Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.
Оценка 4.8

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
доп. образование детей
СCУЗ, ВУЗ
15.01.2020
Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.
углублённого изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
Формирование научного подхода к изучению природы родного края.doc

МКУ ДО Оричевский районный Дом детского творчества

Кировской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Дорофеева Лада Васильевна

методист по туристской и краеведческой работе, педагог дополнительного образования          

высшей квалификационной категории

Образование высшее педагогическое

Стаж работы 28 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Оричи   2019 год

Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о  важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Педагогические идеи и принципы:

-          гуманизация образования;

-          осуществление целостного подхода к воспитанию;

-          соответствие содержания работы возрастным особенностям учащихся;

-          деятельный подход в обучении;

-          формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

              Цель деятельности – формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Основная цель работы – помочь ребёнку сделать осознанный выбор, более чётко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:

В области образования:

-          расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;

-          приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;

-          приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

-          обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны окружающей среды.

В области воспитания:

-          содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

-          формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;

-          гуманное отношение к окружающей среде;

-          выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

В области физической подготовки:

-          физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

-          выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах (в том числе и многодневных).

Актуальность. Современный этап освоения потенциала дополнительного образования по отношению к базовому, указывает на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования у каждого ребёнка общественных представлений о самом себе и окружающем мире. «Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлечённость свободным поискам на пути к мастерству и постижению смысла жизни» (А. К. Бруднов).

Реализация учебно-воспитательной деятельности при формировании личности ребёнка через приобщение его к учебно-исследовательской деятельности.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее чувственным результатом… и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализы и обобщение, выводы.

Именно учебно-исследовательская деятельность помогла создать эту форму объединения научно-исследовательская лаборатория в учреждении дополнительного образования – Дом творчества

Работа лаборатории нацелена на выявление и последующее воспитание личности, обладающей навыками исследовательской работы, умеющей претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный труд. Итогом работы в лаборатории должна стать личность, для которой адаптация в учебно-исследовательской экспериментальной обстановке является условием формирования нестандартного мышления, умения быстро и грамотно ориентироваться в стремительно изменяющемся мире, вносящей новое содержание в социальную и производственную практику, умеющей ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Реализация программы осуществляется через углублённое развивающее обучение.

Обучение в лаборатории гарантирует получение системы основных знаний в области краеведения, биологии, экологии, географии, истории, литературы; овладение методикой исследовательской деятельности, приобретение профессионально-прикладных знаний

В процессе обучения учащиеся усваивают культуру устной и письменной речи, готовятся к продолжению обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. Углублённый уровень знаний диктует необходимость персонификации обучения подростков. Этот путь самоорганизации, невозможный без тщательно продуманного цикла учебно-практических занятий, помощи со стороны педагогов и родителей. Результатом продуктивной творческой самодеятельности учащихся является их авторская исследовательская работа.

Для работы используются следующие методы и формы работы:

-          поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.).

-          Метод  самореализации и самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.

-          Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы, роста динамики психологических показателей.

-          Метод подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы: проведение соревнований и массовых встреч по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивных игр, краеведческо-экскурсионных мероприятий (экскурсии, конференции, краеведческие ралли, викторины, диспуты, игры). Проведение походов, начиная от однодневных, и далее – до сложных спортивных маршрутов; организация полевых туристско-оздоровительных лагерей.

Прогнозируемые результаты и критерии их замера:

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программ по годам обучения, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, конференциях при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность у частников в выбранном виде деятельности. Развитие чувства ответственности товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.

В процессе обучения предусматривае6тся аттестации, теоретические зачёты. Зачётные соревнования и многодневные походы в гонце года. Осваивая разделы, включённые в программу, во время теоретических и практических занятий, на соревнованиях, в походах, в конце обучения ребёнок сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в одном из специализированных учебных заведениях.

Для успешной реализации этих задач созданы необходимые условия:

-          наличие квалифицированных педагогов, имеющих опыт проведения туристских походов, соревнований, экскурсий и т.д.

-          взаимосвязь теории с практической работой;

-          наличие достаточного количества туристского снаряжения;

-          финансирование перечисленных мероприятий.

Система диагностики результата педагогической деятельности сформировалась в Доме творчества в 2018 году. По итогам деятельности объединения за этот период выявились следующие результаты:

Удовлетворённость деятельностью

-          Интерес к содержанию деятельности – 92%

-          Стремление к познанию предмета деятельности – 89%

-          Стремление преодолеть трудности – 58%

-          Получение удовлетворения от результатов своей деятельности – 85%

-          Удовлетворённость от общения – 80%

-          Общий уровень удовлетворённости составил - 83%

 

Уровень воспитанности

-          Добросовестность – 87%

-          Самостоятельность – 81%

-          Уравновешенность – 83%

-          Любознательность – 89%

-          Активность – 89%

-          Бережность – 85%

-          Трудолюбие – 83%

-          Духовность – 88%

-          Вежливость – 91%

-          Гуманность – 91%

Общий уровень воспитанности составил – 86,7%

Уровень социализации (средний)

-          Нравственность – 7

-          Автономность – 7

-          Адаптированность – 9

-          Активность - 8

Общий уровень социализации составил – 7,75 (77,5%)

Так же можно проследить результативность работы по количеству и качеству написания научно-исследовательских работ:

2013 – 1 работа

2014– 2 работы

2015 – 4 работы (выход на Районную научно-практическую конференцию)

2016 – 6 работ (выход на областной конкурс научно-исследовательских работ)

2017 – 8 работ (1 место на Районной научно-практической конференции, участие в областном конкурсе научно исследовательских работ).

 2018 года – проведение научно-исследовательского лагеря «Кедр».

В 2019 – занимались исследованиями 30 детей,

18 кружковцев за истекший период поступили в высшие учебные заведения по естественнонаучному профилю, 3 в средние учебные заведения по профилю.

 

Список литературы, используемый для организации образовательного процесса.

1.      Приходько П.Т. Пути в науку – М.: Знание, 1973 – 135с.

2.      Сивков К.В. Культурно-историческое изучение небольшого района – Л.: Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1926. – 98с.

3.      Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учеб.-метод. Пособие. \ Пер. с итальянского Е. Косюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 240с.

4.      Как написать курсовые и дипломные работы: Методические рекомендации для студентов исторического факультета университета. – Киров: ВГПУ, 1996 – 26с.

5.      Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёных степеней – 5-е издание, доп. – М.: «Ось 89», 200. – 224с.

6.      Книга рекомендаций  и советов талантливым, активным и любознательным лицеистам. – Киров, 2001 – 111с.

7.      Ивочкина Т., Ливрец И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. - №3. – с. 137.

Приложение 1

Сценарий открытого занятия «Расширенное заседание учёного совета»

(сюжетно-игровой диспут).

 

Тема занятия: «Почему в озере Савиновском вода мёртвая, а в озере Лопатинском -  живая».

Цель: провести сравнительный анализ 2-х озер

Задачи:

 Обучающая – учить анализировать, сопоставлять факты, мыслить логически, четко и ясно излагать свои мысли;

Воспитательная – формировать экологическое мировоззрение; умение слушать и слышать других;

Развивающая – развивать логическое, исследовательское мышление, умение абстрагироваться.

Идея:  люди должны задуматься над своим отношением к окружающей среде.

Сверх задача: Воспитание нового, экологически грамотного поколения.

Занятие проводится в игровой форме, используются атрибуты (шапки магистров), так же используется наглядный материал: схемы, карты, фотографии, гербарии. По ходу дискуссии заполняется наглядно таблица наблюдений «Факты и гипотезы».

Подготовительный этап: каждому участнику даётся задание по определённому вопросу. На его самостоятельную подготовку отводится 3 часа. Готовится демонстрационный материал – 2 часа, разрабатывается выступление – 1 час.

 

 

 

 

Ход занятия:

1.      Вступительное слово: постановка темы, ознакомление с проблемой, представление участников (руководитель группы)

2.      Выступление магистра географии: расположение озёр, расстояние друг от друга, памятники природы и их значение, чистота окружающего воздуха.

3.      Выступление магистра геологии и почвоведения: материнские слагающие породы, происхождение озёр (факты и гипотезы).

4.      Выступление магистра геологии: состав и свойства воды в озёрах, свойства льда, историческая справка исследований воды.

5.      Магистр животного и растительного мира: видовой состав растений на сплавине озёр, видовой состав животных, обитающих в районе озёр, сходство и различие флоры и фауны в прилегающих к озёрам территории.

6.      Выступление магистра истории: исторические сведения об озёрах, хозяйственная деятельность людей на охраняемой территории.

После каждого выступления, на которое даётся 5 минут, проводится обсуждение по 1 минуте и подводится резюме.

При подведении итогов занятия проводится:

-          выдвижение гипотезы;

-          сопоставление фактов и предположений;

-          постановление итогового решения совета.

Окончательное решение по проверке гипотезы проверяется экспериментальным путём в исследовательской экспедиции. Таким образом, остаётся дальнейшее поле деятельности для изучения природы памятников природы Оричевского района.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.

Формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020