Формирование математической грамотности учащихся

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 13.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Математическая грамотность — это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.
Иконка файла материала Формирование математической грамотности учащихся - 25.02.2022г..pptx

Формирование математической грамотности учащихся

Мамаева Алла Николаевна,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 7»

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

«Четыре столпа» современного образования: 
«научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить
вместе,
научиться быть».
Жак Делор

Составляющие функциональной грамотности

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».

Модель математической грамотности

Главные направления формирования математической грамотности

Виды деятельности

Содержание

Содержание проверки в данном исследовании группируется вокруг некоторых общих явлений или типов проблем, которые возникают при рассмотрении этих явлений. В качестве таких явлений предлагаются следующие: количество, пространство и форма, изменение и зависимости, неопределенность.

Ситуации

Один из важных аспектов математической грамотности – это применение математики в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
 

В концепцию по математике было добавлено 8 навыков 21 века

Критическое мышление

Креативность

Исследование и изучение

Саморегуляция, инициатива, настойчивость

Использование информации

Системное мышление

Коммуникация

Рефлексия

Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество

Одним из способов развития математической грамотности является
повышение самостоятельного (преобразующего) мышления у учащихся через элементы развивающего обучения, например при работе над текстовой задачей.  

Развивать математическую грамотность надо постепенно. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.

Упражнения, направленные на освоение терминологии

Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой

Задания на интерпретацию графиков, схем, диаграмм

Упражнения, направленные на применение знаний в практической жизни

Задания на конструктивность и вариативность

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».
Элберт Хаббард

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»