Формирование исследовательских компетенций и оценка их сформированности средствами исследовательского обучения (на примере использования платформы «ГлобалЛаб»)
Оценка 4.6

Формирование исследовательских компетенций и оценка их сформированности средствами исследовательского обучения (на примере использования платформы «ГлобалЛаб»)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
естествознание
СCУЗ, ВУЗ
26.04.2020
Формирование исследовательских компетенций и оценка их сформированности средствами исследовательского обучения  (на примере использования платформы «ГлобалЛаб»)
Педагогами нашей школы апробировано одно из средств формирования исследовательской компетенции и оценки метапредметных результатов - Международная платформа «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб). Исследовав некоторые возможности ГлобалЛаб, мы увидели потенциал этой среды для использования в образовательном процессе. Потребность по-иному выстроить сотрудничество с детьми – от вопроса ученика, меняет педагогическую задачу – создать поисковое поле для ответа на детский вопрос, которую, в свою очередь, можно решить, изменив позицию с учительской на тьюторскую.
Половко_статья_ГлобалЛаб.docx

Формирование исследовательских компетенций и оценка их сформированности средствами исследовательского обучения

(на примере использования платформы «ГлобалЛаб»)

Половко Л.В., г. Муравленко

учитель-исследователь МБОУ «Школа №2»

«Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать»

В.А. Сухомлинский

Программа модернизации образования определяет цели образования, соответствующие интересам общества в целом. В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. В связи с этим можно условно выделить три уровня компетентностей: ключевые, универсальные, профессиональные [2.1., С.9].

Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов. Но современное общество и экономика настолько изменились, что практически каждому молодому человеку быть грамотным исследователем – жизненная необходимость. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую (поисковую) активность, а для этого он должен быть исследовательски грамотным: уметь работать с различной информацией, выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, иметь опыт защиты собственных идей. Поэтому перед школой в настоящее время остаётся актуальной проблема создания таких условий, при которых обучающиеся получают опыт самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты [1.1.].

Большие возможности для формирования метапредметных результатов предоставляет метапредметный подход. Педагогическая задача реализации метапредметного подхода и метапредметных образовательных технологий в образовании заключается в том, чтобы решить проблему разобщенности и оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть барьеры между предметами и знаниями.

Если сопоставить метапредметные результаты и УУД с этапами исследования, то можно увидеть, что формировать метапредметные результаты можно, в том числе, и средствами проектно-исследовательского обучения.

Поскольку, компетентность - опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации, то безусловно, проектно-исследовательская компетентность может формироваться только в деятельности, как урочной, так и внеурочной. Организация проектно-исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне. Универсальность такого подхода состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время применяются при работе с любым предметным материалом. Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний.

Рисунок 1. Логика исследовательского обучения

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Поскольку под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий, которые составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть оценён и измерен в ходе различных процедур: в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД, учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов, в процессе выполнения комплексных заданий на межпредметной основе в урочной и внеурочной деятельности, в процессе работы над проектом или исследованием.

Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов являются сегодня полем экспериментальной работы педагогов-практиков. Различают методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные и инструментарий контроля: задания для проверки сформированности УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки, портфолио работ и достижений и др.

В своей практике мы применяем авторскую методику определения уровня исследовательских компетенций учащихся А. В. Воробьевой [2.2., С.92]. Автор выделяет 3 группы критериев: 1) знания; 2) способности к исследованиям, умения и навыки; 3) опыт исследовательской деятельности, каждая из которых содержит определенные компетенции. Для определения уровня сформированности исследовательской компетенции школьника необходимо провести определенный мониторинг. В таблице 2 представлены возможные критерии оценки.

 

Таблица 2. Карта оценки основных исследовательские компетенции

Исследовательские компетенции школьника

Знания

1

Основ наук (терминология, основные законы)

2

Основных терминов исследования (объект, предмет исследования, цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы, практическое значение работы и т.д.)

