Дошкольное
детство является важнейшим периодом становления человека как личность, в это
время закладываются основы гражданских качеств, дети получают первые
представления о культуре и обществе, в котором развиваются. Современные дети
мало знают о своей Родине, об особенностях народных традиций, они равнодушны ко
всему, что их окружает, агрессивны, редко сострадают чужому горю. Поэтому,
главная задача дошкольного образования- как можно раньше пробудить в детях
любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут
стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и
уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство
гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество
воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Определенный шаг в решении задачи формирования
гражданской идентичности дошкольников сделан в ходе принятия федеральных
государственных образовательных стандартов нового поколения, которые включают в
себя: развитие и формирование российской гражданской идентичности, патриотизма,
любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину. Педагогический
словарь определяет граждaнственноcть качеством личности, которое характеризуется
стремлением и умением работать во имя интересов страны, нации, ответственностью
по отношению к своим обязанностям, осознанием своих прав .
Идeнтичность человека - осознание личностью
своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках
социальных ролей и эго состояний. Гражданская идентичность – индивидуальное
чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее
гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.
Формирование гражданской идентичности возможно
эффективно осуществлять посредством проектной деятельности. Метод проектов
уникален, он проходит через все сферы взаимодействия педагога и воспитанников.
Реализуя проект, дети самостоятельны на всех этапах его реализации, проявляют огромный
интерес и желание достигнуть цели своими способами. Педагог лишь помогает при
необходимости и направляет деятельность детей в проекте. В проекте дети
воплощают свои идеи в реальность, разрешают возникшие с ними проблемы в
обществе, тем успешно социализируются. Проектный метод несет в себе инновацию в
организации познавательной деятельности нынешнего поколения. На сегодняшний
день в дошкольном образовании реализуются множество интересных проектов,
которые ведут к формированию и сохранению гражданской идентичности
подрастающего поколения. К ним относятся проекты в рамках международных
общественных движений, акций, народных праздников страны. Посредством данных
проектов у детей формируется чувство любви, заботы, сострадания, сопереживания,
дети стараются бережно относиться к окружающей действительности, заботиться о
природе. Посредством метода проектов дети легче усваивают знания о своей
стране, о ее государственной символике, о народном творчестве. Каждый ребенок,
реализуя свой проект, как бы проживает его внутри себя, в связи с этим у него
возникают чувства, эмоции, получает впечатления, тем самым материал усваивается
легче и надолго.
Таким образом, чтобы развитие личности
дошкольника протекало гармонично, педагогам необходимо грамотно организовать
деятельность в том или ином проекте. Рекомендуется включать в работу
мероприятия, направленные на повышение социальной компетентности, гражданской
идентичности посредством чтения книг, беседы, просмотра фильмов, составления
рассказов по сюжетным картинкам. Воспитанникам необходимо закрепить полученные
знания на практике, продемонстрировать собственный опыт. Все это закрепить
мероприятиями для повышения самооценки детей, снятия тревожности, негативизма,
агрессии. Социальная компетентность и гражданская идентичность также
формируется посредством проигрывания социальных ролей, моделирования ситуаций
со сверстниками и взрослыми на различных этапах проектной деятельности.
Тематика и содержание проектов для детей
дошкольного возраста разнообразна. В зависимости от доминирующих методов, -
используемых в работе над проектом – игровых, творческих, познавательных .
Основы гражданской идентичности дошкольников в
проектной деятельности в большей степени зависит от включенности в проектную
деятельность членов семьи воспитанников, их родителей, близких людей.
Дошкольное же учреждение является проводником, дополнением . Только при
взаимодействии с семьей, знания и умения ребенка будут носить устойчивый
характер. Для этого в дошкольных учреждениях в настоящее время организуются различные
индивидуальные, массовые проекты с участием членов семьи воспитанников.
Эффективность метода проектов во многом зависит
от профессионального мастерства педагога. Педагог должен уметь подобрать такие
средства, формы и методы взаимодействия с воспитанниками, чтобы его работа была
максимально эффективной и продуктивной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.