Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников
Оценка 4.7

Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников

Оценка 4.7
Научные работы
docx
преподавание
28.01.2022
Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников
Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьнтков.docx

Теоретические вопросы

Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников.

 

Владение речью является одним из необходимых условий процесса становления и формирования личности младшего школьника. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Федеральные стандарты ориентированы на речевое развитие детей, в первую очередь, младшего школьного возраста, поскольку письменной речью ребенок начинает овладевать именно в указанном возрастном периоде, а потом он совершенствует и закрепляет полученные в ходе учебного процесса навыки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего требует, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, были сформированы «позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Поэтому развитие письменной и устной речи – одна из важных и необходимых задач.

Ранее в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. Традиционная система отдаёт приоритет формированию умений в области каллиграфии и орфографии, а не умения формулировать самостоятельные высказывания.

Однако, до сих пор вопрос формирования письменной и устной речи остаётся открытым, поскольку на практике наблюдаем серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и старшеклассники, и даже многие взрослые испытывают затруднения, излагая свои мысли и чувства.

Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как – монолог: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная».

Совершенствование речи  школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:

а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержание сообщения;

в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;

г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Решая задачу по развитию речи учащихся, следует учитывать, существование четырёх видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма, и направлять на обучение каждому из этих видов.

В реальной жизни человек создаёт высказывание при конкретных обстоятельствах, в определённых условиях, всегда кому-то его адресует. Поэтому важно в условиях урока обеспечить возникновение у детей естественной потребности и желания вступить в речевое общение.

Чтобы совершенствование речи младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений:

1.                 над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать мысли и чувства, возникающие у детей, - это потенциальные предметы их речевой деятельности;

2.                 над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования, над обогащением арсенала средств, используемых детьми;

3.                 над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать мысли;

4.                 над умением отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;

5.                 над пониманием значимости всех элементов «чужого» текста (отбора сведений, их последовательности, группировки, использованных языковых средств), а также над умением извлекать из каждого элемента соответствующий смысл.

Работа над совершенствованием речевой деятельности младших школьников предполагает обучение не только созданию высказываний (устных и письменных), но и их восприятию (слушание); предусматривает организацию учебной речевой деятельности детей путем выполнения специальных коммуникативных упражнений, рассчитанных на то, чтобы ученики не просто готовили сообщения или пересказывали тексты по заданию учителя, а делали это будучи поставленными в конкретные обстоятельства, которые стимулировали бы их речевую активность, диктовали определенные требования к высказыванию.

Виды упражнений по развитию речи младших школьников могут быть следующими:

1.                 сопоставление ситуации общения и созданных учащимися текстов;

2.                 предугадывание по заголовку, началу текста его возможного содержания и характера; придумывания заголовка к тексту;

3.                 составление плана или подготовка рабочих материалов для будущего высказывания;

4.                 конструирование из заданных элементов слов, словосочетаний, предложений, текста с учетом решаемых речевых задач;

5.                 придумывание или подбор предложений, словосочетаний, рядов слов;

6.                 перестройка текста в заданном направлении с проведением соответствующих наблюдений;

7.                 анализ с определенных позиций и редактирование текста;

8.                 воспроизведение текста после его анализа;

9.                 конструирование текста из готовых отдельных частей или достраивание текста с использованием отдельных элементов;

10.            наблюдение за построением повествований, способствующее развитию чувства языка, воспитанию внимания к слову, совершенствование способности осознанно воспринимать тест.

Формирование одних и тех же речевых умений следует вести с первых дней обучения ребенка в школе на различном речевом материале – различном по тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру, по строению, по объему, при большей или меньшей степени самостоятельности учащихся, при преобладании устной и письменной формы, с использованием различных способов обучения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного приобретения навыков письма и комбинированного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения. При обучении письменная речь необходимо совмещать процесс чтения и процесс написания. Чтение – компонент письменной речи и необходимое ее условие.

Формирование и развитие речи мл школьника в целом должно быть правильно замотивировано, а этот интерес опирается во многом на потребность ребенка в общении, на желание поделиться своими мыслями и чувствами.

Усложняющееся в связи с новыми видами учебных, коллективных занятий, трудовых поручений, общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребенка и овладению новыми грамматическими формами родного языка. Обогащение опыта ребенка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, что в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. Расширение речевого общения приводит к изменению строения детской речи. Наряду с названиями предметов, их качеств и действий дети начинают широко пользоваться различными определениями. В начальной школе ребенок практически овладевает грамматическим строем родного языка. Широко используются младшими школьниками слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями.