3

Основных направлений исследований современной науки

4

Этапов исследовательской деятельности

5

Видов представления результатов исследования

6

Критериев оценки исследования

7

Этики молодого ученого

Способности к исследованиям, умения и навыки

 

8

Выделить проблему

9

Определить объект и предмет исследования

10

Сформулировать тему исследования

11

Сформулировать цели и задачи исследования

12

Сформулировать гипотезу и определить план ее подтверждения или опровержения

13

Составить план проведения исследования

14

Подобрать источники информации для раскрытия темы

15

Генерировать идеи, пути решения проблем, вариантов проектов

16

Предполагать причины явлений и процессов

17

Анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы

18

Соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами

Опыт исследовательской деятельности

19

Работы с различными источниками знаний, ИКТ

20

Подборки методов для проведения конкретного исследования, эксперимента

21

Работы с простейшими приборами

22

Организации социологического опроса, анкетирования, интервью

23

Фиксирования и обработки результатов исследования

24

Оформления результатов исследования и представления их к защите (исследовательская работа, доклад, тезисы, публикация, презентация)

25

Определения практического значения результатов исследования

Авторы методики для оценки предлагают три уровня сформированности исследовательской компетенции:

·                   уровень 1 (высокий) - владеет полностью – 3 балла, 

·                   уровень 2 (достаточный) – владеет частично – 2 балла,

·                   уровень 3 (низкий) – владеет слабо - 1 бал.

Максимальное количество баллов при полной сформированности всех 25 компетенций 75 баллов. Ведомость подсчета баллов может оформляться как на отдельного учащегося, так и на проектную группу учащихся.

Уровни сформированности исследовательских компетенций определяются в результате комплексного наблюдения, анкетирования, тестирования учащихся, учета выступлений детей с сообщениями, учебными исследованиями, проектами и исследовательскими работами на конференциях и научных мероприятиях для школьников, анализа участия в проектах «ГлобалЛаб».

Педагогами нашей школы апробировано одно из средств формирования исследовательской компетенции и оценки метапредметных результатов - Международная платформа «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб) [3.1.]. Исследовав некоторые возможности ГлобалЛаб, мы увидели потенциал этой среды для использования в образовательном процессе. Потребность по-иному выстроить сотрудничество с детьми – от вопроса ученика, меняет педагогическую задачу – создать поисковое поле для ответа на детский вопрос, которую, в свою очередь, можно решить, изменив позицию с учительской на тьюторскую. Тьюторская позиция педагога позволяет изменить образовательное пространство для учащихся, решить возрастные проблемы ученика, не ограничивая его общение и самостоятельность, а расширяя его возможности выбора.

Наш педагогический коллектив увидел перспективы развития и оценки метапредметных компетенций и исследовательской грамотности школьников путем использования платформы «ГлобалЛаб», позволяющей ребятам создавать собственный образовательный продукт в сети Интернет, наращивая навыки авторского действия. Проекты ГлобалЛаб построены в форме мини-исследований и позволяют школьникам, заполняя анкеты, сначала неосознанно, а затем и сознательно наращивать свои исследовательские умения. ГлобалЛаб, используя притягательность социальных сетей, создает для школьников «умную социальную сеть» - специализированное интернет-пространство для научного общения и учёбы. Это повышает мотивацию школьников к познанию, стимулирует их личностное развитие, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Одним из значимых образовательных результатов является познавательная самостоятельность учащихся и опыт сотрудничества реального и виртуального.

Работая в среде ГлобалЛаб, дети привыкают к такой форме обучения, в которой они играют активную роль, перестают быть объектом, получающим готовое знание, становятся непосредственными участниками конструирования знания. Таким образом, развивается их познавательная самостоятельность и формируется опыт индивидуального выбора самостоятельной работы. ГлобалЛаб представляет широкое поле для выбора, способствует индивидуальному продвижению и прогрессу учащихся по собственной программе: от простых проектов к сложным, от позиции участника – к позиции автора, от исполнителя к консультанту и др.

