Формирование навыков смыслового чтения
на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Мухаметьянова И.М.
МАОУ «СОШ №2»
Современная эпоха глобализации и информатизации обнажила многие проблемы современного образования. Среди них особо выделилась проблема смыслового чтения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества , в качестве обязательного компонента вошло «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», что в современном информационном обществе носит метапредметный характер.
Смысловое чтение – это вид чтения, который нацелен на понимание у читающих смыслового содержания текста.
Составляющие смыслового чтения включены в структуру всех универсальных учебных действий.
ü в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
ü в регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
ü в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
ü в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Так как чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, то это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения, в том числе и на уроках математики.
В связи с этим перед учителем стоит цель: научить обучающихся работать с текстом задачи или другим математическим текстом для выявления его детального смысла.
Одним из наиболее часто используемых мною приемов смыслового чтения является прием «Верное и неверное высказывание».
Значимость этого метода возросла после включения в ОГЭ по математике задания № 20 до этого года, а сейчас это задание № 19 по геометрии, которое предполагает оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.
Начиная уже с 5 класса мы работаем с геометрическим материалом.
Просто прочитать материал ученикам - это значит ничего не сделать.
Наша задача - дать ученику понять материал, применить знания на практике.
Я начинаю формировать смысловое чтение с самых первых уроков.
Я представлю Вам только один из приемов в своей работе.
Уже с 5 классов дети на уроке работают на интерактивной доске с такими заданиями. Им предлагается разделить высказывания на «верные « и «неверные». Во-первых, их увлекает не только работа с интерактивной доской, но получение результата своей работы. А для выполнения заданий, необходимо смысловое чтение текста, понимание прочитанного.
Например,
Распределить выражения в таблице в два столбика. Записываем только номера высказываний.
Номера верных высказываний |
Номера неверных высказываний. |
|
|
При изучении темы «Углы»:
1. Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
2. Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?
3. Единицы измерения углов: градусы, минуты?
4. Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
5. Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
6. Развёрнутый угол равен 180°?
7. Прямой угол равен 160°?
8. Прямой угол равен 90?
9. Острый угол больше прямого?
10. Острый угол равен прямому?
11. Острый угол меньше прямого?
12. Тупой угол меньше прямого?
13. Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
14. Угол, меньше 90° называется острым?
15. Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?
Тема «Смежные и вертикальные углы»:
1. Сумма смежных углов равна 180°.
2. Если угол равен 60°, то смежный с ним равен 120°.
3. Сумма вертикальных углов равна 180°.
4. Смежные углы равны.
5. Если угол равен 77°, то вертикальный ему угол равен 103°.
6. Сумма смежных углов равна 360°.
7. Вертикальные углы равны.
Тема «Четырехугольники и их свойства»:
8. Существует квадрат, который не является прямоугольником.
9. Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны.
10. Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм — прямоугольник.
11. Если один из углов, прилежащих к стороне параллелограмма, равен 50°, то другой угол, прилежащий к той же стороне, равен 50°.
12. Если сумма трех углов выпуклого четырехугольника равна 200°, то его четвертый угол равен 160°.
13. Если в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм — квадрат.
14. Диагональ трапеции делит её на два равных треугольника.
15. Диагонали любого прямоугольника равны.
16. Существует параллелограмм, который не является прямоугольником.
17. У любой трапеции основания параллельны.
18. Если в ромбе один из углов равен 90° , то такой ромб — квадрат.
19. Если в параллелограмме две смежные стороны равны, то такой параллелограмм является ромбом.
20. Если в четырёхугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырёхугольник — ромб.
21. Диагонали квадрата точкой пересечения делятся пополам.
22. В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны.
23. Диагонали ромба перпендикулярны.
24. Существует ромб, который не является квадратом.
Задание можно выдать и в другой форме. Например, предлагаю построить в тетради таблицу.
Заполнить таблицу (поставьте знак «+», если четырехугольник обладает данным свойством):
Свойство
|
Параллелограмм
Параллелограмм
|
Равнобедренная трапеция |
Прямоугольник |
Ромб |
Квадрат |
Противоположные стороны попарно параллельны |
|
|
|
|
|
Противоположные стороны равны |
|
|
|
|
|
Противоположные углы равны |
|
|
|
|
|
Диагонали точкой пересечения делятся пополам |
|
|
|
|
|
Диагонали равны |
|
|
|
|
|
Биссектриса угла отсекает равнобедренный треугольник |
|
|
|
|
|
Все стороны равны |
|
|
|
|
|
Все углы равны |
|
|
|
|
|
Диагонали взаимно перпендикулярны (пересекаются под прямым углом) |
|
|
|
|
|
Диагонали делят углы пополам. |
|
|
|
|
|
Здесь они проверяют, обладает данная фигура определенными свойствами.
Используя на уроке приемы на формирование смыслового чтения, я даю учащимся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учу правильно организовать усвоение материала. Приемов много. Не один. И мы применяем многие из них. Кроме того, при переходе от одного приема к другому меняется активность разных зон головного мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.