Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с УО(ИН)
в различных видах деятельности
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Воспитание и образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяются их особыми образовательными потребностями и направлены на формирование доступной жизненной компетентности в целях социальной адаптации и интеграции. Целью этого процесса является максимальная самореализация каждого обучающегося с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Коммуникативная компетентность - это одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации обучающихся. Развитие способности к коммуникации – процесс, требующий создания в учреждении адекватной возможностям ребенка коммуникативной среды и естественного обучения путем использования коммуникативного потенциала ситуаций повседневной жизнедеятельности, социального поведения.
Данный факт находит свое отражение в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющий обязательный минимум содержания Адаптированной основной общеобразовательной программы, которая реализуется в нашем учреждении.
В структуре планируемых результатов освоения АООП ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Базовые учебные действия включают четыре группы действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Особенности коммуникации детей с УО(ИН)
Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общении наших детей:
- Трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость и другие нарушения).
- Трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость).
-Трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний).
Как развивать коммуникативные качества детей с УО (ИН)?
Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
- в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры),
- через беседы, обсуждения литературных произведений,
- в творческой деятельности
В работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Работа по формированию коммуникативных навыков проводится повседневно и непрерывно в самых разнообразных видах деятельности. На уроках, воспитательных занятиях, прогулках, различных мероприятиях, в режимных моментах, в процессе трудовой деятельности Формирование коммуникативных умений и навыков является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка.
При формировании коммуникативных навыков учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитываются особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Игровая деятельность – как средство формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта
При формировании коммуникативных навыков большое значение имеет игра. Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия
Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться. Одним из важных средств формирования и развития диалогической речи являются словесные дидактические игры. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом.
Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;
- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.
Развитию речи и познавательных способностей способствуют мнемотаблицы, где каждое слово закодировано в символ. При перекодировке символов в слова у детей получается рассказ. Мнемотаблицы могут быть на темы: «Чему учат в школе», «Признаки зимы», «Признаки весны», «Признаки осени», «Виды спорта».
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами высказать просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Формирование коммуникативных навыков посредством творческой деятельности
Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.
Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память. Происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность. У ребенка воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.
Беседа как условие преодоления трудностей в общении
В формировании коммуникативных навыков важное место занимают словесные методы, так как слово играет главную роль в процессе обучения и воспитания. Если рассматривать возможности и особенности применения отдельных методов в системе специального образования на примере воспитания детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии, то среди словесных методов обучения широкое распространение имеет беседа. Беседа позволяет организовать внимание детей, собрать сведения о первоначальных знаниях ребёнка.
Также словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в повышении речевой активности детей.
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.
В своей работе применяю обсуждение с детьми ситуаций, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в процессе беседы.
Подобные беседы способствуют формированию у детей навыков успешного социального взаимодействия. Такое общение со взрослым помогает развить очень важные качества:
• сопереживать (отзывчивость);
• помогать, проявлять терпимость к чужим ошибкам и оплошностям;
• искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.
Словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических т.к. обучающиеся испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации
Таким образом, в коррекционном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приёмов работы в целях достижения максимального педагогического эффекта.
Заключение
Посещая школу, дети получают возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками. Они включаются в творческую работу, обнаруживая и развивая свои способности, обогащают свой нравственный опыт, учатся не только принимать помощь, но и помогать другим, приносить радость людям. Приобретают опыт взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.