую зависит от наличия у него готовности проявлять заботу об объектах живой природы. Повышение интереса к миру природы, появление социальных мотивов, овладение практическими умениями и навыками по уходу за растениями и животными создают предпосылки для формирования у дошкольников готовность к нравственно-ориентированной деятельности в природном окружении.
Готовность к нравственно-ориентированной деятельности включает: сознание детьми необходимости проявлять заботу о живом организме, наличие у них интереса и мотива, овладение действиями с объектами природы, понимание последствий своих действий.
Пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир, всё это целостный воспитательно-образовательный процесс, он становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей. В которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно - образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Недостаточные знания и опыт маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно, при систематической работе педагога с детьми, принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Воспитательно-образовательный процесс должен опираться на способность детей к сопереживаниям и нравственно-эмоциональной связи при взаимодействии с природой. Знания о живых объектах природы обогащают информацией, направленной на развитие эмоций, удивления, на сознание самооценке всего живого.
Нравственная готовность старших дошкольников определяется тремя компонентами:
1). Мотивационный – наличие социальных мотивов, эмоциональная отзывчивость, нравственные установки (стать заботливым), мотив достижения успеха.
2). Информационный – система нравственных знаний, знакомство с такими качествами как: трудолюбие, заботливость, сочувствие, терпение. Ребёнок должен понимать отличие хорошего поступка от жестокого, он должен знать в чём выражается сочувствие.
3). Операционный – система нравственных умений и навыков (умение взаимодействовать с живыми объектами).
Очень многое зависит от семьи. Ведь семья – это окружение ребёнка. Именно та среда, в которой
формируется его представление о себе и о мире начинается развитие социальной природы.
Доказано, что развитие нравственно-эмоциональной сферы ребёнка зависит от целей, содержания, направленности деятельности, от того как он усваивает определённые нравственные ценности, овладевает нравственными нормами.
Исходя из выше сказанного, обучающий (воспитатель или родитель) должен:
· Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.
· Направлять, помогать достижению цели.
· Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
· Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности.
Подводя итог можно выделить следующие методы работы:
А). методы непосредственного взаимодействия с природой (наблюдение, труд, реальные проблемные ситуации, поручения, дежурства, коллективный труд в уголке природы)
Б). методы опосредованного взаимодействия: игра, художественная литература, музыка, живопись, лепка, рассказ взрослого, творческая деятельность детей.
Воспитание заботливого отношения к природе основывается на положительных эмоциях детей, понимании собственной значимости, проявление заботы будет осознанным, если ребёнок чувства и знания реализует в практической деятельности, от которой получит положительные переживания.
Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.
Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, которые направлены на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин природы пробуждает у детей чувства понимания её, бережное отношение к ней. Изучение природы, способствует формированию уважения к обществу, к самой природе, развивает чувства патриотизма. Наблюдение обогащает ребёнка яркими образами окружающей действительности, служит основой формирования понятий. Созерцание красоты природы даёт душевную опору и будит в душе ребёнка самые высокие стремления.
Список используемой литературы
Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание - 1996-№7-36-42с.
Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание -2003-№ 12-52с.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М.: Просвещение, 1980-270с
Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. -М.,1983 - 137с.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995-267с
Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-1998- № 2-13-17с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001-374с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.