Формирование ключевых компетенций младших школьников

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование ключевых компетенций младших школьников.docx

                                                                                                                                                           

 

Формирование ключевых компетенций младших школьников

 через интегрированное обучение

1.    Краткая аннотация

2.    Содержание

2.1.       Введение

2.2.       Информация об опыте

2.3.       Технология опыта

2.4.       Заключение

3.    Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Краткая аннотация

          Федеральные государственные образовательные стандарты требуют дифференциации и интеграции содержания образования, что способствует не только формированию ключевых компетенций, но и развитию нестандартного творческого мышления учащихся. В своем эссе я покажу, как осуществляю интегрированный подход на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание

2.1. Введение

« Я вижу миссию учителя, прежде всего в том,

чтобы каждый мой питомец

 стал верным сыном своего Отечества»

В.А.Сухомлинский  

                    В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения основным результатом современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетенций в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская коммуникативная, информационная и др. чтобы ребенок научился самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

         Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

          Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется, система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. 

          Компетенции – совокупность необходимых знаний, умений и нравственных установок, обеспечивающая способность осуществлять результативную деятельность в определённой области. Ключевые компетентности относятся к общему содержанию образования в целом.

           Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин.

           Идея интеграции в обучении не нова. Но в современных условиях приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным законам общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

          Тема интеграции межпредметных дисциплин актуальна, т. к. образование призвано подготовить человека к жизни, к той роли, которую он будет играть в обществе. Важно при этом сформировать осмысленное, творческое и ответственное отношение к миру и к своему предназначению в нем, которое позволит человеку прожить достойную и полнокровную жизнь, построить ее в соответствии со своим характером, способностями, своими желаниями, потребностями и интересами.

           Сущность опыта моей работы по формированию ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение заключается в проекции на воспитание, обучение развитие и социализацию личности систем исторически сложившихся духовных и исторических ценностей Белгородчины, формировании на их основе патриотического, исторического, этнопедагогического сознания и мышления, начал экологической культуры, в решении социального запроса общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях, тем более действенными они окажутся в воспитании любви к родной природе, к земле, уважении к традициям своего народа.

          Перспективность опыта объясняется его практической значимостью для повышения творческой самореализации школьников в учебно-познавательной деятельности, в обучении методу получения знаний, в обучении быть вариативным, способным менять обстоятельства своей жизни. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшими школьниками важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Получение экологических знаний способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, её особенностей, расширению кругозора, помогает понять связи программного материала с окружающей средой.

          Cфера применения опыта велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребёнка.

           Материалы моего опыта могут быть использованы в практической работе учителей начальных классов, стремящихся активизировать познавательные способности обучающихся, развивать у них сознание сопричастности к делам и традициям земляков, воспитывать бережное отношение к природе, гражданственность и патриотизм.

       

  2.2. Информация об опыте

          Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения метапредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита знаний».

          При интеграции уроков математики, краеведения, истории, окружающего мира, художественного труда происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации на уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации.    Эмоциональный настрой учителя, неординарность ситуации на интегрированном уроке передаётся учащимся. Увеличивается разнообразие приёмов и методов, используемых на одном уроке.

          Интеграция помогает учителям, работающим с обучающимися начальной школы, сделать уроки более яркими, эмоциональными, образными, помогает обогатить детей знаниями исторических событий, развивать их интерес к изучению истории родного края в дальнейшем. Интегрированные уроки интересны учащимся, они насыщены информацией, развивают мышление и воображение младших школьников.

           С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире, его прошлом и настоящем.     Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира. Отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую «картинку-представление», способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.

           Современное образование требует преодоления разрозненности учебных предметов. Значение межпредметных связей в развитии мышления и творческих способностей обучающихся велико. Осуществление межпредметных связей, интеграция, приводит к образованию в сознании детей межсистемных ассоциаций. Это приводит к серьёзным изменениям психологии мышления.     Мышление становится более гибким, подвижным, что очень важно для решения задач творческого характера. На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь способствуют формированию ключевых компетенций младших школьников.

          Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».  Поэтому средствами разных учебных предметов, стремлюсь воспитать в детях любовь к Отечеству, родному Белгородскому краю, его духовным, самобытным обычаям, традициям, стремлюсь показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни Белогорья и России, значимость каждого для благополучия и процветания Родины. Воспитание любви к Родине, родному краю было бы недостаточным, если бы не привлекался краеведческий материал, связанный с историей Белгородского края.

          Интегрированные уроки математики и краеведения  особенно актуальны, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают неизменный познавательный интерес у учащихся. На интегрированных уроках здание математики создаётся на глазах детей и с их посильным участием, отчётливо выявляются связи математических понятий с практической деятельностью человека. Основной педагогической целью данных уроков является формирование интереса обучающихся  к изучению истории, особенностей родного края наряду с закреплением темы по математике проблемно-диалогическим методом.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.   Технология опыта

  Покажу, как я осуществляю интегрированный подход на уроках математики с использованием краеведческого материала.

          При изучении тем «Нумерация многозначных чисел», «Решение задач с многозначными числами», провожу уроки – путешествия в историю родного края. Эти путешествия помогают сделать увлекательным не только интересно составленные задачи, но и красочные репродукции, литературный материал, посвящённый героическому прошлому нашего края.

          На таких уроках я предлагаю детям решить такие задачи:

-  В 2093 году наш город отметит своё 500-летие. В каком году он основан? Сколько лет исполнилось нашему городу в текущем году?

- В 1239 году на наш край нахлынули полчища татар. После опустошительных набегов Оскольский край, как и вся юго-восточная окраина Руси сильно опустел. Сколько лет (десятков лет, сотен лет) прошло с тех пор?

- В городе Оскол в 1601г. насчитывалось 4603 мирных  жителя, и 1705 ратных людей, в 2012г. – 260000 жителей. Каков прирост населения за эти годы? 

- В 1655г. город Оскол получил новое имя. В 60 верстах южнее был построен город Царёв-Алексеев, затем переименованный в Новый Оскол. Оскол стал называться Старым Осколом. Сколько лет наш город называется так

- После неудачного похода в 1695г. на крепость Азов, занятую турками, Пётр I решил для нового похода весной 1696г. построить за зиму лёгкий галерный флот. Для чего собрали жителей ближайших городов. В Старом Осколе для несения охранной службы было решено оставить 15 человек, все остальные солдаты и дети боярские – 1225 человек – направились в Воронеж для постройки малых судов. Каждый человек должен был достать 10 фунтов пеньки (1 фунт – 400г) и два дуба. Какую массу пеньки и какое количество дубов должны были достать жители Старого Оскола?

 - По приказу Петра I большая часть служилого населения Белгородчины была мобилизована для строительства флота в Воронеж. Только по просьбе воеводы Б.П.Шереметьева для несения службы в городе Белгороде из 925 детей боярских оставлено 150, а в Старом Осколе – лишь 15 из 1240. Сколько служилых людей призвали из Белгорода и Старого Оскола? На сколько человек больше призвали из Старого Оскола, чем из Белгорода?

          Вот, например, какие данные, и какие задачи я использовала на уроке, посвящённом Курской битве.

   Герой Советского Союза М. Борисов писал:

     «Те бои, как мера нашей силы.

        Потому она и дорога,

        Насмерть прикипевшая к России,

        Курская великая дуга…»

          Железная дорога Старый Оскол – Ржава была живой артерией, питающей наши войска на Курской дуге всем необходимым. Ведь для осуществления операции «Цитадель», разработанной гитлеровцами, было привлечено 50 отборных дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных, 10 тысяч орудий и миномётов, около 2700 танков и штурмовых орудий, и всё это почти на 600-километровом участке фронта. Здесь же действовало более 200 вражеских самолётов, или 60%, находящихся на Востоке. На Курском выступе развернулась сильная группировка наших войск – Воронежского и Центрального фронтов, в составе которой было свыше 1 300 000 человек, 20 тысяч орудий и миномётов, более 2 500 танков, 2 650 самолётов.   На этом материале можно составить различные виды задач – расчётов.

- С 5 июля по 23 августа 1943 года длилась Курская битва. Сколько суток? Часов?

- Госкомитет Обороны СССР 8 июня 1943г. принял постановление в срок с 15 июня по 15 августа, для переброски грузов к фронту, построить новую железную дорогу Старый Оскол – Ржава, протяжённостью 95км. Но уже 16 июля по этой стальной магистрали пошли первые эшелоны фронту. На сколько дней опередили график строители? Сколько суток (часов) велось строительство дороги?

- За 32 дня наши девушки и их ровесницы, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень уложили 80 000 кубометров грунта. Сколько кубометров грунта в среднем укладывали строители за один день?

          Конечно, бесполезно требовать от детей обязательного запоминания дат и событий. Цель уроков не в этом. Главное – дать ребёнку возможность ощутить поток времени, в котором движется человеческая цивилизация, помочь ему осознать мир не как что-то одно, раз и навсегда данное, а как плод неустанной человеческой деятельности, результат непрекращающейся борьбы сил созидания и разрушения. Эффективность урока может быть повышена, если его проведение будет приурочено к экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам города и области.

          При изучении темы «Величины», «Операции с величинами» в 3 - 4 классах я также предлагаю детям на уроках и на занятиях математического кружка задачи с использованием краеведческого материала, используя межпредметные связи с уроком изучения окружающего мира. Дети знакомятся со старинными мерами длины, площади, массы, учатся переводить их в современные единицы измерения.

- Для оповещения и предупреждения татарских набегов построена Белгородская засечная черта, в которую вошёл город-крепость Оскол. Он был построен при царе Фёдоре Иоанновиче в 1593г. на меловых скалах, обрывающихся к бурной, многоводной и глубокой тогда реке Оскол. Крепостная стена, или острог, состояла из вертикально поставленных дубовых брёвен с заострёнными вверх концами. Длина крепости была равна 930 саженям. С трёх сторон крепость была окружена неприступным обрывом, с севера её защищал ров с водой. Узнайте, какова длина городских стен в современных мерах длины. (Длина казённой сажени равна 217см 6мм).

- Размеры крепости в 1615г.: северная передняя стена по «пряслу» (расстояние между башнями) составляла 54 сажени, восточная – 48, южная – 60, западная – 54 сажени. Каков был периметр крепости Оскол, если длина казённой сажени в XVII веке была равна 217см 6мм.

 - Самой мощной защитой крепости было огнестрельное оружие. Самым распространённым был «пищаль». Им называли почти всё огнестрельное оружие. Согласно дозорной книге 1615г., у защитников крепости было всего 12 пищалей. Шесть железных пищалей малого калибра, весом ядра в одну гривенку (гривенка равнялась 205г) и шесть медных – три из которых по шесть гривенок ядро, три – по четыре гривенки. Каков общий вес ядер, которые требовались лишь для одного заряда для всех пищалей?

         В настоящее время много внимания уделяется духовному воспитанию детей. Ведь история нашего края неотделима от истории православия. Поэтому на уроках математики  использую следующие задачи:

- 4 ноября во всех православных храмах нашего города проходят праздничные богослужения и крёстные ходы  с Казанской иконой Божией Матери. Это церковное торжество, в честь одной из самых почитаемых на Руси икон, установлено в память освобождения от польских интервентов в 1612г. Теперь эта дата совпадает с государственным праздником – Днём народного единства. В каком веке произошло сражение с поляками? Сколько лет прошло с тех пор? В каком году мы будем отмечать 400-летие освобождения от польских интервентов?

- В 1630г. строится Белгородская оборонительная черта. В Белгороде установлен вечевой колокол в 75 пудов. Звон его был слышен на много вёрст и предупреждал об опасности. Пересчитайте вес колокола в килограммах, если 1пуд = 16кг 380г

- Первый Оскольский вечевой колокол, весом в 80 пудов, погиб во время пожара в 1616г., второй тоже погиб во время пожара в 1628г. В 1629г. Из Москвы был прислан новый колокол, весом в 20 пудов 20 гривенок. В 1630г., 15 июля, предупреждая о нашествии татар, в тот колокол били и он разбился. Переведите вес первого и третьего колокола в современные единицы измерения. Сравните их вес.

