Формирование математической грамотности с помощью игровых технологий
Оценка 4.9

Формирование математической грамотности с помощью игровых технологий

Оценка 4.9
doc
математика
5 кл—11 кл
05.08.2022
Формирование математической грамотности с помощью игровых технологий
Формирование математической грамотности с помощью игровых технологий.doc

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ С

ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В процессе обучения математике особое значение приобретает формирование математической грамотности, которая предполагает не только знание математических фактов, но и способность математически рассуждать, формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

К сожалению, стандартные методы обучения не позволяют в полной мере  развить  математическую  грамотность  обучающихся,  по этому возникает необходимость в применении различных образовательных технологий. Одним из современных видов образовательных технологий являются игровые технологии. Игровая деятельность хоть и не является ведущей деятельностью учащихся, все же занимает важное место  в  процессе  формирования  как  предметных,  так  и  метапредметных  навыков.  На сегодняшний день разработаны различные игровые технологии, направленные  на формирование математической грамотности у учащихся.

Термин «математическая грамотность» был введен PISA. В  определении математической грамотности основное внимание уделяется использованию математики для решения реальных проблем в различных контекстах и описания, объяснения и предсказания явлений

Математически грамотный ученик, прежде всего, должен уметь использовать знания для распознавания математической природы ситуации и описания ее в математических терминах. После успешного преобразования полученная математическая задача должна быть решена с использованием знаний, полученных на уроках математики. Наконец, учащемуся необходимо оценить решение, интерпретировать результаты в исходной реальной ситуации. Внешний круг показывает, что математическая грамотность имеет место в контексте вызова или проблемы, возникающих в реальном мире.

Взаимосвязь математической грамотности с другими факторами

На рис. 2 показана взаимосвязь математической грамотности с областями математики, в

которых она применяется,  с  возможными  контекстами,  с  навыками XXI века,  которые

поддерживают и развивают математическую грамотность.

 

Для определения реальных ситуаций используются четыре контекста:

• личный;

• профессиональный;

• социальный;

• научный.

При решении задач в данных контекстах ученик должен проявить свою математическую грамотность.  Таким образом, цель учителя в процессе обучения математики – создание контекстов  для  применения  математической  грамотности.  В  создании  таких  контекстов помогают и игровые технологии.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов  и  приемов  организации  педагогического  процесса  в  форме  различных педагогических игр. Игровая деятельность может быть организована различными способами:

• в качестве самостоятельной технологии;

• как элемент более обширной технологии;

• в качестве урока или его части;

•как технологии внеклассной работы.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

• творческий, активный характер деятельности;

• эмоциональная составляющая деятельности;

• наличие прямых или косвенных правил.

 

Рассмотрим возможности различных игровых технологий при создании контекста для  применения математических знаний.

Деловая игра – это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельности людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем.  Данный вид игры может помочь при создании профессионального контекста. Учащимся важно продемонстрировать, что математическая грамотность необходима в различных профессиях.

 

Таблица 1. Профессии, в которых требуется математическая грамотность

Профессия

 

Раздел математики

 

Бухгалтер, финансист

 

Статистика

 

Архитектор, инженер

 

Геометрия

 

Фармацевт

 

Дроби, пропорции

 

Программист

 

Теория вероятности

 

 

Несмотря на то, что деловые игры сложны в организации, требуют специальной подготовки и определенного количества участников, они помогут в формировании математической грамотности.

Компьютерная  игра – это  компьютерная  программа,  служащая  для  организации игрового процесса. В отличие от деловой игры компьютерная игра не требует большого пространства  и  наглядных  пособий.  Также ее проведение не  зависит  от  количества участников.  Но  при  этом  требуется  дополнительное  время  и  средства  для  создания  и адаптации игры. Компьютерная игра позволяет создать любую контекстную среду (личную, профессиональную, общественную, научную) для любой темы математики, в которой ученик может применить свою математическую грамотность.

Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой участник берет определенную роль и в воображаемой ситуации (сюжете) действует соответственно этой роли. Сюжетно-ролевая игра позволяет  создать  личный  контекст,  в  котором  участник  увидит  необходимость математической грамотности в жизни.

