Формирование нравственных качеств подростков средствами туристско-краеведческой деятельности

  • docx
  • 06.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование нравственных качеств подростков средствами туристско-краеведческой деятельности.docx

Формирование нравственных качеств подростков средствами туристско-краеведческой деятельности

 

Н.В. Лаур

 

МАУДО «Центр детского творчества «Радуга»

Гайского городского округа Оренбургской области

 

Экономические кризисы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, сложные экологические проблемы — все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность в обществе, способствует разрушению жизненных ориентиров. Главными критериями решения социальных проблем в современном обществе становится духовно-нравственные ценности общества, патриотизм, любовь к Родине, народу, созидательно-добротворческая деятельность человека.

В туристско-краеведческой деятельности используются специфические формы работы, которые способствуют формированию необходимых качеств личности обучающихся в их жизнедеятельности. Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все уровни воспитания подростка, а также: способствует переосмыслению поступков и поведения; восприятию новых качественных ориентиров; расширению знаний о собственных возможностях; пониманию оптимальности и рациональности потребностей.

Формировать нравственные убеждения у детей и подростков в их высшем выражении - единстве интеллекта, эмоций, чувств, поведения и деятельности - происходит путем соединения обучения и воспитания с жизнью, практикой.

В подростковом возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками страны, изучение на практике исторического, культурного, природного наследия являются наиболее интересной деятельностью.

В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, природе и краеведению, что способствуют воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию.

На занятиях «Азбука туризма» и «Краеведение» рассматриваются такие темы как: «Достопримечательности г.Гая и Оренбургской области», «История и культура родного края», «Основы безопасности в окружающей среде», «Природа родного края», «Туристические возможности родного края», которые помогают понять всю уникальность и красоту Оренбуржья, а также помогают формированию системы общечеловеческих ценностей: сохранение природы, уважение к памяти предков, национальным традициям, к истории и т. д. Различные формы проведения занятий, позволяют сделать его интересней и увлекательней. Посредством экскурсий, краеведческих лабораторий, творческих мастерских, викторин, игровых занятий, походов ребята не только изучат свой край, но и раскрывают свою фантазию, творчество, проницательность, интуицию, учатся быть мудрыми, милосердными, открывают свои сердца для добра.

В формировании нравственной личности подростков используется как реальная, так и виртуальная деятельность. На занятиях подростки включаются в применение компьютерных технологий, так как это не только процесс получения новой информации, но и освоение современных способов учебной деятельности. Это интеллектуальное развитие, овладение другими типами мышления, выражение мыслей новыми средствами. С помощью использования ИКТ успешно развиваются важные личностные качества обучающихся такие как: креативность, рефлективность, критичность, ответственность и др.. Позволяет ученикам самостоятельно добывать знания, используя не репродуктивные, а существенно более рациональные продуктивные методы, основанные на теоретическом мышлении.

В рамках программы было предложено обучающимся составить виртуальную экскурсию «Достопримечательности города Гай». Каждый ученик подготовил небольшую информацию о памятнике или значимом объекте, затем всю информацию оформили  виртуальную презентацию. Учащиеся с интересом смотрели данную работу, понимая, что каждый внес вклад в данную экскурсию. При этом формировались учебно-познавательная активность, любознательность, патриотизм, ответственность. Была также разработана виртуальная экскурсия по казачьему селу Колпакское, где ребята окунулись в  исторические события 18, 19 веков. Данные экскурсии демонстрировались на занятиях, и это создало положительный эмоциональный настрой у ребят.

Особенно ярко раскрывается основной нравственный аспект нового человека в походе. Здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, скромность, организованность, дисциплина, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, товарищество, аккуратность, трудолюбие. В походе ребята находятся в условиях, которые обязывают их оказывать помощь друг другу. Выполняя общественные поручения, каждый участник похода нес ответственность перед своими товарищами.

Огромное значение для нравственного воспитания учащихся в туристско-краеведческой деятельности имеет труд - общественно полезная работа при подготовке, проведении и подведении итогов похода.

На этой основе возникают товарищеское сотрудничество и отношения взаимопомощи.

На занятиях часто проводятся игры на командообразование и сплочение. В совместном труде и командных играх рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на обязательности его требований.

 

Обучающиеся детских объединений «Краеведение» и «Азбука туризма» постоянно участвуют в конкурсах различного уровня патриотической и краеведческой направленности:

Муниципальная викторина «Наследники великих дел и побед»;

Областная олимпиада «История моей страны»;

Областной конкурс «Краеведческий калейдоскоп»;

Международный конкурс «Лига эрудитов» и т.д..

Осознание значимости собственной деятельности усиливает мотивы, которые ее побуждают и направляют.

Таким образом, благодаря эффективной системе деятельности, в объединениях обучающиеся имеют возможность не только  получить краеведческие знания о своем ближнем окружении, истории, культуре и природе родного края, но и понятия о нравственности и морали, а также первый социальный опыт.