Образовательная платформа ГлобалЛаб предоставляет контент для организации проектной и исследовательской деятельности школьников по всем предметам школьного курса. На платформе возможна организация:

•        индивидуальной проектной деятельности учащихся;

•        групповой проектной деятельности учащихся;

•        сетевых дискуссий;

•        тестирования по теме проекта (самоконтроль, взаимоконтроль и контроль со стороны учителя);

•        аналитической деятельности по результатам проекта;

•        демонстрация и обсуждение результатов проекта с учащимися других школ в разных регионах страны;

•        публикация авторских работ участников проекта (статьи, рисунки, фотографии), учитывая тот факт, что ГлобалЛаб имеет статус сетевого СМИ.

Поскольку ГлобалЛаб предлагает педагогу современный ИКТ- и мультимедиа-насыщенный инструментарий для организации образования школьников в соответствии со стандартами нового поколения, задачей педагога является грамотно использовать все возможности этой образовательной среды. Педагог получает возможность не только по-новому организовать образовательный процесс, но и вести педагогические наблюдения с целью оценки исследовательских компетенций учащихся.

Мы увидели некоторые возможности среды для оценки индивидуального продвижения ребенка: его активности (мотивация), индивидуального выбора ребенка (его интересов), позиции в ГлобалЛаб: участник проектов, генератор идей, автор проектов, автор исследований), портфолио ГлобалЛаб.

Если проанализировать возможности ГлобалЛаб с точки зрения образовательных результатов детей (ФГОС), то можно выделить компетенции, которые формируются средствами этого инструмента: способность выявлять проблемы, ставить задачи и искать пути их решения, умение анализировать данные и применять на практике полученные знания, способность обосновывать правильность полученного результата, умение выполнять исследования, направленные на получение ответов на собственные вопросы, компьютерная грамотность, коммуникативная и исследовательская компетентность.

Прогнозируемым эффектом использования платформы ГлобалЛаб является формирование у учащихся компетенций ХХI века – навыков коммуникации, сотрудничества, решения проблем, адаптивности и социальности. Значимость детских результатов выходит за рамки школы. Приобретенные школьниками способности в процессе творческой, исследовательской и проектной работы могут быть с успехом транслированы в любую другую предметную область, а в последующем и в профессиональную.

По мнению К.Н. Поливановой «Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок форме, в частности в исследовательской и проектной деятельности. Ее всестороннее развитие будет способствовать изменению российской школы» [2.3., С.21]

 


 

 

Список использованных источников

1.            Нормативно-правовое обеспечение

1.1.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Приказ Минобрнауки РФ от 17-12-2010 1897г.

1.2.     Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

2.     Научная и учебно-методическая литература

2.1.     Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В. – СПБ.: КАРО, 2008. С. 9.

2.2.     Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника (статья), Педагогика и психология. С. 90-95.

2.3.     Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. С 21.

3.     Информационные ресурсы

3.1. https://globallab.org


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование исследовательских компетенций и оценка их сформированности средствами исследовательского обучения (на примере использования платформы «ГлобалЛаб»)

Формирование исследовательских компетенций и оценка их сформированности средствами исследовательского обучения (на примере использования платформы «ГлобалЛаб»)

Организация проектно-исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне

Организация проектно-исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне

В таблице 2 представлены возможные критерии оценки

В таблице 2 представлены возможные критерии оценки

ГлобалЛаб». Педагогами нашей школы апробировано одно из средств формирования исследовательской компетенции и оценки метапредметных результатов -

ГлобалЛаб». Педагогами нашей школы апробировано одно из средств формирования исследовательской компетенции и оценки метапредметных результатов -

ГлобалЛаб имеет статус сетевого

ГлобалЛаб имеет статус сетевого

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020