Формирование исследовательской культуры младших школьников.
1. Актуальность темы.
Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся начальной школы, поскольку именно на данном этом этапе обучения учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий - они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы, до её доказательства или опровержения.
2. Из опыта работы.
В своей практике исследовательскую работу я включаю как в урочной деятельности школьников, так и во внеурочной. Приведу несколько примеров.
На уроках математики при изучении темы «Умножение и деление» детям предлагается использовать умение решать составные задачи с помощью простых на умножение и деление. Дети под руководством учителя выдвигают гипотезу исследования: проверить, как простые задачи на умножение и деление связаны между собой и можно ли их использовать при решении составных задач.
На первом этапе исследования дети вспоминают некоторые простые задачи:
- деление по содержанию;
- деление на равные части
Затем им предлагается решить новую задачу:
36 книг расставили на 4 полки поровну. Сколько понадобится полок, чтобы расставить 90 таких же книг?
Проведя анализ задачи, под руководством учителя составляется алгоритм решения:
- в первом действии узнаём, сколько книг помещается на одной полке (задача на деление по содержанию);
- во втором действии узнаём, сколько полок понадобится для 90 книг (деление на равные части).
Вывод: задача состоит из двух простых и решается в два действия.
Своей исследовательской работой мы доказали выдвинутую вначале гипотезу и научились решать составные задачи на деление.
На уроках русского языка в первом классе при знакомстве с первыми словарными словами дети узнали, что «опасное место» в слове требует только запоминания. Уже во втором классе при изучении темы «Написание безударных гласных» дети выдвигают гипотезу: написание слов с безударной гласной запоминается. Но пронаблюдав несколько однокоренных слов заданной группы, дети приходят к выводу: что гласная в слове, с которой требовалось поработать, в некоторых случаях находится под ударением и пишется также как слышится, не вызывая затруднения.
Таким образом в ходе работы учащиеся опровергли гипотезу и сделали вывод: написание безударных гласных можно проверять ударением.
Исследовательская работа на уроках литературного чтения строится на постановке проблемного вопроса перед изучением текста и последующего совместного исследования текста и поиска истины, а также собственных открытый в художественном тексте.
Рассмотрим фрагменты работы.
Знакомство с произведением В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Проблемный вопрос: почему возникла идея о написании сказки? В начале урока учащиеся узнали о некоторых биографических фактах автора, а именно: однажды Гаршин был в гостях у своего друга, где играли прекрасную музыку. Напротив Гаршина сидел музыкант, весьма не симпатичный старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки у него складывалось в голове его маленькая трогательная сказка. Дальше следовал анализ текста. Основываясь фактами из биографии писателя и анализом текста, дети пришли к выводу, ответив на проблемный вопрос: Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом. Автор хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое.
Благодатной почвой для использования исследовательской работы является предмет «Окружающий мир».Изучая тему «Вода», учащимся было предложено исследовать воду и вывести свойства этого вещества, но я не буду подробно останавливаться на этом моменте, а хочу отметить, что дети так заинтересовались этой работой, что решили продолжить исследования и выяснить является ли вода богатством планеты Земля и надолго ли её хватит? Детьми была выдвинута гипотеза: если вода является богатством Земли, то хватит ли её запасов надолго.
Всю работу мы разбили на несколько этапов:
- в начале мы провели опрос с целью выяснения: какой информацией о воде владеют учащиеся, учителя, родители. Результаты опроса занесли в диаграмму;
- второй этап заключался в изучении и обобщении информации о пресной воде как богатстве планеты;
- затем дети исследовали воду на вкус и запах и провели биотестирование с целью качества питьевой воды;
- далее проводилась работа по осознанию того, что воду необходимо беречь.
Вывод: пресная вода, являясь богатством Земли, неумолимо заканчивается.
Итогом нашей работы стало выступление с полученными результатами в школьном этапе «Ярмарки проектов» и в городской конференции младших школьников «Я – исследователь».
3. Заключение.
Важно отметить, что процесс обучения исследовательской деятельности представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры младших школьников:
- мыслительных умений и навыков (анализ ,сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержения, умение видеть противоречия);
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Использование исследовательской работы на уроках в начальной школе способствует не только более углубленному изучению учебного материала, но и помогает решить задачу развития у обучающихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения.
Литература:
Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.
Семенова Н. А.Исследовательская деятельности учащихся//Начальная школа.-2005г. №
Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // «Исследовательская работа школьников». – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Леонтович А. В. «Разговор об исследовательской деятельности» // «Исследовательская работа школьников», 2006. №5.- С. 38-46
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.