"Глагол как часть речи"
Оценка 4.9

"Глагол как часть речи"

Оценка 4.9
Документация +2
doc
10 кл
16.12.2019
"Глагол как часть речи"
Разработка урока русского языка в 10 классе.
Глагол как часть речи.doc

Т

 


 


Тема : Глагол как часть речи.

Цели урока: 1. Повторить основные грамматические категории и формы глагола; закрепить и углубить знания по теме; восполнить пробелы в знаниях учащихся; рассказать о Великой Отечественной войне , о героизме и отваге советских граждан.

2. Развитие самостоятельного логического мышления; развитие навыков по определению различных глагольных форм; развитие навыков выразительного чтения.

3. Воспитание положительных человеческих качеств : патриотизма, гуманизма, ответственности за судьбу страны; воспитание интереса к творчеству.

Компетенции :  лингвистическая, социокультурная, коммуникативная.

Тип урока : повторение и обобщение знаний по теме.

Методы урока : беседа с элементами лекции, мозговой штурм, метод ценностной ориентировки., работа в парах.

Оборудование : компьютер, проектор, ватман, маркеры.

                                                 Ход урока.

I.       Организационный момент. (2 минуты)

Приветствие. Проверка посещаемости.

- Здравствуйте, ребята! Надеюсь вы пришли на урок  с хорошим настроением и с большим желанием узнать что-то новое и интересное. Давайте сегодня вместе постараемся извлечь как можно больше пользы из нашего урока.

     II.  Опрос домашнего задания.( 5 минут).

                    -На прошлом уроке вы решали тестовые задания по теме «Морфология: самостоятельные и служебные части речи.» (Объявляются оценки за тестирование).

Фронтальный опрос : 1) Назовите самостоятельные части речи.( Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, наречие). 2) Назовите служебные части речи. ( предлог, союз, частица). 3) Какая часть речи не вошла ни в одну из названных групп? ( междометия и звукоподражательные слова). 4) Почему не были названы причастия и деепричастия? ( это не части речи, а особые формы глагола). 5) Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? (служебные части речи не являются членами предложения, не называют предмет, качество или действие).

- Запишите в тетради тему урока ( она записана на доске). Эпиграф к уроку : «Война- варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают Родину» (Ги де Мопассан).

III.Основная часть. (+ Закрепление). ( 30 минут)                  

1)      - Ребята, наш урок сегодня посвящается 75-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Наша страна почти 70 лет была в составе Советского союза, и тяжёлые военные годы 15 республик пережили вместе …  Это наша общая победа. И эта победа досталась очень непросто. Началась Великая Отечественная война в 1941 году, а закончилась в мае 1945 года. И сейчас мы попробуем прикоснуться к событиям тех далёких лет.

Звучит запись , в которой  Ю.Б.Левитан сообщает о вероломном нападении германских войск на нашу страну.

- Сейчас прозвучит песня «Священная война», слова к которой написал    В.Лебедев –Кумач, музыку – А.Александров. Внимательно прослушайте её и запишите  в столбик все глаголы, которые услышите.( Работаем в парах.) Если глагол повторяется, то отмечаете количество повторений. В конце надо будет назвать общее количество глаголов. ( Звучит «Священная война»). Всего 19 раз употреблены глаголы, но глаголов всего 6.

- Какие грамматические категории имеет глагол? ( У доски закреплён ватман «Морфологические признаки глагола». Учащиеся маркерами записывают правильные ответы : вид, переходность, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число, спряжение) .  Глаголы из песни «Священная война» : вставай, пусть вскипает, идёт, дадим, загоним, сколотим.

Выполним морфологический разбор глаголов:  вставай, пусть вскипает, идёт, дадим. ( у доски работают 4 ученика)

1.      Вставай – глагол. Н.Ф. вставать.

2.      Морфологические признаки:  Постоянные- 1-е спряжение, непереходный,   несовершенный вид;

Непостоянные признаки: повелительное наклонение, единственное число, 2-е лицо.

3.      Синтаксическая роль: сказуемое.

Аналогично разбираются и остальные глаголы. Во время выполнения данного задания восполняются пробелы в знаниях учеников : как определить спряжение, переходность, возвратность, наклонение, лицо.

Чтобы определить спряжение глагола, необходимо поставить глагол в неопределённую (начальную ) форму и определить, какая гласная стоит     перед  –ть. Надо помнить о глаголах- исключениях. Вспоминаем стихотворение-запоминалку :

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить,

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению.

Также вспоминаем , какие глаголы являются переходными ( сочетающиеся с существительным в винительном падеже без предлога), возвратными ( глаголы с постфиксом –ся, -сь). Наклонение : изъявительное – читаю, условное                 ( сослагательное) – читал бы, повелительное – читай. Лицо : 1-е – я, мы; 2-е- ты, вы; 3-е – он, она оно, они.

2)      - Следующее задание. Работаем с текстом .( на каждой парте есть лист с напечатанным текстом). Надо найти в тексте причастия и деепричастия. Ученик (заранее подготовленный) читает текст  вслух с выражением.

                                   ***

«В  первые месяцы войны немецкие солдаты в своих касках, зелёных шинелях, со своими автоматами, танками, господством в небе внушали страх. Они казались неодолимыми. Отступление во многом объяснялось этим чувством. У них было превосходство оружия, но и ещё ореол воина-профессионала. Мы же, ополченцы, выглядели жалко: синие кавалерийские галифе, вместо сапог- ботинки и обмотки. Шинель не по росту, на голове пилотка…

Прошло три недели, месяц, и всё стало меняться. Мы увидели, что наши снаряды и пули тоже разят противника и что немцы раненые так же кричат, умирают. Наконец мы увидели, как немцы отступают. Были такие первые частные, небольшие бои, когда они бежали. Это было открытие. От пленных мы узнали, что, оказывается, мы – ополченцы, в своих нелепых галифе, тоже внушали страх. Стойкость ополченцев, их ярость остановила стремительное наступление на Лужском рубеже. Немецкие части тут застряли. Подавленность от первых ошеломляющих ударов прошла. Мы перестали бояться.

Во время блокады военное мастерство сравнялось. Наши солдаты, голодные, плохо обеспеченные снарядами, удерживали позиции в течение всех 900 дней, против сытого, хорошо вооружённого врага уже в силу превосходства духа.»

                                                               ( Даниил Гранин )

- Выскажите своё мнение . Почему советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне? Как удалось сломить непобедимого никем ранее врага?   ( ответы учащихся).

Работа с текстом.

Причастия : ошеломляющих, обеспеченные, вооружённого. Деепричастий нет.

У доски три ученика выполняют морфологический разбор этих причастий.

I.       Ошеломляющих – причастие. Н.ф. ошеломляющий. Образовано от глагола ошеломлять.

II.    Морфологические признаки:

Постоянные- действительное, настоящее время, несовершенный вид.

Непостоянные – множественное число, родительный падеж, полная форма.

III. Синтаксическая роль : определение.

Аналогично разбираются и два других причастия. Обеспеченные – страдательное, прошедшее время, именительный падеж; вооружённого- страдательное, прошедшее время, родительный падеж.

Фронтальный опрос:

- Что такое причастие?

- Признаки каких частей речи объединили в себе причастия?

- Какие признаки глагола есть у причастия?

- Что такое деепричастие?

- Признаки каких частей речи объединили в себе деепричастия?

- Какие признаки глагола есть у деепричастия?

- Образуйте, пожалуйста , деепричастия от глаголов ошеломить, обеспечить, вооружить. ( ошеломив, обеспечив, вооружив ).

3) - Для того, чтобы правильно образовать форму того или иного слова, необходимо знать, от какой основы эта форма будет образована. У глагола таких основ две : основа инфинитива и основа настоящего времени. «Чита-ть» - «читай – ут», «советова-ть» - «советуй- ут» и так далее. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени (читал, советовал), формы сослагательного наклонения (читал бы, советовал бы), причастия прошедшего времени (читавший, советовавший) , деепричастия совершенного вида (прочитав, посоветовав). От основы настоящего времени образуются все личные формы настоящего и будущего времён (читаешь, советуешь), формы повелительного наклонения (читайте, советуйте), причастия настоящего времени(читающий, советуемый), деепричастия несовершенного вида(читая, советуя). Давайте вернёмся к нашему тексту и попробуем определить, от какой основы образовались здесь глагольные формы. Также включаем в таблицу глаголы из песни «Священная война». Ответ запишем в виде таблицы. К доске выходят два ученика, остальные работают самостоятельно.

Основа инфинитива

Основа настоящего времени

Внушали

Разят

Казались

Кричат

Объяснялось

Умирают

Выглядели

Отступают

Прошло

Ошеломляющих

Увидели

Вставай

Бежали

Вскипает

Узнали

Идёт

Остановила

Дадим

Застряли

Загоним

Прошла

Сколотим

Престали

 

Сравнялось

 

Обеспеченные

 

Вооружённого

 

Удерживали

 

 

4)- Мы живём в Узбекистане. На территории нашей страны военные действия не велись. Но тем не менее Узбекистан участвовал в ВОВ. Давайте посмотрим презентацию, которую несколько лет назад подготовила на конкурс  моя дочь. Называется она «Вклад Узбекистана в победу над фашизмом в годы второй мировой войны». Фоном в презентации идёт уже знакомая вам песня «Священная война». Давайте вместе попробуем спеть эту песню во время просмотра.

Итак, мы видим, что Узбекистан внёс огромный вклад в победу. Мы помним наших героев и гордимся ими!

       IV. Подведение итогов. (3 минуты)

- Давайте прочитаем ещё раз эпиграф к сегодняшнему уроку. Думаю, вы поняли, что фашисты вели варварскую войну, в то время как граждане СССР, не жалея собственной жизни , выполняли священный долг, защищали свою Родину, свою семью, своих детей…. И поэтому до сих пор существует праздник – день Победы. Праздник со слезами на глазах. Звучит песня «День Победы».

Выставление оценок за урок ( с комментированием).

V.Домашнее задание.  ( 5 минут). Дифференцированное задание: 1)Выполнить упражнение из учебника. 2)В нашей школе издаётся газета «Юнкор». Майский номер за прошлый год был посвящён дню Победы. На перемене или после уроков можете ещё раз просмотреть, почитать прошлогоднюю  газету. И те, кто сможет, напишите, пожалуйста, стихи, рассказы, выполните рисунки для нового номера, посвящённого 75-летию Победы над фашизмом. 3) Сделать презентацию или видеоролик, посвящённый 75-летию Победы в ВОВ.

 

 

 

 

 

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2019