Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения на уроках истории и обществознания ( из опыта работы)
Оценка 4.7

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения на уроках истории и обществознания ( из опыта работы)

Оценка 4.7
doc
04.03.2020
Формирование информационно-коммуникативной компетентности  учащихся через использование активных форм обучения  на уроках истории и обществознания  ( из опыта работы)
обобщение опыта работы я.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 р.п.Приютово

муниципального района Белебеевский район РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование информационно-коммуникативной компетентности

учащихся через использование активных форм обучения

на уроках истории и обществознания

( из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Кузина Е.Н.

                                     учитель истории и обществознания

                           1  квалификационной категории

                                                     

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приютово -2020

 

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения

 на уроках истории и обществознания.

 

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач  – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Необходимым условием достижения современного образования является реализация компетентностного подхода. Особенно благодатными в этом направлении являются предметы обществоведческого цикла, которые я преподаю. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся во – первых, умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт, во-вторых, изучение сфер жизни общества предполагает наличие различных точек зрения. Все это приводит  к определённым трудностям. Наблюдения показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, не размышляют над полученной информацией, затрудняются  ответить на проблемный  вопрос, вести диалог, аргументировано представлять собственную точку зрения.

Это определило выбор темы моей работы «Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения на уроках истории и обществознания»

Актуальность  работы связана с наличием самой  проблемы, что нашло отражение в законодательных актах, стандартах 2 поколения программы основного и общего образования по истории.

Цель работы  – Формирование высших уровней коммуникативной компетентности учащихся  на уроках истории и обществознания  через комплексное использование дидактических условий, создание системы коммуникативных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с целью были поставлены и решались следующие задачи:

1.Определение уровней коммуникативной компетентности обучающихся  в учебной деятельности на уроках истории и обществознания.

2. Организация необходимых дидактических условий для формирования высших уровней коммуникативной компетентности в учебной деятельности.

3. Создание дидактического инструментария как  средства формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения учащихся старшей  школы.

Ожидаемые результаты:

-овладение обучающимися навыками поиска, систематизации исторической и иной  информации,

-умение структурировать  материал из одной знаковой системы в другую

-умения конструктивно общаться( формулировать собственную позицию, принимать доводы противоположной стороны, вести диалог).

-способность к эффективной презентации своего проекта.

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся  осуществляются мною поэтапно через использование в учебно-воспитательном процессе методов и приемов деятельностных технологий: проектной, интерактивной, проблемного обучения, технологии критического мышления, ИКТ.

Для развития способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки , систематизации и перевода информации из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) использую технологию критического мышления» ( методы «Займи  позицию», «6 шляп», ПОПС – формулу, разбивка на кластер, чтение «со стопами», пятиминутное эссе, прием «инсерт», синквейн) с помощью, которой  школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, вырабатывать коммуникативные навыки общения.

Изучение истории и обществознания невозможно без активной работы с разнообразными источниками информации: таблицы, схемы, документы, мемуары, карты,  учебник. Работа с источниками предполагает добывание фактов, формирование навыков исследовательской работы,  учит мыслить, рассуждать, извлекать новую информацию, отмечать черты исторической эпохи. Чтобы работа была эффективной,  составила сборник правил и рекомендации по работе с исторической и иной информацией, способствующих формированию коммуникативных компетенций обучающихся. Материалы используются как непосредственно на уроке, так и для выполнения самостоятельной домашней работы учеников.

Формированию коммуникативной компетентности способствуют приемы интерактивного обучения позволяющие организовывать обмен мнениями. Это игры- обсуждения: урок- дискуссия «Смутное время в истории России», урок- путешествие «Прогулка по средневековому городу», «круглый стол»- «СССР в сер 60-сер 80 х гг», пресс-конференция  «Глобальные проблемы современности». Этому способствуют уроки- практикумы по решению познавательных задач «Российское общество Петровской эпохи», при работе с историческими источниками «Реформы Столыпина», семинары: « Три типа Удельной Руси», урок -исторический портрет «Александр Невский» и др.

