Формирование гражданско-патриотической и правовой ответственности обучающихся.
Для того чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия. Следует говорить о Родине, о преданности служения Родине в годы Великой Отечественной войны и во время СВО. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
В результате реализации мероприятий должно обеспечиваться
достижение учащимися:
Воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений —
знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта
действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности)
Воспитательных эффектов (последствий
воспитательных результатов — формирование социальной компетентности,
гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности,
развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности и пр.)
Целевые
ориентиры результатов гражданско-патриотического воспитания на уровне (ООО)
основного общего образования:
• знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении;
• сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
• понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства;
• понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
• имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
• принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Патриотизм проявляется в
поступках и в деятельности каждого человека.
Патриотизм всегда
конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма
является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в
конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Причем, взрослые
зачастую неосознанно формируют в детях безразличное отношение к национальным
символам и ценностям своими действиями или
бездействием. "Дети
нас не слышат, дети на нас смотрят".
Анализ анкеты «Патриотическое воспитание ребенка в семье»
(ОПРОШЕНО 9 родителей.)
1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?
8 |
да |
1 |
нет |
2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?
4 |
Активная гражданская позиция |
5 |
Бескорыстие |
7 |
Любовь и привязанность к Родине |
5 |
Толерантность |
4 |
Готовность к самопожертвованию |
4 |
Чувство долга |
3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?
3 |
Да |
|
Нет |
6 |
Частично |
4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания школьников?
7 |
Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа |
5 |
Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа |
4 |
Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей |
4 |
Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край |
5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?
1 |
Родители |
|
Общество |
1 |
Педагоги |
8 |
Все в целом |
|
СМИ |
|
|
6. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей с символикой государства, памятными датами?
9 |
Да |
|
Нет |
|
Затрудняюсь ответить |
7.
Вы хорошо знаете район, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)?
Оцените свои знания по 5-балльной шкале:
|
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
5 |
4 |
|
5 |
8. На Ваш взгляд, Вы обладаете достаточной информацией о своем районе, стране, культурных традициях, чтобы ответить на вопросы ребенка? Оцените свои знания по 5-балльной шкале:
|
1 |
|
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
|
5 |
9. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?
|
Да |
1 |
Нет |
8 |
Иногда |
10. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?
7 |
Да |
2 |
Нет |
11. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?
8 |
Уважение к старшим и родителям |
4 |
Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них |
2 |
Изучение происхождения родословной своей семьи |
5 |
Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.) |
7 |
Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.); |
2 |
Другое |
12. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?
2 |
Да |
1 |
Нет |
6 |
Не знаю |
13. Как Вы считаете, на каком уровне школа организует работу по патриотическому воспитанию обучающихся? Оцените ее по 5-балльной шкале:
|
1 |
|
2 |
|
3 |
3 |
4 |
6 |
5 |
Анализ анкеты обучающихся 19.11.2024 г.
Опрошено 16 обучающихся 5-9 классов.
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
Частично |
Не знаю |
|||
1 |
Считаете ли вы себя патриотом? |
8 |
1 |
3 |
4 |
|||
2 |
Осознаете ли вы свои гражданские права и обязанности? |
12 |
|
1 |
3 |
|||
3 |
Уважаете ли Вы людей другой национальности? |
10 |
1 |
4 – отношусь терпимо |
1 |
|||
4 |
Как вы для себя определяете понятие «патриот»? |
-Человек, любящий и защищающий свою Родину -2 -Тот, кто готов пожертвовать собой ради Родины-2 -Человек, любящий свою страну -4 -Человек, который гордится своей Родиной -Человек, который отдает дом своей стране
|
3
|
|||||
5 |
Выберете из нижеперечисленного высказывания, по которым вы определяете для себя понятие «патриотизм?» |
Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу- 14 чел.
Нетерпимость к представителям других наций и народов – 4 чел.
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей страны – 5 чел.
Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни – 15 чел.
Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы наше государство было самым мощным и уважаемым – 14 чел.
Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи – 1 чел.
Патриотизм – это лишь литературная выдумка- 1
|
||||||
6 |
Испытываете ли Вы чувство гордости |
за свою страну |
за свой город |
за принадлежность к гражданству Российской Федерации |
затрудняюсь ответить |
другое |
||
13 |
4 |
11 |
3 |
За свою область |
||||
7 |
Назовите поводы для гордости нашей страной? |
Большая территория, много руды, нефти, газа; Готовность (людей) участвовать в мероприятиях для процветания Родины, большие пожертвования; Президент, национальное многообразие, независимое отдельное государство, Мого возможностей; Достижения страны; Благоприятно жить в нашей стране; Достопримечательности; Есть добрые. Хорошие люди; Защита; Она никогда не проигрывала; Великая, сильная.
|
||||||
8 |
Закончите предложение: «Чтобы быть достойным гражданином своей страны…»
|
Надо ее защищать; уважать ее закон; трудиться для ее процветания; выполнять обязанности; быть ее патриотом; знать свои права и обязанности; служить в армии; быть гражданином; уважать ее; гордиться своей страной; учиться.
|
||||||
Выводы:
1. 50% считают себя патриотами, 25 % не знают патриоты ли они, не задумывались об этом.
2. Свои гражданские права и обязанности осознают 75% .
3. 62.5% уважают людей другой национальности, а 6% нет.
4. Понятие «патриот» - это
- Человек, любящий и защищающий свою Родину -2,
-Тот, кто готов пожертвовать собой ради Родины-2
-Человек, любящий свою страну -4
-Человек, который гордится своей Родиной
-Человек, который отдает дом своей стране.
5. «Патриотизм «– это Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу- 14 чел.
Нетерпимость к представителям других наций и народов – 4 чел.
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей страны – 5 чел.
Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни – 15 чел.
Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы наше государство было самым мощным и уважаемым – 14 чел.
Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи – 1 чел.
Патриотизм – это лишь литературная выдумка- 1 .
6. 81% испытывают гордость за свою страну, а 19% затрудняются ответить.
7. Поводы для гордости нашей страной – это
Большая территория, много руды, нефти, газа;
Готовность (людей) участвовать в мероприятиях для процветания Родины, большие пожертвования;
Президент, национальное многообразие, независимое отдельное государство,
Мого возможностей;
Достижения страны;
Благоприятно жить в нашей стране;
Достопримечательности;
Есть добрые, хорошие люди;
Защита;
Она никогда не проигрывала;
Великая, сильная.
8. «Чтобы быть достойным гражданином своей страны…»
надо ее защищать;
уважать ее закон;
трудиться для ее процветания;
выполнять обязанности;
быть ее патриотом;
знать свои права и обязанности;
служить в армии;
быть гражданином;
уважать ее;
гордиться своей страной;
учиться.
Необходимо продолжить работу по формированию гражданско-патриотической и правовой ответственности обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.