Этапы становления письменной речи. Согласно концепции М.М. Безруких, формирование навыка письма проходит несколько этапов:

1 уровень. Элементарное письмо. На этом этапе происходит формирование зрительного и двигательного образа букв, их различие и дифференцировка. Дети научаются звукобуквенному анализу, переводу фонемы в графему; свободному и правильному выполнению всех графических элементов, букв, буквосочетаний; связанному письму букв в словах, письму слов, предложений; учатся соблюдать графические нормы и правила письма (ширины, высоты, наклона, соотношению элементов); овладевают способностью списывать слова (перекодировать письменные и печатные буквы).

 2 уровень. Грамотное осмысленное письмо. На этом этапе уже возможно письмо текста под диктовку (осознанное использование звукобуквенного анализа); возможно изложение простой собственной мысли в письменном виде; использование основных элементарных правил правописания, орфографии, пунктуации; понимание и использование разнообразной лексики; создание собственных письменных текстов (изложение на основе рассказанного или прочитанного текста); формирование образной грамотной письменной речи; понимание различий и использование разных форм письменной речи; описание; повествование; рассуждение.

3 уровень. Грамотная осмысленная письменная речь. На этом этапе формируется понимание особенностей и использование разных жанров письменной речи; становится возможным структурированное, последовательное, грамотное составление письменного текста в соответствии с заданной темой (сочинение); использование в письменной речи выразительных средств языка; эффективное использование словарей; понимание особенностей и грамотное составление кратких письменных сообщений (СМС, электронная почта).

Одним из главных показателей владения речью является хорошо развитые творческие способности младших школьников, а основу логичности письменного текста составляет связь речи и мышления. В течение периода обучения в начальной школе у детей развивается отвлечённое словесно-логическое и рассуждающее мышление. Это дает возможность делать первые обобщения и выводы, строить элементарные умозаключения, проводить аналогии.

Интерес для нас также представляют результаты гендерных исследований. Большинство исследователей отмечают, что речевое развитие девочек по всем параметрам значительно лучше речевого развития мальчиков этого же возраста, что определяет их лучшую успеваемость в школе. Объясняется это тем, что девочки более часто вступают в диалог по сравнению с мальчиками, что, в свою очередь, приводит к развитию коммуникативной стороны речи, обогащению словарного запаса, активному использованию развернутых словесных оборотов; различия игровой деятельности в дошкольном детстве (для девочек более характерны игры, в которых ведущая роль отводится взаимоотношениям между людьми).

Изучив степень и особенности сформированности навыков письма у младших школьников с учетом гендерной принадлежности, О.Ю. Крещенко приходит к следующим выводам: - к моменту окончания начальной школы грамотное оформление письменной речи у мальчиков сформировано хуже, чем у девочек;

 - формирование почерка у мальчиков идет с большими нарушениями, чем у девочек (объясняется это лучшим развитием мелкой моторики рук у девочек, поэтому они лучше рисуют, вышивают, вырезают…).

Таким образом, в обучении при развитии речи школьника необходимо учитывать:

- мотивацию школьника, основанную на поддержании целенаправленного интереса к общению;

- взаимосвязь осмысленного письма и чтения;

- развитие логического мышления, способности к обобщению, абстрагированию;

- обучение школьника приемам умственной деятельности с целью включения его в процесс творческого поиска, выработки нового для него знания;

- развитие личностных, в первую очередь духовно-нравственных и интеллектуальных качеств обучаемого;

- особенности формирования навыков письма у мальчиков и девочек.

 


 

Теоретические вопросы Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников

Теоретические вопросы Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников

Решая задачу по развитию речи учащихся, следует учитывать, существование четырёх видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма, и направлять на обучение каждому из этих видов

Решая задачу по развитию речи учащихся, следует учитывать, существование четырёх видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма, и направлять на обучение каждому из этих видов

Формирование одних и тех же речевых умений следует вести с первых дней обучения ребенка в школе на различном речевом материале – различном по тематике, по…

Формирование одних и тех же речевых умений следует вести с первых дней обучения ребенка в школе на различном речевом материале – различном по тематике, по…

Грамотная осмысленная письменная речь

Грамотная осмысленная письменная речь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022