Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития
Оценка 5

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития

Оценка 5
Лекции
docx
детская психология
Детсад—4 кл
17.10.2022
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития
методические_рекомендации_Рудько_В.В.docx

 

 

 

 

 

 

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Рудько Виолетта Вячеславовна

 


 

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития.  

(Методические рекомендации воспитателям ДОУ)

 

Одной из главной проблемой препятствует успешной социализации при расстройстве аутистического спектра и задержке психического развития, является несформированность коммуникативных навыков. Отсутствие коммуникативных навыков проявляется в виде незаинтересованность в общении, отсутствие интереса к окружающему миру, ограниченный словарный запас. Дети не являются инициаторами разговора, не поддерживают его. Развитие коммуникативных навыков у детей с каждым годом становится все актуальней и актуальней.  Поэтому необходимо постепенно включать ребенка в коммуникацию с другими детьми, взрослыми.

Работа на развитие коммуникативных навыков будет опираться на такие  принципы:

·                   комплексное воздействия;

·                   систематичность;

·                   обучение от простого – к сложному;

·                   наглядность;

·                   индивидуального подхода.

Методы работы:

·                   игровых методы и приемы;

·                   моделирование;

·                   побуждение;

·                   средства альтернативной коммуникации.

Для развития коммуникативных способностей детей педагогу необходимо создать условия формирования коммуникативных навыков:

·                   учет личных интересов и потребностей ребенка;

·                   использование подсказок;

·                   подкрепление коммуникативных высказываний;

·                   использование повседневных, естественно возникающих ситуаций.

Для формирования коммуникативных навыков придерживаться следующего алгоритма работы:

·                   формирование умений выражать просьбы и требования;

·                   формирование социальной ответной реакции;

·                   формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;

·                   формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;

·                   формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них;

·                   формирование социального поведения;

·                   формирование диалоговых навыков.

Эффективность работы возможно только в тесном сотрудничестве педагог – родитель – специалисты сопровождения. работе и на занятия активно использовать игровые методы. Ведь через игру многому можно научиться. Например, передавая мяч друг другу, дети учились здороваться, называть друг друга по имени. Постепенно вовлекать их в коллективную деятельность: совместные поделки, игра в настольные игры. В ходе чего ребята учатся ждать свою очередь во время игры, договариваться при выборе цвета фишки, учатся слышать окружающих, с уважением относится к друзьям, взрослым.

Рекомендации в формировании коммуникативных навыков у детей:

·       Примите на себя роль не только помощника, но и учителя.

Когда ребёнок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать всё за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. Тем не менее, если вы будете так поступать, вы сократите количество возможностей, когда ребёнок может сделать что-то самостоятельно. Если ребёнок до сих пор находится на стадии самодостаточности, то особенно трудно определить, что может, а что не может сделать ребёнок. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребёнка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребёнку.

·          Вместо того, чтобы позволять ребёнку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми.

Может возникнуть искушение поверить, что ребёнок просто проявляет свою независимость, когда он не показывает никакого интереса к общению со взрослым. Тем не менее, крайне важно, чтобы ребёнок научился общаться, и поэтому нельзя предоставлять его себе самому.

Основной прием состоит в следующем – настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребёнок, например, если он играет с веревкой или достает игрушки из коробки и складывает их обратно. Даже если ребёнок реагирует на такие попытки присоединения злостью и агрессией, продолжайте пытаться. Злость – это тоже разновидность общения, и это лучше, чем полное отсутствие коммуникации. По мере продолжения общения ребёнок может со временем осознать, что взаимодействие с другим человеком может быть связано с весельем.

·        Предоставляйте ребёнку положительную обратную связь.

Очень важно награждать ребёнка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребёнок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребёнка. Таким образом, ребёнок сможет установить связь между собственными действиями и вашими конкретными словами.

·        Предоставьте ребёнку причину для коммуникации.

Если ребёнок с РАС без труда получает всё, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребёнка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.

Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра и задержку психического развития. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. Мой совет при общении с детьми. Научитесь ждать. Коммуникация с ребенком, не должна происходить в спешке.


 

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра и с задержкой психического развития

Эффективность работы возможно только в тесном сотрудничестве педагог – родитель – специалисты сопровождения

Эффективность работы возможно только в тесном сотрудничестве педагог – родитель – специалисты сопровождения

Если ребёнок с РАС без труда получает всё, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения

Если ребёнок с РАС без труда получает всё, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2022