Формирование культуры речи в процессе изучения творчества А.Ахматовой
Одной из самых главных задач обучения русской литературе и русскому языку, несомненно, является развитие и постоянное совершенствование речевой культуры учащихся.
На современном этапе развития педагогической науки перед учителем-словесником встают ряд проблем, связанных с выстраиванием работы по развитию навыков связной речи.
Коммуникативно-речевые умения формируются на всём протяжении изучения таких учебных дисциплин как «Русский язык» и «Русская литература». Однако требуется постоянное внимание к повышению речевой культуры учащихся не только на специализированных уроках, предусмотренных Программой (урок обучения сочинению, урок обучения изложению, подготовка к сочинению на уроке русской литературы), но и во внеурочное время (различного рода кружки, факультативные занятия).
Отметим, что работа над повышением речевой культуры должна происходить в комплексе и идти на протяжении всего периода обучения в средней школе. В.В. Лолуа справедливо замечает, что сегодняшнее «содержание образования ориентировано на создание условий для реализации всех творческих возможностей личности, на обретение каждым членом общества многообразной эстетической, в том числе речевой культуры» [1, с. 4]. И, действительно, высокий уровень речевой культуры человека в настоящее время считается одной из важнейших условий для формирования высокого уровня общей культуры человека.
Несомненно, роль школы в этом велика. Перед учителем-словесником встают следующие задачи:
- усовершенствование знаний учащихся о реальной системе языка;
- овладение нормами литературного языка
- коррекция таких умений, как: правильно выражать свои мысли, целенаправленно употреблять слова и выражения, умение выбирать слова в соответствии с темой высказывания и ситуацией общения [2, с. 81].
Безусловно, уроки русского языка и литературы имеют огромный потенциал для решения указанного круга задач. Речь признаётся базисом для всех видов мыслительной деятельности, поэтому её качество есть показатель умственного развития ребёнка. Преподаватель русского языка и русской литературы должен понимать, насколько важны данные дисциплины для повышения речевой культуры учащихся. На аудиторных занятиях школьники часто работают с различными видами текстов. Именно текст является источником формирования правильного речевого поведения, оказывается отправной точкой для бесед, дискуссий, представляет собой позитивный образец для будущего речевого произведения учащихся. Именно этап послетекстовой работы (написание собственного текста или устное выступление) оказывается важнейшим этапом в работе над повышением речевой культуры обучающихся. Работа над повышением речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы должна проходить в русле личностно-ориентированного, а также дифференцированного обучения с включением игровых и информационных технологий, что является необходимым требованием современной педагогической науки.
Огромным потенциалом для развития речевой культуры обучающихся в среднем звене обладают различного рода творческие работы (сочинения, сочинения-миниатюры, развёрнутый ответ на вопрос и т. п.). Для развития устной речи возможно предложить учащимся средних классов составление рассказов по картинкам, описание фотографий, рассказ о личных впечатлениях об увиденном, услышанном или прочитанном. Тогда как в более старшем возрасте уже возможно проведение диспутов, дебатов, дискуссий. Трудно переоценить роль игровых технологий в образовательном процессе.
На уроках литературы школьники чаще всего работают с художественным текстом. Нередко в качестве домашнего задания они получают пересказ прочитанного. Пересказы также оказывают благотворное влияние на повышение речевой культуры школьников, особенно те, которые подразумевают творческую активность ребёнка, трансформацию изученного теста. Например, пересказ с досочинением истории, описанной в тексте, пересказ от лица одного из героев (с изменением лица рассказчика) и т. п. Эффективной формой работы по повышению речевой культуры школьников окажется инсценирование. Оно предполагает заучивание фрагментов текста, демонстрирующего положительный пример слово- и формоупотребления, высокий уровень образности или же богатый грамматический строй. Особенно актуальным данная форма работы окажется для более младших школьников на уроках русской литературы. Зачастую временная ограниченность аудиторных занятий подталкивает учителей на создание факультативных и дополнительных занятий по развитию речи. На сегодняшний день существует немало авторских разработанных учебных спецкурсов по культуре речи, которые успешно апробируются в российских школах. Данный факт говорит о том, что современное общество признаёт грамотную речь главной чертой развитой личности. Таким образом, повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы является основной задачей преподавателя-русиста. В зависимости от возраста школьников и изучаемого материала преподаватель-словесник должен строить систему работы по повышению речевой культуры школьников. Это могут быть занятия в рамках учебного часа, факультативные занятия или же их совокупность.
Мы знаем, что́ ныне лежит на весах
И что́ совершается ныне.
Час мужества про́бил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём –
Навеки!
Анна Ахматова 1942 год
Эти строки А.А. Ахматовой, написанные в годы Великой Отечественной войны, набатно звучат сегодня, когда мы, вопреки всем заветам, день за днём теряем самое главное достояние своё – свой язык. Прежде русские люди, во всяком случае, немалая их часть, имели иммунитет к коверканию родной речи.. А что мы слышим ныне.. Кто-то отмахнётся небрежно от этого факта и тем обнаружит глубочайшее непонимание вопроса. Горячий защитник русского языка адмирал А.С. Шишков в своё время блестяще разъяснил суть оного: «Природный язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел. Возвышается народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык...
«Дар красноречия не спасает от презрения глаголы злочестивых. Где нет в сердцах веры, там нет в языке благочестия. Где нет любви к Отечеству, там язык не изъявляет чувств отечественных. Где учение основано на мраке лжеумствований, там в языке не воссияет истина; там в наглых и невежественных писаниях господствует один только разврат и ложь. Одним словом, язык есть мерило ума, души и свойств народных. Он не может там цвести, где ум послушен сердцу, а сердце – слепоте и заблуждению».
Итак, природный язык есть не только достоинство народа, не только основание и причина всех его знаний, не только провозвестник дел его и славы, но и некий ДАР, к которому, хотя бы и не рассуждать о нем, природа вложила в нас тайную любовь. И если человек теряет эту любовь, то с ней теряет и привязанность к Отечеству, и совершенно противоборствует рассудку и природе. Вера, воспитание и язык суть самые сильные средства к возбуждению и вкоренению в нас любви к Отечеству» [3].
Поэзия Ахматовой – сочетание предметности слова с резко преобразующим поэтическим контекстом, с динамикой неназванного и напряженностью смысловых столкновений. Это большая поэзия, современная и переработавшая опыт двух веков русского стиха...
Анна Андреевна всегда умела говорить на языках тех культурных поколений, с которыми время сводило ее на протяжении ее долгой жизни.
С развитием культуры речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием речи, а именно с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка, языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к оттенкам поэтической речи.
Кроме того, следует обращать внимание и на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, прощать и соглашаться, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения. Проблема воспитания толерантности сегодня также становится одной из важнейших в процессе развития языковой личности, речевого развития обучающихся.
Таким образом, анализируя исследования по проблеме формирования культуры речевого общения учащихся старших классов, мы делаем вывод, что культура речевого общения – это способность правильно, точно и выразительно передать свои мысли, используя средства языка.
Литература
1 Лолуа В. В. Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста: дисс…док. пед. наук: 13.00.01. – М., 2016. – 345 с.
2 Милостивая О. И. Формирование речевой культуры учащихся 5 классов на уроках русского языка // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – Черногорск: Объединенная редакция научных журналов «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2016. – № 8. – С. 81–87.
3 Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы / С. Д. Пряхина, О. Г. Малышева, И. В. Жукова [и др.]. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 500-502. – URL: https://moluch.ru/archive/258/59178/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.