Формирование интереса к чтению у современных подростков на уроках литературы
Оценка 4.7

Формирование интереса к чтению у современных подростков на уроках литературы

Оценка 4.7
docx
29.08.2022
Формирование интереса к чтению у современных подростков на уроках литературы
Формирование интереса к чтению у современных подростков на уроках литературы.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

                                      Болтенкова В. А.                            

МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», с.  Сорокино

Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

В настоящее время проблема развитие интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения. Поэтому перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить школьников 5-7 классов «осмысленно и бегло» читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей. В 8-9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно - не развивает у подростков «умения читать», понимая под «умением читать» способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства.

Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Здесь происходит первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие.

С точки зрения развития «умения читать» для учителя литературы являются интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

3) обратить внимание обучающегося на схожесть (бродячий сюжет) многих народных сказок;

4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев;

5) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;

6) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы), можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;

7) создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.

Подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают школьникам ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

Для изучения таких литературных приемов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы имеют более узкий, конкретный смысл, поговорка – шире. Но, в общем-то, они очень близки друг к другу, и их всегда печатают и изучают вместе, порой школьники даже не пытаются увидеть между ними разницу. Порой одну и ту же мысль выражали разными словами:

Время придёт – слёзы утрёт.

Время – лучший лекарь.

Занимательным заданием, которое может вызвать у школьника интерес к данному материалу, представляется, на мой взгляд, сравнение национальных поговорок. Пословицы разных народов часто бывают очень похожими, так школьнику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти по предложенной пословице аналог из другого языка. Например:

Где огонь – там и дым (турецкая)

Нет дыма без огня (русская)

или:

Друг – зеркало друга (таджикская)

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты (русская)

Хочешь узнать человека – узнай его друга (японская)

Как бы ни были схожи пословицы, выражающие общие понятия, а вместе с тем природа, историческое прошлое, бытовой уклад, трудовые навыки, психология у разных народов все-таки имеют свои отличия. Эти отличия и приводят к тому, что одна и та же мысль в поговорках и пословицах выражается неодинаково, через посредство разных образов, бытовых деталей, сравнений.

С большим интересом ребята выполняют задания поискового план, когда им самим приходится искать пословицы - синонимы. Здесь можно дать дифференцированные задания; слабым ученикам предложить иностранные поговорки, а им нужно будет найти русские аналоги.

Вышеприведенные задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать ее особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения. Одним из действенных методов повышения у подростков интереса к литературе является акцентирование внимания на юмористические аспекты произведения. Как показывают исследования психологов, в частности Гитгарца Д.А.: «Юмор является одним из основных побуждающих к чтению факторов у детей школьного возраста».

Юмористические произведения знакомы ребятам с раннего детства, поэтому они без труда могут определить «Что такое юмор?» и «Какие произведения называются юмористическими?». Комическое в тексте может быть достигнуто разными способами, условно их можно разделить на группы, которые выделяет Л.Н. Вьюшков: содержание; композиция; язык. Ребенку гораздо легче увидеть и понять именно комизм положений. Комизм, вызванный композицией, то есть неожиданное развитие событий, который активно используют авторы, вполне доступен детям любого возраста и легко ими воспринимается. А вот традиционные речевые приемы создания комического, чаще всего вызывает затруднения у школьников. Задача учителя – словесника и состоит в том, чтобы помочь ученику научиться определять эти приемы, устанавливать их связь с тем или иным разделом языка, поэтому здесь целесообразно будет предложить задания, позволяющие показать учащимся языковые явления в создании смешного.

Развитие чувства юмора у школьников на уроке можно осуществить в основном на материале детских юмористических произведений, но учащихся старших классов просто необходимо знакомить с образцами мировой юмористической литературы. В рамках изучения русской литературы, в первую очередь, - это произведения Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, Козьмы Пруткова, а зарубежной – У. Теккерея, М. Твена и ряда других.

В процессе изучения поэтических произведений необходимо добиться понимания учащимися, что стихотворение - это поэтический образ, а не только рифма и ритм. Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением голоса, интонацией благотворно сказывается на формировании не только собственно - коммуникативных навыков. Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, учитель подготавливает их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам – краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей, к «изобретению мыслей», по выражению Л.И. Поливанова. Именно поэтому уроки чтения следует рассматривать как один из этапов подготовки учащихся к самостоятельному воспроизведению мысли.

В дальнейшем изучение литературы, начиная с 8 класса, необходимо развить у учащихся умение чувствовать и видеть более тонкие нюансы, используемые автором.

Характерной особенностью данного курса является его реалистичность и многообразие стилей и способов изложения. Бытует мнение о так называемых «легких» и «трудных» для восприятия авторов, что с точки зрения Чернышева «является следствием лишь поверхностного знакомства с произведением, непониманием всех чувств и переживаний, передаваемых автором».

В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в более старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению могут оказать внеклассные тематические мероприятия. Наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:

- литературные вечера, литературная гостиная, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений;

- литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Самый умный», «Умники и умницы», где командам – участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры.

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а также проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Описанный подход к развитию у учащихся читательского интереса позволяет более детально разработать некоторые стороны изучения литературы как в рамках школьного курса, так за его пределами. К положительным момента предлагаемого подхода к повышению читательского интереса можно отнести улучшение взаимодействия учителя и учащихся.

Подход гибко вписывается в рамки устоявшихся методик и не требует каких-либо изменений учебных программ и учебных планов. Практическая реализация предложенных приемов показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования.

 

Литература

 

1. Айзерман JI.C. Размышляя над прочитанным // Литература в школе. - 2000. - № 6.

2. Мишлимович М.Я. Мотивация к чтению - важнейшее звено в процессе формирования читательской компетенции // Литература в школе. - 2012. - №4.


 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства

Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства

Для изучения таких литературных приемов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок

Для изучения таких литературных приемов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок

Вышеприведенные задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать ее особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения

Вышеприведенные задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать ее особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения

Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения

Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а также проследить динамику интеллектуального развития ребенка

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а также проследить динамику интеллектуального развития ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2022