Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по рабочим тетрадям "Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников"

  • pptx
  • 30.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся..pptx



Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся.

Подготовила: учитель МАОУ СОШ №36
Мельникова Татьяна Николаевна

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Виды функциональной грамотности

1.  Читательская грамотность
2.  Математическая грамотность
3.  Естественнонаучная грамотность
4.  Финансовая грамотность
5.   Глобальные компетенции
6.   Креативное мышление

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Особенности тетрадей «Функциональная грамотность»
1-4 класс
цветовое оформление:
читательская грамотность,
математическая грамотность,
финансовая грамотность,
естественно-научная грамотность;
- 1 и 4 класс - отдельными разделами;
- 2 класс - чередование всех разделов на основе одной темы;
- 3 класс – чередование читательской грамотности и естественно-научной грамотности и чередование финансовой грамотности с математической грамотностью;

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.


Стиль текста

1 класс

4 класс


Жанр текста

1 класс

4 класс

1 класс


Работа с предложением

1 класс

4 класс


Восстанови последовательность

4 класс

1 класс

Работа с пословицами, поговорками, ребусами

1 класс

2 класс

1 класс

1 класс

Личное мнение

1 класс

3 класс

1 класс

1 класс

Особенности работы над читательской грамотностью
в 1 классе

-художественный текст;
- определи жанр, заголовок ( из предоставленных вариантов);
- определи главных героев ( из предложенных);
- дополни предложения, пользуясь информацией из текста;
- дай характеристику героям ( соедини линией слово-характеристику и героя);
- восстанови последовательность слов, предложений, картинок;
- работа с пословицами, поговорками, ребусами;
- выскажи своё мнение (выбери из предложенных);


Характеристика героя

1 класс

1 класс


Главные герои

1 класс

1 класс

Особенности работы над читательской грамотностью во
2 классе

- преимущественно научно-познавательный текст;
- определи тему текста (выбери из предоставленных );
- выбери вопросы, на которые можно найти ответы в тексте, запиши свои вопросы;
- словарная работа со значением слов, выражений;
- работа с кластерами;
- определи настроение автора, докажи словами из текста;
- соотнеси картинку и предложение;

Особенности работы над читательской грамотностью во 2 классе

Особенности работы над читательской грамотностью в 3 классе


- Научно-познавательный текст ;
- определи тип текста ( выбери из предоставленных);
- сделай подписи к рисунку;
- найди и подчеркни ответ в тексте;
- придумай и запиши свой вопрос к тексту, докажи свой ответ;
-« Какую информацию ты бы ещё хотел получить?»;

Особенности работы над читательской грамотностью в 3 классе

Особенности работы над читательской
грамотностью в 4 классе

- научный текст;
- большой объем материала;
- весь материал раздела объединен общей темой;
- определи тему, тип, основную мысль текста;
- работа со словарём;
- задания опираются на имеющийся опыт учащихся;
-соедини рисунок и понятие;
- составь план, выпиши опорные фразы;
- соотнеси картинку и ответ без опоры на текст;

Особенности работы над читательской грамотностью в 4 классе

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотрите также