Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)
Оценка 4.6

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Оценка 4.6
doc
10.12.2019
Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)
ЗОЖ_Познавательное занятие.doc

Познавательное занятие по ЗОЖ

«Наше здоровье в наших руках»

            (для детей-9-13 лет)

Бобринева А.А.

учитель физической культуры

 

   

  Цель: помочь детям выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым.

 

Оборудование:

1. Карточки одинакового размера с надписями: «Здоровье =», «Рациональное питание +», «Активная деятельность +», «Положительные эмоции».

2. Макеты (муляжи) или рисунки продуктов питания (яйца, хлеб, крупы, овощи (свекла, морковь, картофель, огурцы, помидоры и т.д.), фрукты (яблоки, груши, апельсины и т.д.), творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.

3. Карточки с рисунками лекарственных растений (малина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.).

4. Таблица «Органы пищеварения».

5. Сообщения, подготовленные подростками (со-ведущими):

— «Почему нельзя есть на ночь»;

— «Удивительная травка».

 

Ход дела:

Ведущий. Всем известна пословица: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, а здоровье потерял — все потерял». Почему так говорят?

(Ответы детей: «Нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться, радоваться жизни. Ему мешают боль, болезнь» и т.д.)

Сегодня мы познакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоровыми людьми. Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым человеком? 

(Ответы: «соблюдать режим дня, заниматься спортом, правильно питаться» и т.д.)

Итак, назовем первую необходимую предпосылку здоровья.

 

I. Рациональное питание. 

(На флипчарте лист с рисунком и надписью: «Любой жует, да не любой живет».)

Ведущий. На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное, т.е. разумное, питание. Мы то, что мы едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. А что мы едим? 

(Ребята перечисляют продукты питания.)

 

1. Игра «Полезные и вредные продукты». На столе разложены макеты или рисунки продуктов питания, творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.

Задание. Разделите продукты питания: в одну сторону — безусловно вредные, а в другую — нужные и полезные для организма.

 

2. Игра «Витамины». Ребята вынимают поочередно из коробки муляжи или рисунки продуктов питания и рассказывают, чем полезен данный продукт и какие в нем витамины. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

 

Ведущий. Важно не только то, что мы едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4—5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь. Почему все в один голос утверждают, что это вредно? Давайте выясним.

 

3. Сообщение подростка «Почему нельзя есть на ночь?»

 

Посмотрите на рисунок: желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа — это наши органы пищеварения. Как они работают? Пища попадает в желудок, и там перевариваются самые крупные куски. Потом она отправляется в двенадцатиперстную кишку, где уже происходит полное переваривание пищи и разложение на такие мельчайшие частички (о них мы узнаем в VIII классе), которые могут поглощаться кровью и питать наш организм. Для того чтобы пища переработалась, нужны специальные вещества — желчь и поджелудочный сок. Печень вырабатывает желчь и хранит ее в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцатиперстную кишку, желчный пузырь сокращается, и желчь по протоке попадает в двенадцатиперстную кишку, а в это же время поджелудочная железа выделяет сок. Начинается процесс пищеварения. Все прекрасно! Но все дело в том, что наша двенадцатиперстная кишка ложится спать вместе с нами, «засыпает», т.е. перестает работать.

Что же происходит? Желудок отправляет пищу на доработку в двенадцатиперстную кишку, а она уже спит. Кишка растянута, сигнал дан: желчный пузырь и поджелудочная железа выделяют желчь и поджелудочный сок, но двигаться им не куда — кишка спит и не сокращается, и они возвращаются обратно. Желчь застаивается в желчном пузыре, сгущается и постепенно каменеет. А ферменты поджелудочной возвращаются обратно и принимаются «переваривать» ткани самой поджелудочной железы. В итоге железа воспаляется (диагноз — панкреатит), а в худшем случае может омертветь (диагноз — некроз).

Получается, что пока человек спит, в его организме идет настоящая химическая война. Поэтому не зря врачи говорят, что последний раз пищу нужно принимать минимум за два часа до сна, чтобы она полностью переработалась и наш организм ночью спокойно отдыхал.

И конечно, огромное значение имеет качество водопроводной воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Качество ее в разных городах и территориях различно. Причин здесь много.

Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью различных фильтров от вредных примесей. Кто из вас это де лает? Какие фильтры вы используете?

 

Ведущий. Если мы недостаточно следим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и... лечимся. А чем лечимся? Какие вы знаете лекарства? (Называются разные таблетки.) А какие природные лекарства вам известны? (Называются малина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.) Послушайте рассказ об удивительно полезной травке, по которой мы ходим и не замечаем ее, а если будем о ней знать, то и в аптеку реже ходить придется.

 

4. Сообщение подростка «Удивительная трава».

Эта трава растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Называют ее по-разному: птичий горец, гусят ник, трава-мурава, птичья гречишка, а по - научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш — это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине — сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кис лоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе (3).

 

5. Игра «Зеленая аптека».

Задание: выбрать те растения (карточки с иллюстрациями), которые нам помогут при:

· порезе пальца;

· простуде;

· нехватке витаминов.

Итог. Итак, рациональное питание — это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарствами и обязательное соблюдение режима питания.

На флипчарте появляются карточки «Здоровье = рациональное питание +».

 

II. Активная деятельность. 

 

(На флипчарте лист с рисунком и надписью: «Жизнь — это движение».)

 

Ведущий. Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А как правильно ее делать? (См. информацию о зарядке в Приложении 1).

 

Обсуждение вопросов «Зачем нужна зарядка? Какой она должна быть?»

 

Ведущий. Проблема часто не в том, что не хочется делать зарядку, а в том, что очень не хочется вставать рано. Так что же делать?

 

Методом «мозгового штурма» определяем способы решения проблемы

«Если трудно встать на зарядку...».

 

Ведущий. Итак, мы делаем зарядку. А где ее лучше делать? ( На свежем воздухе.) Это уже закаливание. Чем оно полезно? Как правильно этим заниматься? Давай те обсудим (информацию см. в Приложении 2).

 

Обсуждение вопросов «Зачем нужно закаливание?»

и «Как правильно закаливаться».

 

Ведущий. Ну и конечно, соблюдение личной гигиены — это тоже активная работа над своим здоровьем. Что такое гигиена? (Ответы детей.) Вы соблюдаете ее? Давайте поиграем в игру «Незаконченное предложение». Я начну, а вы по цепочке продолжайте.

 

6. Игра «Незаконченное предложение»

 

Я аккуратный, чистоплотный человек. Я умею следить за собой, потому что я взрослый, мне … лет. Я соблюдаю правила личной гигиены.

Утром я ...

В школе я ...

Когда прихожу из школы ...

А вечером я всегда ...

Существует прекрасное выражение: «В жизни все в твоих руках — держи их в чистоте!»

Итог. Соблюдение личной гигиены закаливание, зарядка — все это составляющие активной деятельности.

 

На флипчарте появляются карточки «Здоровье = рациональное питание + активная  деятельность + »

 

III. Положительные эмоции. (На флипчарте лист с рисунком и надписью: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Н.Толстой.)

 

Ведущий. Зная все это, не все и не всегда стараются изменить свой образ жизни (т.е. то, как мы живем каждый день). Что же нам мешает? Какую причину вы считаете главной?

(Ребята перечисляют: отсутствие времени, лень и т.д. Идет обсуждение.)

 

Да, конечно, лень, но с ней способна справиться только личная воля человека. Нужно поставить перед собой цель и добиваться ее, во что бы то ни стало. Немецкий философ Ницше сказал: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как». Но бывает, что человек на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует, даже злорадствует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. А они-то, оказывается, очень вредны для здоровья. Чтобы человек был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать положительные эмоции. Конечно, обстоятельства бывают разные, всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль иногда и горе.

А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье?

(Надо быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты...).

 

1. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». По кругу ребята кидают друг другу мяч, делая комплименты. Кто не находит нужных слов — выбывает из игры.

 

Ведущий. Прочитайте высказывание Д. С. Лихачева (на флипчарте): «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами». Сделать это бывает непросто. Давайте представим различные ситуации.

 

2. Разыгрывание ситуаций.

 

1. Вы пришли с улицы на три часа позже, чем обещали; вас встречает рассерженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).

2. Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадет. Что вы скажете родителям? А как бы вы поступили на месте родителей?

3. Предложите свои ситуации и их решение.

 

Итог. Вывод напрашивается сам: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л. Н. Толстой). Дошло до нас и мудрое наставление древнего китайского философа Конфуция: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Положительные эмоции — это третье слагаемое здоровья.

 

На флипчарте появляются карточки «Здоровье = рациональное питание + активная деятельность + положительные эмоции».

 

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

 

Подведение итогов занятия, анализ. 

 

Приложение 1.

«Зарядка»

Зарядка – комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов.

В комплекс зарядки обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Прорабатываются большие суставы – шея, плечи, локти, грудь (как сустав), таз, колени.

Применяются приемы: сгибание-разгибание, растяжка, скручивание.

Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания.

Зарядка может сочетаться с бегом и закаливанием.

Зарядка активизирует деятельность функциональных систем организма, способствуя более быстрому переходу от сна к бодрствованию и повышению общего тонуса. Правильно подобранный комплекс физических упражнений благотворно влияет на функции органов дыхания, кровообращения, деятельность мышечно-суставного аппарата, усиливает перистальтику кишечника.

Комплекс физических упражнений подбирают в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовки человека.

Последовательность выполняемых упражнений строится таким образом, чтобы организм постепенно включался в работу (так же постепенно снижают нагрузку, заканчивая зарядку).

Начинать зарядку следует с дыхательных упражнений, способствующих устранению застойных явлений после сна, развивающих дыхательную мускулатуру. Зарядку можно выполнять в любом положении (лежа, сидя, стоя) или чередовать их: от упражнения лежа перейти к упражнению сидя и т. д. Упражнения должны воздействовать на все важнейшие группы мышц и суставы.

Физическая нагрузка определяется сложностью упражнений, их количеством (10—15), числом повторений и темпом выполнения. Мальчикам и юношам рекомендуются силовые и статические упражнения с использованием снарядов (например, гантелей, гирь), девочкам – упражнения, развивающие гибкость, укрепляющие мышцы брюшного пресса (с гимнастической палкой, мячом, скакалкой).

Всем детям показаны общеразвивающие упражнения, поддерживающие и исправляющие осанку, укрепляющие мышцы ног, спины, брюшного пресса, своды стопы, развивающие гибкость и координацию движений.

Упражнения для детей, особенно младшего возраста, должны выполняться под наблюдением взрослых и носить имитационный или игровой характер, чтобы заинтересовать детей, выработать у них стойкую потребность в зарядке.

Реакция организма на мышечную работу во время зарядки должна носить умеренный характер: частота сердечных сокращений, артериальное давление должны восстанавливаться после 3—5 мин отдыха. Одышка, слабость, головокружение, ощущение сердцебиения свидетельствуют о чрезмерной физической нагрузке или неудачно подобранном комплексе упражнений.

Основное гигиеническое правило проведения зарядки – регулярность занятий.

Зарядку делают ежедневно (за исключением острых периодов заболевания или травмы), до завтрака, по возможности на свежем воздухе. Продолжительность занятий 8–15 мин. Зарядку желательно завершать водными процедурами – обтиранием, обливанием, душем.

Одежда и обувь должны соответствовать температуре воздуха, но не стеснять движений.

 

Приложение 2.

 «Закаливание»

Закаливание – воздействие на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию вредных факторов.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание холодной водой, купание, контрастный душ, недолгие погружения в холодные ванны или воду).

Наиболее сильная закаливающая процедура — моржевание (плавание в ледяной воде) — имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, постоянно страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды. Крайне не желательно резко заниматься моржеванием, особенно неподготовленному человеку. В результате вместо пользы можно нанести вред организму. Рекомендуется начинать с контрастных процедур в домашних условиях путём чередования холодной и горячей воды.

При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Начинать закаливание (любое) нужно только после посещения и проверки врача, так как закаливание – это тренировка, а не лечение, и людям с заболеванием и со слабым иммунитетом подобные процедуры могут быть противопоказаны.

 

 

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)

Познавательное занятие по ЗОЖ «Наше здоровье в наших руках» (для детей-9-13 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019