- Для золочения куполов храма Петра и Павла, возведённого недалеко от Прохоровского поля, использованы пластинки золота. На 1м2 шло 5г золота. Каков вес золота, затраченного на золочение маковки храма, если площадь его поверхности 160м2?

           Краеведение в школе имеет большое значение. Краеведческий принцип преподавания – один из определяющих в процессе обучения истории и географии. Через краеведческий материал развивается и экологическое мышление.

          Академик Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышает их культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

          Анализ теоретических источников, рекомендаций по нравственно – патриотическому воспитанию детей показал, что наиболее эффективным будет сочетание краеведческой работы с эстетическим, экологическим воспитанием. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое. В том числе и благополучие семьи человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.

          С первых дней пребывания детей в школе не упускаю возможности на любом уроке, в том числе и на уроке математики, уделять время воспитанию любви и бережного отношения к природе. Получение экологических знаний способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, её особенностей, расширению кругозора, помогает понять связи программного материала с окружающей средой.

          Более доступным  для усвоения цифровой материал по экологии позволяют сделать текстовые задачи, содержащие данные экологического характера.

Например,  интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе я провела как заочный «Поход в заповедники Белгородской области». На этом уроке обучающимися были решены задачи такого вида:

- Длина заповедника «Ямская степь» 23км, его ширина на 2км меньше. Найдите площадь заповедника.

- Длина заповедника «Лес на Ворскле» 52км, его ширина на 31км меньше. Найдите длину границы заповедника.

Материалы к уроку посвящённому  рекам  родного края:

- В области 480 ручьёв и рек длиной более 3км. Из них 4 реки длиной более 100км, 35 – более 25км, 70 – более 10км, остальные – менее 10 км. Сколько рек и ручьёв длиной менее 10км?

- Общая протяжённость речной сети области 5000км. Протяжённость Северского Донца по области – 110км, Оскола - 220км, Ворсклы – 115км, Тихой Сосны – 105км. Остальные реки имеют протяжённость менее 100км. Какова их общая протяжённость?

          А такие задачи я предлагаю обучающимся на уроке – знакомстве с животным миром области:

- На территории области известно 6000 видов животных. Но лишь 1/5 часть из них – высокоразвитые, остальные относятся к беспозвоночным. Сколько видов беспозвоночных животных известно на территории Белгородской области?

При уроке – воображаемой  экскурсии в лес, детям были предложены следующие задачи:

- Общая площадь Белгородской области 27 100 кв. км, примерно 1/10 часть от всей территории области занята лесами. Сколько гектаров леса на территории области? (Точнее 270000га).

Говорим мы на уроках и о климате и рельефе  Белгородской области:

- Наша область находится на Среднерусской возвышенности, и её высота приподнята над уровнем моря. Самая высокая точка в Губкинском районе – 277м, в долине Северского Донца – 102м, в долине реки Оскол – 83м. На какую высоту в среднем приподнята наша область над уровнем моря? (Вы сделали расчёт по трём точкам, но учёные обследовали намного дольше точек, и выяснили, что средняя высота нашей области 200м над уровнем моря).

          Говоря об экологии, нельзя не сказать о бережном отношении к природе, экономии её ресурсов.

- Наша область, богатая чернозёмом даёт обильные урожаи. Но, собирая высокие урожаи зерновых, бывает. Что часть их выбрасывается в мусорный бак. Если в каждой семье ежедневно будет выбрасываться 100г хлеба, то, сколько же килограммов хлеба выбросят жители двухсотквартирного дома за один год?

Наши дети живут в XXI веке. На уроках я даю задачи, из которых они узнают что-то новое о современном городе, перешагнувшем  400-летний рубеж. Для составления таких задач использую материалы статей  периодической печати.

