Формирование мотивации обучения и повышение эффективности образования младших школьников через деловую игру

  • Исследовательские работы
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 01.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация личного вклада в развитие образования
Иконка файла материала Мотивация обучения и повышение эффективности образования школьников через деловую игру.pptx

Нижегородский институт развития образования
Кафедра начального образования

Забалуева Надежда Вадимовна
учитель начальных классов
МБОУ «Арьёвская СОШ»
Уренского района
Нижегородской области
Категория: первая
Стаж 25 лет
Образование: высшее

Профессиональное кредо:
«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра он становится способен выполнить самостоятельно»
Л.С. Выготский

ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Формирование мотивации обучения
и повышение эффективности образовательной деятельности
младших школьников через деловую игру

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Противоречия

Проблема
Как организовать обучение, которое бы обеспечивало творческое развитие каждого учащегося,
самостоятельное открытие новых знаний, умение оценивать свой труд и применять полученные
знания на практике?
Нужен отбор методов и приёмов формирования мотивационной сферы младших школьников,
организация образовательной деятельности с использованием активных методов обучения.

Разный уровень
развития

Необходимость
развивать всех

Возрастание объема
информации


Сокращение
количества часов

Требования
стандарта

Обострение социальных
проблем

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА

Учёные и педагоги

Рассматриваемые вопросы

Л.В. Выготский,
В.В.Давыдов,
Д.Б. Эльконин,
Л.И.Божович,
А.К.Макарова

Рассматривают мотивацию в современной психологии и педагогике как многоуровневую и многоаспектную систему побудителей деятельности.
Учебная деятельность полимотивирована и для ребенка имеют значение: широкие социальные мотивы, узкие социальные, мотив избегания неприятностей, мотив достижения .

А. Б. Альмуханова
Большая психологическая энциклопедия

Мотив(от фр. Motif — побуждение) — побуждение к действию.
Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Ю.Д. Красовский
Р.И. Атаманова
Л.В. Ежова

Деловая игра - это педагогический метод моделирования различных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и групп принятию решений.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитие творческих способностей, формирования общих учебных умений.
Классификация деловых игр.
Виды деловых игр по методологии проведения: организационно-деятельностные; инновационные; ансамблевые.

А. М. Смолкин
 

Представил метод деловых игр как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

В.И. Логинова

Концепция деловой игры. Деловая игра - является игровым методом технологии активного обучения, строящаяся на определённых принципах. Каждый принцип деловой игры строится на основе принципов обучения в школе. Только системное их использование составляет концепцию деловой игры.

М . Р . Гинзбург
Н.Г. Лусканова

Методики диагностики мотивационной сферы младшего школьника по принципу «персонификации» мотивов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Если учитель:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации младших школьников

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Цель эксперимента:
опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность использования деловой игры по формированию мотивации младших школьников
Этапы проведения эксперимента:
Констатирующий Формирующий Контрольный
(1 полугодие 1 класс) (2 полугодие 1 класс, 2 класс, 1 полугодие 3класс) (2 полугодие 3 класс)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Систематизация видов деловых игр

Класс

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство
Технология

1 класс

«Сказочники» «Театр»
«Спор героев»
«Лотерея сказок»

«Звуковая дорожка»
«Согласные согласны»

«Магазин»
«Домик в деревне»
«Лесная школа»

«Метеорологи» «Туристы»
«Агрономы»

«Оркестр» «Хор» «Концерт»
«Ансамбль»

«Художники»
«Галерея»
«Ремесленники»

«Лучше всех»
«В стране Вежливость»

2 класс

«Библиографы» «Издаётся журнал»
«Типография»

«Жюри»
«Риторический футбол»

«Рецепт пирога» «Праздничный стол»
«Почта»

«Мир растений»
«Мир животных»
 «Лаборатория»

«Программа концерта»,
«Песня года»,

«Декораторы», «Визажисты», «Модельеры», «Костюмеры».

«Милой маме»,
«Космическое многоборье»

3
класс

«Драматурги»
«Писатели и поэты» «Актёры и артисты»

«Редакционная коллегия»,
«Права гласных звуков»

«Школьные кружки»
«Программисты»
«Инфо-карусель»
«Бюджет семьи»

«Служба безопасности» «Телефон доверия»

«Музыкальная история»,
«Народный праздник»

«Архитекторы» «Кладоискатели»
«Кукольный театр»

«Юные инспекторы движения»
«Летнее многоборье»

4 класс

«Летопись»
«Конструкторское бюро"

«Проверь себя»,
«Письмо самому себе»

«Статисты»
«Копилка»
«Ты – мне, я-тебе»

«Экологи»
«Автобусная остановка»
«Аукцион знаний»

«Музыкальные страны»
«С песней по жизни»

«Ландшафтные дизайнеры»
«Передвижники»

«Монополия»
«Эрудит»
«Выборы»

ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

Опыт работы по данной теме позволяет отметить следующие перспективы:
Повышение уровня мотивации образовательной деятельности младших школьников.
Желание и умение учиться, готовности к дальнейшему образованию и самообразованию
Развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
Готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, коммуникативная, деловая и др.).
Включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вид трансляции

Уровень участия

Год

Выступление «Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»

РМО
учителей начальных классов

2017г.

Урок литературного чтения «Особенности фантастической повести»

ШМО
учителей начальных классов

Публикация на тему «Игровые технологии»

Урокиначалки.ру

Внеклассное занятие «Путешествие в страну Вежливость»

«Школа педмастерства»

2018г.

Выступление «Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника»

Педагогический совет школы

2018г

Проведение семинара по теме : «Развитие лидерских качеств как залог будущей успешности младших школьников»

МО учителей начальных классов

2018г.

Проведение родительского собрания по теме : «Характер моего ребёнка: что можно в нём изменить, а что нельзя.»

Родительское собрание

2018

Конкурс методических разработок муниципального этапа областного фестиваля организаторов движения «Бумеранг». Тема методической разработки «Путешествие в страну Вежливость»

РУО
Уренского района

2018г.

Проведение семинара по теме : «Использование технологии развития критического мышления в начальной школе»

МО учителей начальных классов

2019 г.

Публикации методических и дидактических материалов в сетевых педагогических сообществах.

Педсовет.org
Инфоурок

2019г

Классный час «Детское телевидение и радиовещание»
 

План воспитательной работы
3 «Б» класс

2019г.

Классный час «Представление начинается»
 

2020г.

ЛИТЕРАТУРА

Атаманова, Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]:
Метод. Пособие. / Р.И. Атаманова. - М.: Высшая школа, 2008. - 120 с. - 350 экз. - ISBN.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1992
3. Васильева Т. С.// Теория и практика образования в современном мире:
материалы IV международной научной конференции. - С-Петербург, 2014
4. Выготский Л.С. Проблемы сознания. Собрание сочинений. – М., 1981, т. 1
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986
6. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике:
пособие для работников образования участвующих в инновационной деятельности.
/ Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова – Новгород, 2009
7. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990
8. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст]: науч. - метод. пособие. /
А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с. - 200 экз. - ISBN.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. – М., 2011
10. Чирков В.И. Мотивация учебой деятельности. Ярославль, 2003