Формирование общих компетенций через проектную деятельность
Оценка 5

Формирование общих компетенций через проектную деятельность

Оценка 5
docx
18.11.2021
Формирование общих компетенций через проектную деятельность
Статья Формирование общих компетенций через проектную деятельность.docx

ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дудникова Юлианна Игоревна,

преподаватель

Самарский колледж строительства и предпринимательства

 (филиал) ФГБОУ ВО  «Национальный исследовательский

 Московский государственный строительный университет»

 

Сегодня главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования интеллектуального, культурного, профессионального развитиятворчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности человека. Успешную карьеру выпускника во многом будут обеспечивать сформированные в процессе обучения общие компетенции. Общая компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [4, с. 10].

Компетентностный подход предполагает формирование таких интеллектуальных умений, как умения анализировать, сравнивать, систематизировать, принимать решения, соотносить результат действия с выдвигаемой целью[3, с. 22]. В основе общих компетенций как раз и лежат такие умения.

Для формирования общих компетенций возникает необходимость в использовании современных образовательных методов работы со студентами, а также выбора из них наиболее результативных и рациональных. Таким эффективным методом является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество обучения за счет вовлечения студентов в различные виды деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная деятельность (учебная, познавательная, творческая), имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности. Метод проектов, как современная образовательная педагогическая технология, ориентированная на конечный продукт, занимает центральное место в развитии общих и профессиональных компетенций завтрашнего специалиста.

Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а также способность решать разноуровневые профессиональные задачи [2, с. 1].

Цель проектной деятельности – дать студентам возможность самостоятельно приобрести знания и умения в процессе решения поставленной задачи.

 Суть метода – стимулирование интереса студентов к таким задачам, решение которых предполагает овладение определенными знаниями и последующее их практическое применение.

Проекты могут быть краткосрочными, рассчитанными на несколько занятий, а могут быть долгосрочными, подготовка к которым ведется в течение семестра.Таким образом, метод проектов можно использовать как вид промежуточной аттестации по учебной дисциплине, а можно прибегать к ему как к зачетной работе по теме или разделу.

Структура работы над проектом всегда одинакова и не зависит от срока его выполнения.

Структура проекта:

 1. Определение проблемы (работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной,социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы - задачи).

2. Планирование деятельности (проектирование проекта - планирование деятельности по разрешению проблемы).

 3. Поиск информации по решению проблемы (самостоятельная работа обучающихся).

 4. Продукт деятельности (результат работы – доклад, видеофильм, стенгазета и т.д.).

 5.   Презентация продукта.

Во время работы над проектом студент должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения определенной проблемы, и обосновать своё решение. В рамках выполнения проекта, обучающиесямогут реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал. Это деятельностьпозволит им попробовать свои силы, использовать свои знания, а также показать публично достигнутый результат.

Следует отметить и важное значение использования метода проектов для преподавателя. Умение использовать проектное обучение –показатель высокой компетентности преподавателя, так как из носителя готовых знаний он переквалифицировался в организатора познавательной деятельности студентов, владеющего современными интерактивными образовательными технологиями.

Использовать технологию проектной деятельности в процессе подготовки специалистов мы рекомендуем, в первую очередь, для формирования общих  компетенций (далее - ОК).

Так как в процессе реализации проекта обучающиеся:

 • самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников, что соответствует требованиям ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

•используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность, что соответствует ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

 • учатся составлять в презентации результаты своего проекта - ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

 • учатся совместному труду - ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

• учатся общаться в процессе работы над проектом и правильно письменно оформлять полученные результаты - ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Таким образом, использование в обучение метода проектов позволяет преобразовывать теоретические знания в практический опыт, создает условия для саморазвития личности. Именно это и помогает формировать общие  компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список  литературы

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержден Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2018 г. № 2.

2. Евсеева Я.В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 629- 632. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/93/20647/ (дата обращения: 15.04.2019).

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат и др. – 2009. – 272 с.

4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: – ФИРО, 2010. 19 с.


 

ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Суть метода – стимулирование интереса студентов к таким задачам, решение которых предполагает овладение определенными знаниями и последующее их практическое применение

Суть метода – стимулирование интереса студентов к таким задачам, решение которых предполагает овладение определенными знаниями и последующее их практическое применение

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; • учатся составлять в презентации результаты своего проекта -

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; • учатся составлять в презентации результаты своего проекта -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2021