ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Формирование информационной культуры учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Аннотация: данный урок русского языка во 2 классе направлен на активизацию познавательного общения школьников и
способствует формированию у учащихся такого элемента информационной культуры, как умение эффективно использовать различные источники информации.
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. УМК «Гармония»
Тема |
Обобщаем и стараемся писать без ошибок. |
|||||
Цель темы |
Обобщение изученного материала, поиск орфографических задач и путей их решения. |
|||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||||
Знание понятия «орфографическое правило», способа действия при выборе букв безударных гласных в корне, умение пользоваться правилом, подбирать проверочные слова, умение моделировать выводы, использовать их в практических целях, обобщать полученные сведения. |
Применять полученные знания, формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия, контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий, оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления, участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь; активизация познавательного общения младших школьников, реализация самостоятельных познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных информационных источников: литературных (учебник, словарь), медиаресурсов (видеозапись). |
|||||
Основные понятия |
Орфограмма, безударные гласные |
|||||
Организация пространства |
||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||||
Окружающий мир (знание названий растений и животных) Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников) |
Фронтальная, в малых группах, индивидуальная. |
учебники, орфографические словари, тетради, УЛО (ноутбук учителя, интерактивная доска, веб-камера), карточки с вопросами, конверт с загадками, плакаты с надписью «КВН», «Один за всех, все – за одного!», таблица для занесения результатов, диск с записью мультфильма «Трое из Простоквашино».
|
||||
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
1.Мотивация учебной деятельности |
Адаптировать учащихся к деятельности на уроке. Осознание необходимости успешного изучения родного языка |
Создает условия для успешной работы на уроке |
Осознание учащимися того, что подлежит усвоению |
Планируют учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками |
Адаптация к учебной деятельности на уроке |
|
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока. |
Активизация познавательного интереса у детей |
Подводит к постановке учащимися темы урока |
Ищут и выделяют необходимую информацию |
Осознанно строят понятные для собеседника речевые высказывания. Планируют совместную работу в группах |
Определяют и формулируют познавательную цель |
|
3.Основной этап |
Поиск решения учебной задачи |
Организует учебное взаимодействие учеников в группах. Оценивает выполнение работы каждой группы. Добивается аргументации своего мнения от учащихся |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Наблюдают зрительно. Анализируют, доказывают свою точку зрения. Фиксируют результаты |
Воспринимают ответы обучающихся. Учитывают мнение товарищей, адекватно реагируют на исправление ошибок. Принимают и высказывают свои точки зрения. Дополняют и развивают высказывания одноклассников |
Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Определяют последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя. Осуществляют самоконтроль. |
|
4.Итог урока. Рефлексия. |
Обобщение полученных знаний. Оценка деятельности учащихся. Побуждение к поиску новой информации |
Стимулирует личные высказывания детей о необходимости обогащения словарного запаса, побуждает к поиску новой информации |
Учатся делать выводы, прогнозировать дальнейшую работу |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Рефлексия своих действий. |
Оценивают свою работу на уроке и деятельность одноклассников, осознают уровень усвоения учебного материала |
|
Разработка урока (план-конспект)
Тип урока: обобщение и повторение изученного
Форма урока: КВН (командные соревнования).
Оформление доски:
-Плакаты с надписью «КВН», «Один за всех, все – за одного!»
-Таблица для занесения результатов:
№ команд |
Название команд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итог: |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.).
У. - Орешек знаний твёрд.
Но, всё же, мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет наш КВН «Хочу всё знать!».
2. Актуализация знаний (1 мин.).
У. -Наш урок будет проходить в необычной форме – в форме игры КВН. А вы знаете, как расшифровывать это слово?
Д.- Клуб весёлых и находчивых.
У.- Что такое клуб?
Д.- Объединение людей с общими интересами и увлечениями.
У. – Вот и мы с вами сегодня объединимся для достижения главной цели урока: учимся писать без ошибок.
3. Постановка цели урока (1 мин.).
У. – Сегодня на уроке мы обобщаем наши знания по теме «Правописание безударных гласных в корне».
Для проведения соревнований мы разделимся на 3 команды. Игра состоит из 6-ти конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Результаты мы будем заносить в таблицу, которую вы видите на доске. Победит команда, набравшая большее количество баллов. Каждый участник команды должен помнить главный девиз наших соревнований: «Один за всех, все – за одного!»
Путем жеребьевки класс делится на 3 команды. Каждая команда занимает свое рабочее место. Путем голосования выбираются капитаны команд.
У. - Вопросы есть? Победит сильнейший!
4. Проведение командных соревнований.
I конкурс: «Разминка» (2 мин.) Задание: У. - В таблице для занесения результатов игры отсутствуют названия команд. Ваша задача придумать название своей команды, в котором не менее двух безударных гласных.
Выполнение задания путём устного обсуждения. (Варианты ответов: молодцы, отличники, языковеды, хорошисты, победители и др.)
Проверка задания:
У.- Все команды справились и получаете по 1 баллу.Пока я записываю названия ваших команд в таблицу, вы запишите в тетрадях дату.
II конкурс: «Блиц – турнир» (3 мин.) Задание: Каждая команда выбирает по 2 карточки и отвечает на вопросы.
