Формирование информационной культуры обучающихся

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование информационной культуры учащихся на уроках русского языка в начальной школе.docx

ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС»

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Формирование информационной культуры учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Аннотация:  данный урок русского языка во 2 классе направлен на активизацию познавательного общения школьников и

способствует формированию у учащихся такого элемента информационной культуры, как умение эффективно использовать различные источники информации.

 

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. УМК «Гармония»

Тема

Обобщаем и стараемся писать без ошибок.

Цель темы

Обобщение изученного материала, поиск орфографических задач и путей их решения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знание понятия «орфографическое правило», способа действия при выборе букв безударных гласных в корне, умение пользоваться правилом, подбирать проверочные слова, умение моделировать выводы, использовать их в практических целях, обобщать полученные сведения.

Применять полученные знания, формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия, контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий, оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления, участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь; активизация познавательного общения младших школьников, реализация самостоятельных познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных информационных источников: литературных (учебник, словарь), медиаресурсов (видеозапись).

Основные понятия

Орфограмма, безударные гласные

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (знание названий растений и животных)

Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников)

Фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

учебники, орфографические словари, тетради, УЛО (ноутбук учителя, интерактивная доска, веб-камера), карточки с вопросами, конверт с загадками, плакаты с надписью «КВН», «Один за всех, все – за одного!», таблица для занесения результатов,  диск с записью мультфильма «Трое из Простоквашино».

 

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Мотивация учебной деятельности

Адаптировать учащихся к деятельности на уроке.

Осознание необходимости успешного изучения родного языка

Создает условия для успешной работы на уроке

Осознание учащимися того, что подлежит усвоению

Планируют учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками

Адаптация к учебной деятельности на уроке

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Активизация познавательного интереса у детей

Подводит к постановке учащимися темы урока

Ищут и выделяют необходимую информацию

Осознанно строят понятные для собеседника речевые высказывания.

Планируют совместную работу в группах

Определяют и формулируют познавательную цель

3.Основной этап

Поиск решения учебной задачи

Организует учебное взаимодействие учеников в группах.

Оценивает выполнение работы каждой группы.

Добивается аргументации своего мнения от учащихся

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Наблюдают зрительно.

Анализируют, доказывают свою точку зрения.

Фиксируют результаты

Воспринимают ответы обучающихся.

Учитывают мнение товарищей, адекватно реагируют на исправление ошибок.

Принимают и высказывают свои точки зрения.

Дополняют и развивают высказывания одноклассников

Осуществляют самоконтроль.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Определяют последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя.

Осуществляют самоконтроль.

4.Итог урока. Рефлексия.

Обобщение полученных знаний.

Оценка деятельности учащихся.

Побуждение к поиску новой информации

Стимулирует личные высказывания детей о необходимости обогащения словарного запаса, побуждает к поиску новой информации

Учатся делать выводы, прогнозировать дальнейшую работу

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Рефлексия своих действий.

Оценивают свою работу на уроке и деятельность одноклассников, осознают уровень усвоения учебного материала

 

Разработка урока (план-конспект)

Тип урока: обобщение и повторение изученного

Форма урока:  КВН (командные соревнования).

Оформление доски:

-Плакаты с надписью «КВН», «Один за всех, все – за одного!»

-Таблица для занесения результатов:

№ команд

Название команд

1

2

3

4

5

6

Итог:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.).

У. - Орешек знаний твёрд.

      Но, всё же, мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет наш КВН «Хочу всё знать!».

2.    Актуализация знаний (1 мин.).

У. -Наш урок будет проходить в необычной форме – в форме игры КВН. А вы знаете, как расшифровывать это слово?

Д.- Клуб весёлых и находчивых.

У.- Что такое клуб?

Д.- Объединение людей с общими интересами и увлечениями.

У. – Вот и мы с вами сегодня объединимся для достижения главной цели урока: учимся писать без ошибок.

3.    Постановка цели урока (1 мин.).

У. – Сегодня на уроке мы обобщаем наши знания по теме «Правописание безударных гласных в корне».

    Для проведения соревнований мы разделимся на 3 команды. Игра состоит из 6-ти конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Результаты мы будем заносить в таблицу, которую вы видите на доске. Победит команда, набравшая большее количество баллов. Каждый участник команды должен помнить главный девиз наших соревнований: «Один за всех, все – за одного!»

     Путем жеребьевки класс делится на 3 команды. Каждая команда занимает свое рабочее место. Путем голосования выбираются капитаны команд.

У. - Вопросы есть?       Победит сильнейший!

4.    Проведение командных соревнований.

I конкурс: «Разминка» (2 мин.) Задание: У. -  В таблице для занесения результатов игры отсутствуют названия команд. Ваша задача придумать название своей команды, в котором не менее двух безударных гласных.

Выполнение задания путём устного обсуждения. (Варианты ответов: молодцы, отличники, языковеды, хорошисты, победители и др.)

Проверка задания:

У.- Все команды справились и получаете по 1 баллу.Пока я записываю названия ваших команд в таблицу, вы запишите в тетрадях дату.

II конкурс: «Блиц – турнир» (3 мин.)  Задание: Каждая команда выбирает по 2 карточки  и отвечает на вопросы.

Выполнение задания: Капитаны команд вытягивают карточки с вопросами и дают устные ответы. Если капитан затрудняется в ответе, члены команды помогают ему. Учитель записывает в таблицу количество баллов.

Вопросы:

- Какие гласные называются безударными?

- Какие гласные называются ударными?

