Формирование личностных универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов
Оценка 4.8

Формирование личностных универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов

Оценка 4.8
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
22.03.2020
Формирование личностных универсальных учебных действий  у обучающихся начальных классов
проект.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №48»

 

 

 

 

 

Проект на тему:

Формирование личностных универсальных учебных действий  у обучающихся начальных классов

 

 

                                                                        Выполнен – Ащеуловой Ольгой Петровной,

                                                                        учителем начальных классов

                                                                        МБОУ «СОШ № 48»

                                                                        г.Новосибирска

 

 

 

 

 

Новосибирск 2019


Содержание

 

 

                                                                                            

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Основная часть……………………………………………………………4

        2.1. Личностные универсальные учебные действия ……………….4

        2.2.Личностные УУД на уроках литературного чтения, математики,       окружающего мира в начальной школе…………………………………..7

        2.3.Формирование личностных УУД в процессе использования  современных образовательных технологий……………………………..14

3.Заключение……………………………………………………………....18

4.Использованная литература …………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   ВВЕДЕНИЕ

 

      Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». «Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова».

    Приоритетами  обучения в качестве основного способа достижения цели образования – выращивания функционально грамотной личности – рассматривалось формирование и развитие общеучебных умений.

 

 

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Личностные универсальные учебные действия

 

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.

       Личностные универсальные учебные действия:

·        обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

·        Учат оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

·        Учат прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

В младшем школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.

   Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

n  когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

n  ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

n  эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);

n  деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования

У выпускника будут сформированы:

n  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

n  широкая мотивационная основа учебной деятельности;

n  основы гражданской  идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;

n  развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 

n  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

n  установка на здоровый образ жизни;

n  чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

n  эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;

Выпускники получат возможность для формирования:

n  положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

n  выраженной устойчивой  учебно-познавательной мотивиции;

n  установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

Формированию  личностных УУД в начальной школе способствуют все учебные предметы.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Личностные УУД на уроках литературного чтения, математики,       окружающего мира в начальной школе

 

        Работая 2й год по программе «Школа России» личностные  УУД больше всего можно начинать формировать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира.

          Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

      Предмет «Литературное чтение» прежде всего  способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова  формирует индивидуальный эстетический вкус.

      На мой взгляд раздел «Там, на неведомых дорожках…» по учебнику «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир») Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева для 2 класса формируются личностные УУД через прослеживание «судьбы героя», обучающийся  сравнивает  своего «Я» с героями литературных произведений; а также  через интерпретирует  текст; высказывает своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализирует характер и поступки героев; формулирует  концептуальную информацию текста.

 В народной сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» обучающиеся  прослеживают «судьбу героя Ивана», в котором близки понятны чувства, поступки героя сказки, а также ценится в людях смелость, настойчивость, трудолюбие, герой защищает Родину, осуждает злодея, выражает уверенность своих создателей в торжестве добра.

В сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика – за выполнение приказов старухи, а старуху - за жадность. Дети приходят к мысли, к чему в жизни  приводят жадность.

Сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» показывает добро и зло в сравнении героев сказки Рукодельницы и Ленивицы. Каждый обучающийся делает для себя вывод по поступкам героев, оценивает, что хорошо, что плохо.

А также обучающиеся начинают осознавать  себя как гражданина русского народа, у которого прекрасные народные и авторские сказки (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П.Ершов «Конек-Горбунок», П.Бажов «Серебряное копытце») сказки, кроме этого вызвать интерес и уважение к другим народам через литовскую сказку «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». В литовской сказке, как и в русской, раскрывается  что такое хорошо и что такое плохо, добро и зло, ужасное и прекрасное.

Творческие задания и вопросы позволяют ребенку выйди за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Такие задания позволяют детям участвовать в творческом процессе. Тем самым происходит развитие личности обучающихся. После чтения литовской сказки «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» детям предлагается сочинить волшебную сказку. Нарисовать рисунок самому главному (или страшному, смешному) моменту вашей сказки.

По вопросам «В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа» обучающиеся понимают главную мысль произведения и  овладевают личностными УУД на уроках литературного чтения.

Курс  «Математика» по учебнику  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой. Образовательная система «Школа России».

1. Роль  математики как важнейшего  средства коммуникации в формировании речевых умений  неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С  этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

 Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

2. Наличие в рассматриваемом курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества. (В учебнике все задания, которые можно использовать для такой работы, сопровождаются знаками «!» и «?».)

3. Так как рассматриваемый курс математики серьёзнейшим образом ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения выстраиваются в соответствии с правилами, отражёнными в дневниках школьника, созданных авторами «Школы 2100», и позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе и т.д.)

4. В  учебнике 4-го класса создана линия задач и заданий, названная «Не только математика». Все они построены на историческом материале, относящемся к   построению  Российского государства в период XVIIXIX веков, и рассказывают о созидательной работе учёных, военных, инженеров и о роли знания, идей просвещения  в строительстве и защите   родной страны. Работая с  текстами  этих задач, учитель не может пройти  мимо личностной оценки описанных в них реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ.

Предмет «Математика» формирует личностные УУД у обучающихся с 1 класса. Для этого в учебнике1 класса предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы рядом со значком «!» на жёлтом поле, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью. 

В значительную часть уроков2 класса и во все уроки 3–4классов в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему, авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Обозначенный рамками в конце всех тем во всех без исключения учебниках главный вывод позволяет проверять и оценивать результат. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Личностные УУД формируют умение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебника по «Окружающему миру» «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

        1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Окружающий мир»  — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

 В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.

Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России»,  «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России,  Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

Класс

Личностные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине. 

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

      Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Формирование личностных УУД в процессе использования  современных образовательных технологий

 

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

     Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

     В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»).  Этапы технологии обозначены в учебниках  плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).

     Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

      Данная технология направлена  прежде всего на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

      Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике  метапредметных результатов.

      Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.   

     Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом  учебников и тетрадей по литературному чтению  и другим предметам.

     В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её  важностью в качестве основы для формирования коммуникативных   универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

     Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта,  точками зелёного цвета ● выделены задания, предусматривающие групповую форму работы.

         Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

         В возрасте 7–10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности.  Ученики начальной школы постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т.е. осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ, но он узнает об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и т.д.).

Личностные результаты на разных этапах обучения
по Образовательной системе «Школа России» в начальной школе

Классы

Оценивать ситуации и поступки

 (ценностные установки, нравственная ориентация)

Объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.  (личностная позиция, российская и гражданская  идентичность)

1–2 классы

Необхо-

димый уровень

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);

– важности исполнения роли «хорошего ученика»;

– важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ;

– важности различения «красивого» и «некрасивого».

 

Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»

 

 

 

 

 

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.

 

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),

что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),

что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)

 

 

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя ценной частью большого  разнообразного мира (природы и общества). В том числе:

объяснять, что связывает меня:

– с моими близкими, друзьями,  одноклассниками;

– с земляками, народом;

– с твоей Родиной;

– со всеми людьми;

– с природой;

испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.

 

ПОСТУПКИ

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:

известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;

сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки

 

 

 

 

 

 

 

3.   Заключение

 

Формирование личностных УУД в начальной школе обеспечивают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; осознание себя как гражданина, как  представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего народа. Все это начинает реализовываться  на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира.

          Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений на предмете «Литературное чтение» позволяет повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях. А также  способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
          Применительно к  предмету «Математика следует выделить два вида действий:
•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него;
•действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

      Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

      В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу;
  • ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
  • формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
  • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
  • развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

      В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе. А самое главное деятельности учителя  в формировании личностных универсальных учебных действий,  помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Использованная литература:

 

1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

2.   Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

3.   Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

4.   Федеральный государственный образовательный стандарт. ИКТ в начальной школе на современном уроке: подготовка учителя к профессиональной деятельности: сб./под ред. В.В. Балакиревой;М.:изд-во ГОУ Окружной методический центр,2012.

5.   Бунеева, Е. В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методическое пособие для учителя.- Изд. 2-е., перераб.- М.:Баласс, 2012.- 320с. (Образовательная система «Школа 2100»)

6.   Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. Учебник  в 2 частях, 2 класс. Р.Н.Бунеев., Бунеева Е.В, 2012

7.   Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. и др. Математика: Учебникдля 2– го класса в 3- х частях. Часть 1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 80с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

8.    Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

9.   Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 2 класс. Методическое пособие для учителя по курсу математики с элементами информатики.- М.:Баласс, 2012.- 400с. (Образовательная система «Школа 2100»)

10.            Максимова Т. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" : 2-й класс : к УМК А. А. Плешакова.-М.: Просвещение,2011

11.            А. А. Плешакова «Окружающий мир»: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Москва: Издательство «Просвещение», 2012

12.            Разумова Е. Стандартизация - в поисках нового качества школы: Россия и США / Е. Разумова // Нар. образование. - 2009. - № 7. - С. 21-29.

13.            Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: на основе учебно-метод. комплекта "Школа России" // Нач. шк.: журн. - 2009. - № 9. - С. 3-25.




 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Содержание 1

Содержание 1

ВВЕДЕНИЕ Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами

ВВЕДЕНИЕ Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Личностные универсальные учебные действия

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Личностные универсальные учебные действия

Учат прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т

Учат прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т

Выпускники получат возможность для формирования : n положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; n выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции; n…

Выпускники получат возможность для формирования : n положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; n выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции; n…

Личностные УУД на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира в начальной школе

Личностные УУД на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира в начальной школе

В народной сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» обучающиеся прослеживают «судьбу героя

В народной сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» обучающиеся прослеживают «судьбу героя

Нарисовать рисунок самому главному (или страшному, смешному) моменту вашей сказки

Нарисовать рисунок самому главному (или страшному, смешному) моменту вашей сказки

В учебнике все задания, которые можно использовать для такой работы, сопровождаются знаками «!» и «?»

В учебнике все задания, которые можно использовать для такой работы, сопровождаются знаками «!» и «?»

В значительную часть уроков2 класса и во все уроки 3–4классов в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную…

В значительную часть уроков2 класса и во все уроки 3–4классов в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную…

В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа

В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий

Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье

Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье

Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта, точками зелёного цвета ● выделены задания, предусматривающие групповую форму работы

Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта, точками зелёного цвета ● выделены задания, предусматривающие групповую форму работы

Необхо- димый уровень

Необхо- димый уровень

Заключение Формирование личностных

Заключение Формирование личностных

Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; •действие нравственно-этического оценивания…

Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; •действие нравственно-этического оценивания…

России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и

России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2020