Выполнение задания: Капитаны команд вытягивают карточки с вопросами и дают устные ответы. Если капитан затрудняется в ответе, члены команды помогают ему. Учитель записывает в таблицу количество баллов.
Вопросы:
- Какие гласные называются безударными?
- Какие гласные называются ударными?
- В какой части слова могут быть безударные гласные?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне слова?
- А если нельзя проверить безударную гласную в корне слова?
- Сколько безударных гласных может быть в корне?
III конкурс: «Эстафета» (7 мин.) Задание: На интерактивной доске записаны слова, в которых пропущены безударные гласные в корне (до старта они закрыты вертикальной «шторкой»). Члены каждой команды по цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в словах из своего столбика, пока все пробелы не будут заполнены. За каждое верное слово команда получает 1 балл.
Перед началом эстафеты все вместе хором повторяем правило: Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение!
г . ра, в . сна в . да
з . мля с . ды д . ма
л . сной сн . жинка ст . рожка
взгл . нул с . денье ст . янка
с . ринка с . мена т . мнота
эт . жи п . чник сл . ны
заб . лел л . сичка б . глец
в . селье м .док зд . ровье
Проверка: Представители команд проверяют правильность выполнения задания командами соперников, исправляя ошибки (если имеются). За правильно исправленные ошибки проверяющая команда получает баллы.
Физминутка под музыку (2 мин.)
IV конкурс: «Видео-вопрос» (10 мин.) Задание: У. - Сейчас вы внимательно посмотрите отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» и запишите в тетрадях лишь те слова – названия предметов, услышанных и увиденных вами в отрывке, в которых есть безударные гласные в корне. Сначала внимательно смотрим и запоминаем, а затем, когда видеозапись закончится, записываем слова в тетрадь, выделяем орфограмму.
В течение 3-4 минут учащиеся смотрят отрывок из мультфильма, затем каждый в своей тетради в течение 2-3 минут записывает слова, которые запомнил.
Проверка: Капитаны команд по очереди зачитывают слова, учитель вносит в таблицу количество баллов за правильные варианты ответов. Повторяющиеся слова у учеников одной команды оцениваются один раз.
V конкурс: «Угадай-ка»! (4 мин.) Задание: У. – Ребята, нам письмо (демонстрирует конверт, на котором написано «Загадки из Простоквашино»). Я прочту загадки. Ваша задача назвать отгадку (слово с безударной гласной в корне), подобрать проверочное слово. Право отвечать получает та команда, которая первой поднимает руку. Если ответ верный, команда получает балл.
Загадки: 1. Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь,
А зовут меня… (снегирь – снег).
2. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела – пчёлы).
3.И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (грибы – гриб)
4. Что не имеет ни начала, ни конца? (кольцо – кольца).
5. Кума ела дуб, дуб.
А сломала зуб, зуб (пила – пилит).
6. Скатерть бела, весь мир одела (зима – зимний).
7. Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине – спинка, на спинке – щетинка (свинья – свинка)
Физминутка для глаз. Пальчиковая гимнастика (2 мин.)
VI конкурс: «Копилка словарных слов» (8 мин.) Задание: Вспомним правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Ваша задача: в течение 5 минут вспомнить как можно больше слов, в которых безударную гласную проверить нельзя. 1 команда – тема «Школа», 2 команда – тема «Растения», 3 команда – тема «Животные». Если возникли затруднения, можно обратиться к нашему доброму помощнику – Орфографическому словарику. Каждой команде выдается лист, на который в течение 5 минут участники команды по очереди записывают слова с непроверяемыми безударными гласными. 1-2 участника команды в это время могут воспользоваться Орфографическим словарем.
Проверка: команды по очереди демонстрируют записанные на листе слова на интерактивной доске с помощью веб-камеры, представители других команд проверяют правильность выполнения задания, учитель вносит в таблицу количество баллов за правильные варианты ответов.
5. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия (3мин.).
У. - Итоги игры - это итоги наших знаний и умений. Посмотрим на таблицу:
1 команда набрала ----- баллов; 2 команда набрала ----- баллов; 3 команда набрала ----- баллов.
Я считаю, что команда … отлично научилась видеть, находить, правильно писать и графически обозначать безударные гласные в корне слов. Все игроки этой команды действовали слаженно, помогали друг другу. Команда… хорошо овладела этими знаниями и умениями, но Вам не хватило внимательности и слаженности в работе. Третья команда удовлетворительно научилась распознавать и писать слова с безударными гласными в корне слов. Вам необходимо еще немного поработать в этом направлении.
Также хочется похвалить все команды за то, что работали активно, успевали все сделать вовремя, самостоятельно находили ошибки, помогали соперникам устранить их. В итоге наша игра достигла своей главной цели: учимся писать грамотно, применяя изученные правила.
- А что вы сами можете сказать о сегодняшнем уроке?
-Мне понравилось на уроке … - Мне было трудно… -Я легко справился с … -Дома с родителями я поделюсь…
6. Домашнее задание (1 мин.)
Повторить правило о парных согласных в корне слов, выполнить упражнение №427 с.69 (учебник), в котором нужно составить предложения, используя слова с парными согласными, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.