         Из опыта работы пришла к выводу, что наиболее полно способствует формированию коммуникативной компетентности  проектная технология. Проектная технология даёт мне возможность создать образ цельного знания, получение дополнительных знаний; развивает исследовательские и творческие способности, умение работать с различными источниками; развивает умение конструировать свои знания, умение представить свой результат. Проектная технология осуществляется через подготовку

информационных проектов (рефераты, сообщения, доклады); творческие проекты (альбомы, журналы); игровые проекты; прикладные проекты (сборники задач, тестовых заданий)

Большое значение уделяю информационно-коммуникативной деятельности. Что это мне дает? Усиление наглядности, увеличение объема усваиваемой информации, позволяет увидеть урок в динамике и использовать такие виды работ как работа со словарем, с документами, работа с интерактивной картой и со схемами, таблицами, что позволяет повышать мотивацию обучения;  разнообразить формы и методы урока: подготовка лекций, текстов документов трудов историков, проведение практикумов, лабораторных занятий, активных семинаров, организация виртуальных экскурсий.

 в рамках которой учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами  исторических источников, поиска и систематизации информации, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной деятельности.

Применяя на практике разнообразные формы учебных занятий: проблемные семинары, практикумы, лабораторные занятия, уроки-прототипы деловых как средства достижения коммуникативной компетентности обучающихся я занимаюсь созданием собственных и использованием готовых мультимедийных презентаций  уроков.  Всего по разным курсам истории и обществознания  их в моем арсенале более 200, которые использую на разных этапах урока, в том числе проверки знаний в игровой форме и тестовом варианте. Активное участие в разработке и создании презентаций принимают также мои ученики, полученные ими в ходе работы над созданием мультимедийных презентаций навыки и способы деятельности и являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной компетентностей. Учащиеся создали базу данных исторических документов, карт, исторических деятелей и др., что облегчает поиск.

Мои результаты работы:

На протяжении трех лет, учащиеся стабильно показывают  высокий уровень  качества знаний  (при 100% успеваемости качество знаний  составляет 72%).

Призовые места в муниципальных олимпиадах по праву и обществознанию, истории:

2008/2009 уч.год

Кадриев А. 9.кл. –              история                                         победитель

Мурзина Р. 9 кл.-               обществознание                          1 место

Кадриев А. 9 кл. –              избирательное право                    победитель

Кадриев А. 9 кл.- республиканская  олимпиада по  истории

2009/10 уч.го

Писарева В. 9 кл.-                  обществознание                         призер

Кадриев А. 10 кл. –                 право                                           призер

Крупкин А. 10 кл.                   право                                             призер

2010-2011 уч.год

Писарева В. 9 кл                     обществознание                           призер

Кадриев А. 11кл                      право                                             призер

Кадриев А.11 кл.- республиканская  олимпиада по истории

2011-2012 уч.год

Зарипова Е. 9 кл.                    обществознание                             победитель

Хафизова А. 9 кл.                   обществознание                             призер

Зиганшина И. 7 кл.                 история                                           призер

Хафизова А. 9 кл.                   право                                               2 место

 

 


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 р

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 р

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения на уроках истории и обществознания

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся осуществляются мною поэтапно через использование в учебно-воспитательном процессе методов и приемов деятельностных технологий: проектной, интерактивной, проблемного обучения, технологии критического мышления,

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся осуществляются мною поэтапно через использование в учебно-воспитательном процессе методов и приемов деятельностных технологий: проектной, интерактивной, проблемного обучения, технологии критического мышления,

Большое значение уделяю информационно-коммуникативной деятельности

Большое значение уделяю информационно-коммуникативной деятельности

Писарева В. 9 кл обществознание призер

Писарева В. 9 кл обществознание призер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020