Формирование мотивации учебной деятельности у детей с РАС
Слайд 1
Хочу начать с ситуации, которая вам всем знакома.
Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, и начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у детей, которые не имеет речи или речь развита очень слабо.
Они не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят. Такой ребенок не поддаётся контролю со стороны родителей, учителя - не реагирует на просьбы и запреты, не выполняет инструкции, не откликается на имя, не стремится к коммуникации.
Слайд 2 В работе с такими детьми специалисты часто сталкиваются с проблемным поведением. Проблемное поведение затрудняет процесс обучения, так же подвергает риску самого ребенка и его окружение, затрудняет общение субъекта и его социализацию. Формирование мотивации к коррекции развития у таких детей осуществляется, с использованием различного вида поощрений.
Слайд 3 Поощрения действительно нужны всем детям. Однако существует различия в то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием и восприятием социальных норм, ценностей и смысла взаимодействия с другими людьми.
Дети с РАС в силу искаженного восприятия мира не имеют мотивации ко многим видам деятельности, они не обладают пониманием необходимости вещей, отсутствует к ним интерес. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипности деятельности и т.д.
У ребенка с РАС может полностью отсутствовать желание разговаривать с другими людьми (даже с близкими родственниками), так как они не понимают назначение данного действия. Они не обладают такими естественными потребностями для коммуникации как любовь к матери, близким или живой интерес к чему-либо.
Эти дети не только плохо разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую себя полноценно обслуживать. У них отсутствуют социально-бытовые навыки, поскольку им недоступен смысл социальных норм.
Например, ребенок с РАС не понимает зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.
Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого специалист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная взрослый использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.
АВА терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.
Базовый уровень включает в себя:
1. стимул (запрос) для ребёнка
2. следствие – реакция ребёнка
3. «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка
Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для особых детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.
Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.
Необходимо
провести функциональную оценку возможных подкреплений, чтобы определить
наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.
Для детей с РАС стимулирующим подкреплением их деятельности является поощрение, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений.
Выбор поощрения определяется не только этапом работы, но и возрастом, интеллектом, предпочтениями ребенка к какому-либо поощрению. По наблюдениям специалистов на первых этапах коррекции большим эффектом будет обладать именно пищевое поощрение. Это то, что ребенок любит.
Слайд 5 Пищевое поощрение представляет собой различного рода маленькие перекусы- конфетки, кусочки мармелада, фрукты, сухарики, орехи, печенье и др. В прикладном поведенческом анализе выделена такая особенность пищевого поощрения, как быстрая насыщаемость ребенка положительными эмоциями от еды. Кроме того, необходимо контролировать количество поощрения, получаемого ребенком на занятии.
С помощью поощрений ребенок приобретает новые навыки, достигает уровень приемлемой социализации.
Подкрепляющие стимулы (поощрение) можно разделить на три основные группы:
Материальные
Социальные
Виды деятельности
Материальными стимулами могут быть лакомства, любимые игрушки, музыкальные книги и т.п.
К социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение …
Виды деятельности и занятия — рисование, прослушивание музыки, подвижные игры,общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.
Слайд 6
Правила для того, чтобы положительное подкрепление было эффективным:
1. Нельзя судить об эффективности подкрепляющего стимула, пока не увидели его влияние на поведение ребенка.
2. Подкрепляющие стимулы подбираются к каждому ребенку индивидуально.
3. Для эффективности подкрепления, стимул должен предоставляться во время или сразу после той поведенческой реакции, которую пытаемся сформировать.
4. Подкрепление должно соотноситься с поведением.
5. Во время обучения новым навыкам поведения подкрепление должно производиться часто.
Для эффективного применения стимулов, создается индивидуальный набор поощрений.
Слайд7 Методы выявления предпочтений для поощрения
1.Опрос или интервью предпочтений
2. Наблюдение за предпочтениями
3.Формальная оценка предпочтений
1)Предоставление учащемуся только одного объекта единовременно
2)Предоставление учащемуся двух объектов единовременно (формат вынужденного выбора)
3)Предоставление учащемуся множества объектов единовременно.
Когда предпочтения определены, начинаем их использование.
Пять этапов применения набора индивидуальных поощрений.
Слайд8 Первый этап подразумевает использование первичных простейших подкреплений:
• любимая еда;
• игра любимой игрушкой;
• прослушивание любимой песни и т.д.
Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения ребенка:
• стикер или значок с изображением за достижения;
• одна из фишек, которые нужно собрать в определенном количестве для обмена на приз и т.д.
На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:
• передача ребенку полномочий, в которых он обычно ограничен (привилегированные действия);
• назначение его главным по решению какого-то вопроса (за ним последнее слово) и т.д.
На четвертом этапе можно перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы.
На пятом этапе возможно сформировать принятие самостоятельных решений и способности оценивать свою деятельность:
• оценка своих действий с позитивной и негативной точки зрения;
• самостоятельное установление порядка действий и т.д.
Каждый учитель может видоизменять этапы подкреплений. При составлении подбора подкрепляющих стимулов необходимо руководствоваться способностями и интересами каждого ребенка. Таким образом, все этапы должны быть максимально стимулирующие, с нарастающим интересом привлечения воспитаника к деятельности.
Слайд 9 Важно помнить!!!
1. Со временем меняются приоритеты.
2. Не используйте все время одно и то же поощрение и ограничьте к нему доступ.
3. Используйте различные стимулы.
4. Предлагайте выбор.
5. Со временем сокращайте использование усилителей.
Слайд 10 Когда поведение ребенка стало поддаваться коррекции, вы овладели руководящим контролем!!!
Руководящий контроль – умение педагога/родителя управлять поведением ребенка путем подкрепления желательного поведения и формирования мотивации.
1)Устойчивая ассоциация взрослого с какими-либо приятными вещами и занятиями
2)Выполнение инструкций взрослого при наличии
подкрепления.
3)Контроль процесса взаимоотношений всегда у взрослого.
Вот на этом этапе необходимо вырабатывать учебное поведение.
Слайд 11 Учебное поведение и сотрудничество:
Установление зрительного и телесного контакта
Сидеть за столом определенное количество времени
Навык « Сидеть за партой»
Умение выполнять инструкции:
В контексте
С предметами
Без предметов
Навыки имитации:
Выражать социальный интерес к людям
Учить действовать по очереди
Учить сосредотачивать внимание на другом человеке
!!!!Чему научились воспитанники , когда мы начали использовать материальные и социальные поощрения.
Слайд 12 Красиво сидеть. Разбор кейса.
• Рассчитать временной интервал для подкрепления
• Подобрать поощрения для ребенка
• Постепенно увеличивать требования
• Дать ребенку инструкцию «Садись за стол».
• Цель – просидеть за столом не менее 2-5 минут.
• «Руки красиво, ноги на полу» - моделирующая подсказка.
• Если ребенок сидит правильно – получает
прямое поощрение (маленький кусочек лакомства).
Если ребенок проявляет неадекватное поведение – тренировка прекращается.
• После 3-5 успешных сессий подряд, меняется режим
подкрепления. Каждые 5-10.мин = 1 кусочек, сидим больше времени +выполняем задание= поощрение.
• После 3 -5успешных сессий с простыми заданиями, увеличение общего количества времени и поощрение в конце.
Слайд 13 Учимся понятию «ждать»
Учимся самоконтролю и саморегуляции
Учимся спокойно ждать поощрение
Этапы отработки навыка:
• Подкрепляем только спокойное ожидание
• Ввод незначительных требований (сядь,жди)
• Ввод требований среднего уровня ( сложи книжки, жди)
• Ввод сложных требований (2 инструкции и более)
• Обобщение с разными людьми в разных условиях
• Обобщение в разных социальных ситуациях
Список используемой литературы:
1. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова. – М. : Владос, 2017. – 240 с.
3. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: теоретические аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии, организация коррекционного обучения и воспитания, педагогические технологии в коррекционной работе / Н.Ю. Борякова. – М. : АСТ: Астрель, 2018. – 222 с.
4. Воронкова, В.В. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы / В.В. Воронкова – М. : Просвещение, 2018. – 245 с.
5. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 199 с.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.