Формирование исследовательской культуры младших школьников.
Оценка 5

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Оценка 5
doc
10.12.2019
Формирование исследовательской культуры младших школьников.
Формирование исследовательской культуры младших школьников.doc

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

1. Актуальность темы.

       Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся начальной школы, поскольку именно на данном этом этапе обучения учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.   

      Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской  деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

    - самостоятельного мышления;

    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

    - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий - они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы, до её доказательства или опровержения.

2. Из опыта работы.

В своей практике исследовательскую работу я включаю как в урочной деятельности школьников, так и во внеурочной. Приведу несколько примеров.

На уроках математики при изучении темы «Умножение и деление» детям предлагается использовать умение решать составные задачи с помощью простых на умножение и деление. Дети под руководством учителя выдвигают гипотезу исследования: проверить, как простые задачи на умножение и деление связаны между собой и можно ли их использовать при решении составных задач.

На первом этапе исследования дети вспоминают некоторые простые задачи:

- деление по содержанию;

- деление на равные части

Затем им предлагается решить новую задачу:

36 книг расставили на 4 полки поровну. Сколько понадобится полок, чтобы расставить 90 таких же книг?

Проведя анализ задачи, под руководством учителя составляется алгоритм решения:

- в первом действии узнаём, сколько книг помещается на одной полке (задача на деление по содержанию);

- во втором действии узнаём, сколько полок понадобится для 90 книг (деление на равные части).

Вывод: задача состоит из двух простых и решается в два действия.

Своей исследовательской работой мы доказали выдвинутую вначале гипотезу и научились решать составные задачи на деление.

На уроках русского языка в первом классе при знакомстве с первыми словарными словами дети узнали, что «опасное место» в слове требует только запоминания. Уже во втором классе при изучении темы «Написание безударных гласных» дети выдвигают гипотезу: написание слов с безударной гласной запоминается. Но пронаблюдав несколько однокоренных слов заданной группы, дети приходят к выводу: что гласная в слове, с которой требовалось поработать, в некоторых случаях находится под ударением и пишется также как слышится, не вызывая затруднения.

Таким образом в ходе работы учащиеся опровергли гипотезу и сделали вывод: написание безударных гласных можно проверять ударением.

Исследовательская работа на уроках литературного чтения строится на постановке проблемного вопроса перед изучением текста и последующего совместного исследования текста и поиска истины, а также собственных открытый в художественном тексте.

Рассмотрим фрагменты работы.

Знакомство с произведением В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Проблемный вопрос: почему возникла идея о написании сказки? В начале урока учащиеся узнали о некоторых биографических фактах автора, а именно: однажды Гаршин был в гостях у своего друга, где играли прекрасную музыку. Напротив Гаршина сидел музыкант, весьма не симпатичный старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки у него складывалось в голове его маленькая трогательная сказка. Дальше следовал анализ текста. Основываясь фактами из биографии писателя и анализом текста, дети пришли к выводу, ответив на проблемный вопрос: Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом. Автор хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое.

Благодатной почвой для использования исследовательской работы является предмет «Окружающий мир».Изучая тему «Вода», учащимся было предложено исследовать воду и вывести свойства этого вещества, но я не буду подробно останавливаться на этом моменте, а хочу отметить, что дети так заинтересовались этой работой, что решили продолжить исследования и выяснить является ли вода богатством планеты Земля и надолго ли её хватит? Детьми была выдвинута  гипотеза: если вода является богатством Земли, то хватит ли её запасов надолго.

Всю работу мы разбили на несколько этапов:

- в начале мы провели опрос с целью выяснения: какой информацией о воде владеют учащиеся, учителя, родители. Результаты опроса занесли в диаграмму;

-  второй этап заключался в изучении и обобщении информации о пресной  воде как богатстве планеты;

- затем дети исследовали воду на вкус и запах и провели биотестирование с целью качества питьевой воды;

- далее проводилась работа по осознанию того, что воду необходимо беречь.

Вывод: пресная вода, являясь богатством Земли, неумолимо заканчивается.

Итогом нашей работы стало выступление с полученными результатами в школьном этапе «Ярмарки проектов» и в городской конференции младших школьников «Я – исследователь».

3. Заключение.

Важно отметить, что процесс обучения исследовательской деятельности представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры младших школьников:

- мыслительных умений и навыков (анализ ,сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержения, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Использование исследовательской работы на уроках в начальной школе способствует не только более углубленному изучению учебного материала, но и помогает решить задачу развития у обучающихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения.

 

Литература:

Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.

Семенова Н. А.Исследовательская деятельности учащихся//Начальная школа.-2005г. №

Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся  // «Исследовательская работа школьников». – 2006. - № 18. – С. 68-74.

Леонтович А. В. «Разговор об исследовательской деятельности» // «Исследовательская работа школьников», 2006. №5.- С. 38-46

 

 

 

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Формирование исследовательской культуры младших школьников.

Формирование исследовательской культуры младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019