Тренинговое занятие «Формирование лидерских качеств у подростков»
Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка.
Задачи:
Целевая группа: дети школьного возраста (14–17 лет).
Необходимый материал: бумага и ручка для каждого игрока, канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, непрозрачный мешочек с разными предметами.
Разминка.
Что вы понимаете под словом лидер? Кто это? Какими качествами он обладает?
Дискуссия “Кто такой лидер”.
Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс?
Давайте порассуждаем, как стать лидером в коллективе, а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся).
В психологии принято различать следующие типы лидеров..
Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.
Психогеометрический тест.
Я предлагаю вам сейчас самим проверить свои лидерские качества с помощью простого теста.
Стимульный материал: квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник.
Инструкция: посмотрите на фигуры и выберите ту, в отношении которой вы можете сказать «Это Я». Это будет первая фигура. Затем из оставшихся фигур выберите наиболее подходящую для вас. Это будет вторая фигура. И так далее.
Интерпретация:
1 - главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Последняя - указывает на форму человека, взаимодействие с которым может представлять большие трудности.
Остальные фигуры – дополняют общую картину.
Квадраты - люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.
Треугольники - люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и достигают их.
Круги – люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая степень для них – благополучие окружающих.
Зигзаги – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.
Прямоугольники – символ неопределенности, переходная форма, которую могут носить остальные фигуры. Характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость, низкая самооценка.
Теперь я предлагаю поучаствовать в нескольких упражнениях, развивающих коммуникативные и лидерские качества.
Упражнение «Ты и твое имя»
Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.
Пример:
М - мечтать (умею)
И - интеллигентность
X - харизма
А - активная позиция в коммуникации
И - интеллект
Л - любовь к жизни
Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.
Упражнение «Гений маркетинга»
Ведущий приносит непрозрачный мешочек, в котором помещены разные предметы.
Каждый из вас сейчас будет доставать из мешочка один предмет. Задание: продать группе этот предмет, представив не менее пяти реальных достоинств товара.
Деление на пары. Время на обдумывание 5 минут. Каждая пара представляет свой товар. После презентации подсчитывается количество человек желающих купить его. В конце подводиться итог. Результаты на доске.
Вопросы для обсуждения:
Чему научила эта игра?
Чей опыт продаж оказался наиболее успешным?
Чьи идеи вам наиболее запомнились почему?
Упражнение “Лидер - это”
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 15-20 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.