ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Богданова Светлана Александровна, преподаватель, концертмейстер
ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»
Россия, г.Сызрвань, , e-maill: bogdanova240675@mail.ru
Профессиональное образование становится всё более сложной системой, которой приходится действовать в стремительно изменяющемся мире. Чтобы отвечать возрастающим требованиям, содержание образования должно соответствовать потребностям современного общества в высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда. Для этого система подготовки специалистов должна учитывать требования работодателей и в новых условиях трансформироваться, видоизменяться в рамках общепринятых стандартов [2].
Профессионально важными качествами современного специалиста являются: совокупность общих и специальных знаний, необходимых для решения типичных и нестандартных профессиональных задач, отношение к профессии, мобильность, способность адаптироваться в сложных производственных условиях и др. [3].
Тенденции развития профессионального образования обусловили переход на новую деятельностную парадигму образования, где представление потребителей о конечных результатах профессионального образования связано с уровнем освоения общих и профессиональных компетенций. В связи с этим, формирование данных компетенций является стратегической целью профессионального образования.
Действующие федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования основаны на модульно-компетентностном подходе, предполагающем формирование общих и профессиональных компетенций, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.
Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов организации образовательного процесса, активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поиска путей возникающих проблем.
Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям.
Образовательная технология разрабатывается от результата образования. На основе анализа потребности рынка труда, будущей профессиональной деятельности выпускника в соответствии с государственными нормативными документами, формулируется цель, выстраивается модель профессиональной подготовки.
На этой основе проектируется и образовательная технология: определяется сочетание методов, форм организации, средств обучения и самообучения; конструируются учебные элементы и учебные ситуации; разрабатывается структура и содержание учебных занятий; планируется самостоятельная работа студентов; проектируются контролирующие процедуры.
Список литературы:
1. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н. В. Борисова. – М., 2000. − 146 с.
2. Дорожкин Е. М., Щербина Е. Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований / Е. М. Дорожкин, Е. Ю. Щербина // Образование и наука. − 2013. − № 6. − С. 64–78.
3. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2000. − № 3. − С. 90−102
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. − 256 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.