Таблица 2. Жизненные ситуации, в которых требуется математическая грамотность

Ситуация

 

Раздел математики

 

Кредит,ипотека

 

Проценты

 

Семейная поездка

 

Задачи на движение

 

Готовка по рецепту

 

Дроби, пропорции

 

Для того чтобы сформировать и сохранить интерес к математическим знаниям, необходимо использовать весь спектр обучающих средств, в том числе занимательные задачи с необычным сюжетом и формой подачи материала и организации обучения. В этом смысле особое значение приобретают игровые формы обучения, к примеру, дидактические игры по математике способствуют развитию любознательности и активной умственной деятельности.

Дидактические игры по математике развивают у обучающихся внимание, память, смекалку, находчивость и сообразительность. Игровая форма позволяет им овладевать учебным материалом в непринужденной форме. В некоторых играх требуются не только умственные качества, но и волевые, такие как организованность, выдержка и умение следовать правилам игры.

Все дидактические игры имеют схожую структуру: цель, правила, действия, содержание или задачи, оборудование и учебно-методическое оснащение (компьютер, проектор, листы для оценивания), педагогический результат – учебные достижения, усвоение знаний. Целью игры может быть формирование познавательного интереса; обучение применению полученных знаний к практике; стимулирование интереса к математике; формирование дружеских отношений обучающихся.

Рассмотрим возможности применения игр в процессе обучения математике для формирования познавательного интереса учащихся 6-х классов по теме: «Степень с натуральным показателем» на основе игры-путешествия по различным станциям, на которых за баллы выполняются задания (табл. 1).

 

Таблица 1 Содержание игры

 

Станции

Задания

1. «Ребусландия»

Разгадайте зашифрованные слова, связанные с математической темой (глядя на рисунки), запишите полученные слова.

2. «Стематека»

Вставить получившиеся слова с 1 станции в кроссворд.

 

3.«Математический  филворд»

Решите примеры, зачеркивая буквы с ответом на данный пример. Найдите слово, связанное с математикой, запишите его.

 

По окончании игры судьи (секретарь, тайм-менеджер и куратор) подводят итоги и распределяют места. Все участники высказываются по поводу игры. При анализе результатов игры, педагогом определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются методические рекомендации по совершенствованию игры.

Дидактическая игра приносит большую пользу тем, что учащиеся применяют знания в новых условиях и решают задачи с проявлением разнообразных умственных форм деятельности. Мыслительная, сравнительная, обобщающая деятельность и концентрация внимания включаются во время игры, а это и есть – достижение игровой цели.

 

Заключение.

Математическая грамотность – умение, необходимое ученику в XXI веке.  Оно включает в себя не только знание математических фактов, но и умение применять их в различных ситуациях. Игровые технологии позволяют создавать различные ситуации, в которых учащийся должен применить полученные математические знания, благодаря чему формируется математическая грамотность.  Кроме того, игры повышают интерес и вовлеченность учеников, способствуют эмоциональному закреплению знаний, легко интегрируются в дистанционный формат обучения.

 

Список литературы:

1.  Зарукина Е.  В.  Активные методы обучения: рекомендации по разработке и

применению: учебно-методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик.

–СПб.: СПбГИЭУ, 2010.–59 с.

2. Казарская Г. Е. Формирование и развитие на уроке универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2015. No 3.–С. 7-12.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. –256 с.4

4.Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5–11 классы. Как сделать уроки математики нескучными. – Волгоград: Учитель, 2006. – 95 с.

5.Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе. Иркутск:

«Феликс», 2007. 225с.

6. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с. 5.

7.PISA: математическая грамотность.– Минск: РИКЗ, 2020. –252 с.


ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Рассмотрим возможности различных игровых технологий при создании контекста для применения математических знаний

Рассмотрим возможности различных игровых технологий при создании контекста для применения математических знаний

Все дидактические игры имеют схожую структуру: цель, правила, действия, содержание или задачи, оборудование и учебно-методическое оснащение (компьютер, проектор, листы для оценивания), педагогический результат – учебные…

Все дидактические игры имеют схожую структуру: цель, правила, действия, содержание или задачи, оборудование и учебно-методическое оснащение (компьютер, проектор, листы для оценивания), педагогический результат – учебные…

Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе

Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2022