- В какой части слова могут быть безударные гласные?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне слова?

- А если нельзя проверить безударную гласную в корне слова?

- Сколько безударных гласных может быть в корне?

III конкурс: «Эстафета» (7 мин.)    Задание: На  интерактивной доске записаны  слова, в которых пропущены безударные гласные в корне  (до старта они закрыты вертикальной «шторкой»). Члены каждой команды по цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в словах из своего столбика, пока все пробелы не будут заполнены. За каждое верное слово команда получает 1 балл.

Перед началом эстафеты все вместе хором повторяем правило:         Если буква гласная вызвала сомнение,

                                                                                       Ты ее немедленно ставь под ударение!

                                       г . ра,                            в . сна                          в . да

                                       з . мля                        с . ды                           д . ма

                                  л . сной                          сн . жинка                   ст . рожка

                                   взгл . нул                       с . денье                      ст . янка

                                   с . ринка                         с . мена                       т . мнота

                                     эт . жи                           п . чник                         сл . ны

                                    заб . лел                        л . сичка                       б . глец

                                     в . селье                         м .док                           зд . ровье

Проверка: Представители команд  проверяют правильность выполнения задания командами соперников, исправляя ошибки (если имеются). За правильно исправленные ошибки проверяющая команда получает баллы.

Физминутка под музыку (2 мин.)

IV конкурс: «Видео-вопрос» (10 мин.)         Задание: У. - Сейчас вы внимательно посмотрите отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» и запишите в тетрадях лишь те слова – названия предметов, услышанных и увиденных вами в отрывке, в которых есть безударные гласные в корне. Сначала внимательно смотрим и запоминаем, а затем, когда видеозапись закончится, записываем слова в тетрадь, выделяем орфограмму.

В течение 3-4 минут учащиеся смотрят отрывок из мультфильма, затем каждый в своей тетради в течение 2-3 минут записывает слова, которые запомнил.

Проверка: Капитаны команд по очереди зачитывают слова, учитель вносит в таблицу количество баллов за правильные варианты ответов. Повторяющиеся слова у учеников одной команды оцениваются один раз.

V конкурс: «Угадай-ка»! (4 мин.)  Задание: У. – Ребята, нам письмо (демонстрирует конверт, на котором написано «Загадки из Простоквашино»). Я прочту загадки. Ваша задача назвать отгадку (слово с безударной гласной в корне), подобрать проверочное слово. Право отвечать получает та команда, которая первой поднимает руку. Если ответ верный, команда получает балл.

Загадки: 1. Ты откуда, ты откуда,

                    Прилетел к нам красногрудый?

                    Облетел я всю Сибирь,

                    А зовут меня… (снегирь – снег).

                2. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой.

                    Похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела – пчёлы).

         3.И на горке, и под горкой,

                  Под березой и под елкой,

                  Хороводами и в ряд

                 В шапках молодцы стоят (грибы – гриб)

               4. Что не имеет ни начала, ни конца? (кольцо – кольца).

               5. Кума ела дуб, дуб.

                   А сломала зуб, зуб (пила – пилит).

               6. Скатерть бела, весь мир одела (зима – зимний).

               7. Спереди – пятачок, сзади – крючок,

                Посередине – спинка, на спинке – щетинка (свинья – свинка)

Физминутка для глаз.           Пальчиковая гимнастика (2 мин.)

VI конкурс: «Копилка словарных слов» (8 мин.)          Задание: Вспомним правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Ваша задача:  в течение 5 минут вспомнить как можно больше слов, в которых безударную гласную проверить нельзя. 1 команда – тема «Школа», 2 команда – тема «Растения», 3 команда – тема «Животные». Если возникли затруднения, можно обратиться к нашему доброму помощнику – Орфографическому словарику.      Каждой команде выдается лист, на который в течение 5 минут участники команды по очереди записывают слова с непроверяемыми безударными гласными. 1-2 участника команды в это время могут воспользоваться Орфографическим словарем.

Проверка:   команды по очереди демонстрируют записанные на листе слова на интерактивной доске с помощью веб-камеры, представители других команд  проверяют правильность выполнения задания, учитель вносит в таблицу количество баллов за правильные варианты ответов.

5. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия (3мин.).

У. -  Итоги игры - это итоги наших знаний и умений. Посмотрим на таблицу:

1 команда набрала ----- баллов;              2 команда набрала ----- баллов;                      3 команда набрала ----- баллов.

Я считаю, что  команда … отлично научилась видеть, находить, правильно писать и графически обозначать безударные гласные в корне слов. Все игроки этой команды действовали слаженно, помогали друг другу. Команда… хорошо овладела этими знаниями и умениями, но Вам не хватило внимательности и слаженности в  работе. Третья команда удовлетворительно научилась распознавать и писать слова с безударными гласными в корне слов. Вам необходимо  еще немного поработать в этом направлении.

Также хочется похвалить все команды за то, что работали активно, успевали все сделать вовремя, самостоятельно находили ошибки, помогали соперникам устранить их. В итоге наша игра достигла своей главной цели: учимся писать грамотно, применяя изученные правила.

- А что вы сами можете сказать о сегодняшнем уроке?

-Мне понравилось на уроке …   - Мне было трудно…    -Я легко справился с …        -Дома с родителями я поделюсь…

6.    Домашнее задание (1 мин.)

Повторить правило о парных согласных в корне слов, выполнить упражнение №427 с.69 (учебник), в котором нужно составить предложения, используя слова с парными  согласными, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова.