Формирование навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР

Особые потребности
ppt
дефектология
09.02.2020
Проблема языкового анализа и синтеза является наиболее актуальной, поскольку несформированность этого психического процесса оказывает отрицательное влияние на овладение письмом, чтением. Следовательно, важным разделом коррекционного воздействия при ЗПР, является формирование навыка языкового анализа и синтеза различного уровня: развитие фонематических представлений, совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

формирование звукового анализа и сиртеза.ppt

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР

Автор: Кордюкова Любовь Владимировна
учитель – дефектолог МБОУ СОШ №19, г Сургут

Коррекционная работа проводится в следующей последовательности:


I. Упражнения в анализе предложения на слова.
II. Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.
III. Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

В ходе обучения младшие школьники с задержкой психического развития в большинстве показывают положительную динамику. Они могут определить количество и последовательность слов в предложении; дать характеристику звука, без опоры на схему научились определять звуки в слове; определять их количество; устанавливать последовательность; местоположение по отношению друг к другу; составлять слова из звуков.
   При устранении ошибок языкового анализа и синтеза у детей с ЗПР необходимо проводить  систематическую работу по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц. Для работы можно использовать методики Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой. Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез. Важнейшей задачей в преодолении данных затруднений являются выработка навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении. 

 Развитие анализа структуры предложения

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:

Определить границы предложения в тексте.
Осень.
Желтеют на деревьях листья Часто дует ветер и идет дождь Становится холоднее Птицы летят в теплые края
Сосчитать сколько слов в предложении (устно):
Стало холодно.
Мама варит суп.
Идет дождь.
Котенок спит на крыльце.
Папа купил воздушные шарики.
Громко гудит паровоз.

 Составить предложения по данному образцу:
Юра ловит мячик. Папа пишет ...
Курица снесла... . Корова пьет... . Лошадь везет ... . Волк унес...

 Составить предложения из слов, данных вразбивку:
грядке, на, огурцы, растут;
по, лев, клетке, ходит;
с, ручьи, бегут, быстрые, гор; Ученик прослушивает ряд слов и устно, а затем письменно составляет из них предложение. Далее предлагается проанализировать содержание предложения.

 Развитие слогового анализа и синтеза

Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги.

К данным слогам приставьте второй слог, чтобы получились слова. Запишите их.

па      рад, ром, рус
го      рох, под, лос, ра
ку      сок, лак, рок
ее      ник, нок, тер
пе      тух, нал, сок, пел, карь.

Прочитайте этот рассказ по слогам.

ЗИ-МА
Прош-ла о-сенъ. На-ча-лисъ мо-ро-зы. Снег пок-рыл зем-лю. В до-мах то-пят ne-чи. Во-да в ре-ке за-мер-зла. Хо-лод-но nmu-цам зи-мой.
БЕЛ-КА
Бел-ка жи-вет в ле-су. О-на час-то си-дит на суч-ке. У бел-ки пу-шис-тый хвост. У бел-ки men-ла-я шкур-ка. О-на жи-вет в дуп-ле. Ей зи-мой теп¬ло.

Развитие звукового анализа и синтеза и фонематических представлений

Частыми ошибками при ЗПР являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность.
Как показывают исследования, проведенные нами, именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально нарушена. В связи с этим при формировании языкового анализа и синтеза особое внимание мы уделим развитию фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. К сложным формам относят вычленение первого и последнего звука из слова, позиционный и количественный анализ структуры слова. Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В. К. Орфинская).

Первый этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа: мак, кот, дом, лук, сон. По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Второй этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане,  сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются

Коррекционная работа проводится в следующей последовательности.
а) Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
б) Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания; определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.
в) Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Распределить правильно слова в таблице с нужным гласным звуком

О

А

Ы

У

куст, сок, шкаф, сон, пол, лук, рос, мох сад, март, рот

сын, наш. мал, мышь. бык. мак, лось, пар гусь, бак, шаг

дым, нес, сел. был, сыр соль, шел, мыть бык, пыль, боль

лес, зуб лук. пил, ток. суп. пусть, дуб шил, сом, внук

Беседа по тексту стихотворения:

-Вот сколько на «к» я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор...
- Ой, хватит! И звук тоже может устать:
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
Топор, табуретка, тарелка и ложка...
Ты, кажется, что-то напутал немножко
Послушай на «с» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и... кошка
А кошка откуда? Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку - откуда пришла
И вся ли посуда на кухне цела... (Л. Куклин)
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.

Помоги пчелкам собрать мед

Н

Т

Ь

О

Р

Е

М

Д

Л

Прочитай слово

Соотнеси цифры с буквами алфавита

5

16

14

1
А

2
Б

3
В

4
Г

5
Д

6
Е

7
Ё

8
Ж

9
З

10
И

11
Й

12
К

13
Л

14
М

15
Н

16
О

Д

О

М

Расшифруй слова

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

9,1,4,1,5,12,1; загадка
4,3,16,9,5,10,12,1;
гвоздика
2,18,16,26,12,1; брошка

2,1,2,21,26,12,1; бабушка
5,21,17,13,16; дупло
2,13,32,5,24,6 блюдце

Анаграммы

еордв

уишнкв

оаамврс

уажркк

оооарсврдк

юаяртлск

Ребусы

Свето
фор

дозор

ствол

кофта

рука

сила

хвост

Составь слова

клад
рак
лак
кадушка
душ
сушка
краска
сад
каска
шар
ласка

Раскладушка
10 слов

Отгадай ребус

И

1,2,3,4

телевизор

Языковой анализ и синтез ─ это сложный психический процесс, требующий высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности и является одной из форм интеллектуальной деятельности. Это процесс «разборки» слов на слоги и звуки, предложений на слова, а также обратный процесс «сборки» предложений из слов, слов из слогов и звуков. Освоение этого процесса зависит от уровня языковой зрелости и состояния интеллектуальной способности.
Проблема языкового анализа и синтеза является наиболее актуальной, поскольку несформированность этого психического процесса оказывает отрицательное влияние на овладение письмом, чтением. Следовательно, важным разделом коррекционного воздействия при ЗПР, является формирование навыка языкового анализа и синтеза различного уровня: развитие фонематических представлений, совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Выводы.
1. Формирование различных форм языкового анализа и синтеза являются одним из важнейших критериев, позволяющих оценить уровень сформированности речи, играющем важную роль в овладении школьной программой по русскому языку.
2. Анализ результатов исследования языкового анализа и синтеза показал, что при выполнении всех групп заданий наблюдаются ошибки:
-   на звуковой анализ и синтез: пропуски и добавление букв, перестановки букв;
-     на анализ и синтез слов: пропуски, добавления  и перестановки слогов;
-    ошибки на уровне предложения и словосочетания: отсутствие обозначения границ предложения (заглавных букв, точек), слитное написание слов (особенно предлогов), раздельное написание слов (особенно приставок и корня).
4.      Работа по развитию языкового анализа и синтеза должна проводиться систематически и быть включена в систему коррекционного воздействия при ЗПР, так как она занимает важное место в процессе обучения грамоте.

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)