Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности

Оценка 4.9
doc
24.01.2021
Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности
Формирование навыков смыслового чтения.doc

 

Формирование навыков смыслового чтения

на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Мухаметьянова И.М.

МАОУ «СОШ №2»

 

 

Современная эпоха глобализации и информатизации обнажила многие проблемы современного образования. Среди них особо выделилась проблема смыслового чтения.

 

            В Федеральном государственном образовательном стандарте,  отражающем социальный заказ нашего общества , в качестве обязательного компонента вошло  «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», что в современном информационном обществе носит метапредметный характер.

           

Смысловое чтение – это вид чтения, который  нацелен  на понимание у читающих смыслового содержания текста.

 

            Составляющие смыслового чтения включены в структуру всех универсальных учебных действий.

 

ü  в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

ü  в регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

ü  в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

ü  в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

 

Так как  чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, то это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения, в том числе и на уроках математики.

 

 

            В связи с этим перед учителем стоит цель: научить обучающихся работать с текстом задачи или другим математическим  текстом для выявления его детального смысла.

           

 

 Одним из наиболее часто используемых мною приемов смыслового чтения является прием «Верное  и неверное высказывание».

Значимость этого метода возросла после включения  в ОГЭ по математике задания № 20 до этого года, а сейчас это задание № 19 по геометрии, которое предполагает оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.

 

Начиная уже  с 5 класса  мы работаем с геометрическим материалом.

Просто прочитать материал ученикам - это значит ничего не сделать.

Наша задача - дать ученику понять материал, применить знания на практике.

Я начинаю  формировать смысловое чтение с самых первых уроков.

Я представлю Вам только один из приемов  в своей работе.

 

Уже с 5 классов дети на уроке работают на интерактивной доске с такими заданиями. Им предлагается разделить высказывания на «верные « и  «неверные». Во-первых, их увлекает не только работа с интерактивной доской,  но получение результата своей работы. А для выполнения заданий, необходимо смысловое чтение текста,  понимание прочитанного.

 

 

Например,

Распределить выражения в  таблице в  два столбика.  Записываем только номера высказываний.

 

Номера верных высказываний

Номера неверных  высказываний.

 

 

 

При изучении темы  «Углы»:

 

1.      Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?

2.      Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?

3.      Единицы измерения углов: градусы, минуты?

4.      Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?

5.      Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?

6.      Развёрнутый угол равен 180°?

7.      Прямой угол равен 160°?

8.      Прямой угол равен 90?

9.      Острый угол больше прямого?

10.  Острый угол равен прямому?

11.  Острый угол меньше прямого?

12.  Тупой угол меньше прямого?

13.  Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?

14.  Угол, меньше 90° называется острым?

15.  Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?

 

 

Тема «Смежные и вертикальные углы»:

 

1.      Сумма смеж­ных углов равна 180°.

2.      Если угол равен 60°, то смеж­ный с ним равен 120°.

3.      Сумма вертикальных углов равна 180°.

4.      Смежные углы равны.

5.      Если угол равен  77°, то вертикальный ему угол равен 103°.

6.      Сумма смеж­ных углов равна 360°.

7.      Вертикальные углы равны.

 

Тема «Четырехугольники и их свойства»:

 

8.      Су­ще­ству­ет квад­рат, ко­то­рый не яв­ля­ет­ся пря­мо­уголь­ни­ком.

9.      Диа­го­на­ли квад­ра­та вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

10.  Если в па­рал­ле­ло­грам­ме диа­го­на­ли равны, то этот па­рал­ле­ло­грамм — пря­мо­уголь­ник.

11.  Если один из углов, при­ле­жа­щих к сто­ро­не па­рал­ле­ло­грам­ма, равен 50°, то дру­гой угол, при­ле­жа­щий к той же сто­ро­не, равен 50°.

12.  Если сумма трех углов вы­пук­ло­го че­ты­рех­уголь­ни­ка равна 200°, то его чет­вер­тый угол равен 160°.

13.  Если в па­рал­ле­ло­грам­ме диа­го­на­ли равны и пер­пен­ди­ку­ляр­ны, то этот па­рал­ле­ло­грамм — квад­рат.

14.  Диа­го­наль тра­пе­ции делит её на два рав­ных тре­уголь­ни­ка.

15.  Диа­го­на­ли лю­бо­го пря­мо­уголь­ни­ка равны.

16.  Су­ще­ству­ет па­рал­ле­ло­грамм, ко­то­рый не яв­ля­ет­ся пря­мо­уголь­ни­ком.

17.  У любой тра­пе­ции ос­но­ва­ния па­рал­лель­ны.

18.  Если в ромбе один из углов равен 90° , то такой ромб — квад­рат.

19.  Если в па­рал­ле­ло­грам­ме две смеж­ные сто­ро­ны равны, то такой па­рал­ле­ло­грамм яв­ля­ет­ся ром­бом.

20.  Если в четырёхуголь­ни­ке диа­го­на­ли пер­пен­ди­ку­ляр­ны, то этот четырёхуголь­ник — ромб.

21.  Диа­го­на­ли квад­ра­та точ­кой пе­ре­се­че­ния де­лят­ся по­по­лам.

22.  В любом пря­мо­уголь­ни­ке диа­го­на­ли вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

23.  Диа­го­на­ли ромба пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

24.  Су­ще­ству­ет ромб, ко­то­рый не яв­ля­ет­ся квад­ра­том.

 

Задание можно выдать и в другой форме. Например, предлагаю построить  в тетради таблицу.

Заполнить таблицу (поставьте знак «+», если четырехугольник обладает данным свойством):

 

Свойство

 

 

Параллелограмм

 

Параллелограмм

 

 

 

 

 

Равнобедренная трапеция

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Противоположные стороны попарно параллельны

 

 

 

 

 

Противоположные стороны равны

 

 

 

 

 

Противоположные углы равны

 

 

 

 

 

Диагонали точкой пересечения делятся пополам

 

 

 

 

 

Диагонали равны

 

 

 

 

 

Биссектриса угла отсекает равнобедренный треугольник

 

 

 

 

 

Все стороны равны

 

 

 

 

 

Все углы равны

 

 

 

 

 

Диагонали взаимно перпендикулярны (пересекаются под прямым углом)

 

 

 

 

 

Диагонали делят углы пополам.

 

 

 

 

 

 

Здесь они проверяют, обладает данная фигура определенными свойствами.

 

 

Используя на уроке приемы на формирование смыслового чтения, я даю учащимся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учу правильно организовать усвоение материала. Приемов много. Не  один. И мы применяем многие из них.  Кроме того,  при переходе от одного приема к другому меняется активность разных зон головного мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.

 

 

 


Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности

Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности

Например, Распределить выражения в таблице в два столбика

Например, Распределить выражения в таблице в два столбика

Су­ще­ству­ет ромб, ко­то­рый не яв­ля­ет­ся квад­ра­том

Су­ще­ству­ет ромб, ко­то­рый не яв­ля­ет­ся квад­ра­том
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021