- Руководитель клуба «Поиск» Григорьев Э.И., вместе с членами клуба уточнили и восстановили более 3000 имён погибших  героев, воевавших в наших местах. Все наши земляки, старооскольцы, а это 14 000 погибших и пропавших безвести, занесены в Книгу памяти Белгородской области. Тысячи останков героев перезахоронены в братских могилах города и района, 1300 человек – на Мемориале у Атаманского леса, из них установлены фамилии свыше 600 захороненных. Сколько неизвестных героев похоронено на Мемориале? Может быть, став старше, и вы станете членами клуба «Поиск», и с вашей помощью станут известны имена погибших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.4.       Заключение

          Таким образом,       метапредметная интеграция, на которую я опираюсь и использую, позволила мне планировать учебную работу, направляя её на формирование ключевых компетенций учеников. Развитие познавательной активности учащихся на уроках, использование метапредметных связей и интеграции позволяет не только значительно облегчить осуществление поставленных современным образованием перед начальной школой задач, но и  создать в классе благоприятный психологический климат, способствовать личностному развитию обучающихся. В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

          Проведённые мною интегрированные уроки и внеклассные, внеурочные занятия приносят свои плоды. Ребята не только получают интересные знания о родном крае, но у них пробуждается интерес к своей малой родине, её прошлому, настоящему, будущему. Мы с ребятами часто бываем на экскурсиях по нашему краю.  Дети читают местную периодическую печать, познавательную литературу, ищут в сети Интернет информацию о Белгородской области. К этой работе подключились и родители моих учеников. Они предлагают детям задачи о Белгородчине, о своей семье, ведь краеведение для каждого ребёнка  начинается с жизни его семьи, его родных и близких.  

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Список использованных источников и литературы

- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на              краеведческой  основе -Начальная школа.-1991-№8-с.48-51.

 - Белгородские святыни. Составитель Крупенков А. Н. –Белгород,   «Квант»,1995.

- Белгородский край в истории СССР. – Воронеж, Центрально-Чернозёмное книжное издательство,1982.

- Белгородская энциклопедия. Главный редактор В.В. Овчинников. – Белгород. Издательство областная типография. 2000.

- Белгородский численник – Белгород, Крестьянское дело, 1993.

- Беликова Т. П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. – Старый Оскол,2004.

- Бранже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе-Литература в школе.-1996-№5-с.150-154

- Галимская К. География Белгородской области. – Воронеж, Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1976.

- Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система-Педагогика. 1997.-№4-с.24

- Иванцова В.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе)-Начальная школа.-1993.-№2-с.51-53.

 - Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах-Начальная школа.-1989-№9-с.8-10

- Коложвари И. Сечникова Л. Как организовать интегрированный урок в начальной школе (О методике интегрированием образования)?- Народное образование.-1996.-№1-с.87-89.

- Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе.-Начальная школа.-1989.-№3-с.18.

- Милентьев Р. Городок провинциальный. (Записки старожила). – Старый Оскол,  Провинциальный город, 2005.

- Никулов А. П. Оскольский край. – Старый Оскол,1997.

- Никулов А. П.,Григорьев Э. И. Старый Оскол 1593 – 1993. – Белгород,1992.

- Патриотическое воспитание подрастающего поколения в традициях школы и православной культуры. Информационно-методический сборник. Под редакцией Черепановой Н. И., Иерея Сергия Шумских. – Старый Оскол, 2005.

- Поосколье. Под редакцией Милькова Ф. Н. – Воронеж, Воронежский университет, 1980. 

- 50 лет Белгородской области: пути созидания. По заказу администрации Белгородской области. Под редакцией Е.С.Савченко, А.Я.Зеликова, Н.Я.Шатохина, Высокопреосвященного Иоанна и др. – Белгород, Белгородская областная типография, 2004.

http://do.gendocs.ru/docs/index-331286.html?page=4

http://festival.1september.ru/articles/630640/

http://dissercat.com/catalog/pedagogicheskie-nauki/teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-po-oblastyam-i-urovnyam-ob

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/31800.html

http://gigabaza.ru/doc/66245.html

http://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6585/

http://research-journal.org/featured/pedagogy/principy-formirovaniya-uchebno-poznavatelnoj-kompetencii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-nachalnoj-shkole/

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru