Иван, не помнящий родства.
Оценка 4.7

Иван, не помнящий родства.

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
доп. образование детей
1 кл—6 кл
09.12.2019
Иван, не помнящий родства.
Статья посвящена проблемам сохранения народных традиций и особенностям работы над материалом по теме "Рождество".
Иван.doc

 

 

Иван, не помнящий родства.

Автор- педагог дополнительного образования

ГБОУ гимназия №406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Филянова Ольга Геннадьевна

 

Что такое традиции?  Зачем нужно изучать фольклор своей страны и нужно ли это вообще? Не является ли обращение к своим истокам, привязанность к национальным праздникам признаком некоей архаичности взглядов и ретроградностью?

В настоящее время в образовательных учреждениях  становятся весьма популярными чуждые нашей культуре праздники – Хэллоуин, День святого Валентина и т.п. – которые постепенно вытесняют,  замещают исконно русские праздники.  Дети  воспринимают это как игру – переодевания, подарки… Конечно, нет ничего плохого в приобщении к другим культурам. Страшно то, что за ширмой поверхностного ознакомления с чужими праздниками, за их яркой мишурой постепенно оттесняется на второй план то, без чего любой человек становится как перекати-поле. Истончаются, стираются корни, связывающие прошлое, настоящее и будущее – ведь без крепкого знания прошлого, без преданности традициям не может быть  и будущего.

Работая уже много лет в театральной студии при общеобразовательной гимназии, я каждый год даю своим воспитанникам – ученикам вторых классов – одно задание при подготовке к Рождественскому концерту. Я предлагаю ребятам рассказать какой-нибудь факт про один из праздников – Рождество или Хэллоуин. Приведу ответы детей, которые меня, признаться, огорчают.

 

Праздник

Рождество

Хэллоуин

Количество детей, выбравших этот праздник

35-45 % (каждый год процент немного меняется)

65-55%

Факты, рассказанные детьми про выбранный праздник

Это праздник, когда ставят ёлку

На этот праздник Санта-Клаус (реже – Дед Мороз) приносит подарки (и кладёт их в носок!)

В этот день идёт снег (вариант – это зимний праздник)

В этот день родился Иисус Христос (ответ детей из воцерковлённых семей)

Этот праздник называется День всех святых

Дети переодеваются в страшные костюмы

Дети ходят по домам и говорят: «Сладость или гадость!»

Это весёлый и страшный праздник

Иногда даже называют дату празднования

 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что про Хэллоуин дети знают гораздо больше. А Рождество путают с Новым годом.

Затем я спрашиваю у своих учеников, о каком празднике идёт речь, если мы знаем, что в этот день дети переодеваются в костюмы, иногда страшные, надевают маски, ходят по домам, запугивая хозяев, которые «откупаются» сладостями? Все, как один, уверенно отвечают – Хэллоуин. Следующий вопрос: какой праздник на Руси появился раньше – Рождество или Хэллоуин? И последний вопрос: что такое перекати-поле? После всех ответов мы начинаем заново «отращивать корни».

Каждый раз из года в год я убеждаюсь, что теряется связь с народными традициями, исконно русской культурой, а на месте потерянного ничего не появляется. Пустота. Лишь поверхностно прикрытая шелухой непонятного, неродного, чуждого…

Обрастание корнями, прорастание в родную почву происходит, конечно же, не сразу. Это долгий, многолетний процесс. И чем раньше он начнётся, тем увереннее будет стоять человечек на своей родной земле. Тем меньше у него в дальнейшем будет желания оторваться от родины в происках лучшего места, лучших условий. Тем с большим рвением он будет трудиться на родной земле – ведь когда знаешь, начинаешь любить. А когда любишь – не бросаешь.

Знакомиться с Рождеством мы начинаем с первого класса. Для детей первого года обучения колядки – с их незатейливой мелодией и простыми текстами – доступный вид творчества, основанный на метапредметности: исполнение колядок объединяет несколько видов творческой деятельности – пение, элементы танца, подключение шумовых народных инструментов (ложки, трещётки), декламация. На этом этапе мы не углубляемся в историю возникновения колядок.

Во втором классе происходит более глубокое погружение в тему. Мы разговариваем с детьми о колядках, об истории их возникновения и значении, слушаем аудиозаписи, разучиваем новые колядки, повторяем старые. К колядкам добавляем небольшие стихи-«пугалки», как их называют мои ученики. Подобный вид русского народного творчества и является аналогом хэллоуиновского  «Сладость – или гадость». Об этой аналогии мы также разговариваем с ребятами.

Начиная с третьего года обучения мы начинаем ставить на Рождество небольшие постановки, в основе которых могут лежать стихи русских поэтов, фольклорные или авторские сюжеты, либо же делаем литературно-музыкальные композиции. Форма не так важна. Главное, что у детей происходит переоценка ценностей. Мы обязательно смотрим фрагменты художественных фильмов («Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 г., реж. А.Роу и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976 г., реж. А.Митта), в которых можно увидеть колядовщиков.  Дети  узнают, что на Рождество на Руси принято было

 

 

 

ходить по домам. И с удовольствием возрождают эту традицию на зимних каникулах, посещая с поздравлениями (и выученным материалом!) родственников и соседей, а в начале третьей четверти устраивая импровизированные святочные концерты в своих классах.

Русское народное творчество, русский фольклор, традиции – это то настоящее, что должно быть бережно, с любовью сохранено, то, чем по праву может и должен гордиться каждый житель нашей страны, то, что должно изучаться с первого класса в школе и в разных формах, на разных уроках проходить через все годы школьного образования, то, что позволит, не растеряв себя, вырасти настоящим патриотом.

 

Приложение.

Коля́дки (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании) – Википедия

Примеры колядок.

1. Все идут, спешат на праздник с радостью на сердце.

Все несут свои подарки дивному Младенцу.

Я принёс Тебе, Дитя, добрую овечку.

Можешь с нею ты играть у своего крылечка.

Ну, а я несу немножко молочка Тебе.

Чтобы личико цвело твоё светлое.

2. Рождество Христово, ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте! Все днесь торжествуйте!

Днесь Христово Рождество!»

Пример стихов-«пугалок»

Коляда-маляда накануне Рождества

Тётенька, добренька, дай куличка сдобненька!

Не подашь хлеба – уведём деда!

Иван, не помнящий родства.

Иван, не помнящий родства.

Иван, не помнящий родства.

Иван, не помнящий родства.

Иван, не помнящий родства.

Иван, не помнящий родства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019