ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.
Преподаватель Лапшина А.Ф.
«Образование – это социальный процесс.
Образование - это рост.
Образование – это не подготовка к жизни,
это сама жизнь.
Д.Дьюи
В основе государственных образовательных стандартов лежит компетентностный подход.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.
Цель компетентностей – помочь обучающемуся адаптироваться в социальном мире. Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках является основой и залогом формирования ОК компетенций. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:
Условием формирования у обучающихся общих компетенций (ОК) является внедрение в учебный процесс и внеаудиторную деятельность современных педагогических технологий. Интерактивные технологии позволяют организовать процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, осуществлять поиск необходимой информации (ОК4), максимально использовать личностный опыт каждого студента, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности (ОК3), основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений (ОК6).
Я в своей деятельности для формирования общих компетенций используют методы, приёмы, соответствующие современным технологиям.
При формировании ОК 1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогают такие технологии как: дискуссия об имидже современного специалиста, решение практических ситуационных задач по вопросам профессионального самоопределения, которые рассматриваются на учебных дисциплинах «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Обществознание». При формировании ОК 2 - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество используется - проектная и исследовательская деятельность студентов в аудиторной и особенно внеаудиторной работе, которая формирует навыки организации собственной деятельности: проекты «Что делает человека человеком» студентки 2 А курса Старчаковой Е., «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Кушниренко М. Формированию ОК 3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность способствует - выполнение разнообразных видов практических работ. При изучении дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» студенты на занятиях используя кейс-технологию дают оценку правильности указанных в задании действий и ведут поиск вариантов последующих решений. Использование на занятиях по обществознанию и ПОПД технологии ролевая игра позволяет студенту включатся в ситуацию, которая требует лично от него оптимального решения конкретной проблемы.
Пример: Игра «Роль науки в современном мире» (обществознание 2 курс)
Студенты распределяются по группам: «ученые», «политики», «обыватели», «реалисты». Каждой группе предлагается сформулировать свою позицию по вопросам:
1.Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни общества?
2.Оправдан ли постоянный рост расходов государства на поддержание науки?
3.Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?
4.Должны ли ученые: а) стоять вне политики, б) не связывать себя нормами морали?
Для формирования ОК 4 - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – я даю задания выполнение которых требует знаний и умений работать с электронными образовательными интернет- ресурсами: составление терминологических кроссвордов, библиографических каталогов, написание рефератов, подготовка презентаций, опережающие задания, формирующие у студентов умение отбирать главное и отсеивать второстепенное в информационном материале. Так, при подготовке к уроку философии «Глобальные проблемы человечества», студенты получают задания и изучают материалы в интернете, с целью систематизации, анализа, классификации, верификации (проверки истинности) знаний по проблемам глобализации и футурологии. ОК6 формируется на учебных занятиях по «Истории», «Обществознанию», «ПОПД», «Основы философии» при изучении актуальных проблем общечеловеческого, нравственного характера, о взаимоотношениях власти и общества, о поведении человека в тупиковой, безысходной ситуации студенты, работая в группах с источниками , сообща находят ответы и решения на эти животрепещущие вопросы.
Для учета показателей формирования и сформированности ОК заполняется таблица на каждом курсе в конце учебного года. Таблица диагностического минимума как элемента мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся.
Таблица 1.
Отчет преподавателя по оценке формирования общих компетенций
Группа ____1 Б,2Б, 3Б курсов_____________________
Специальность педагог дополнительного образования
УД (МДК) история
№ |
Ф.И.О. обучающегося |
ОК1 |
ОК2 |
ОК3 |
ОК4 |
ОК5 |
ОК6 |
ОК7 |
ОК8 |
ОК9 |
||||||||||||||||||
|
|
Курс
|
Курс
|
Курс
|
Курс
|
Курс
|
Курс
|
Курс
|
Курс
|
Курс
|
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||
1. |
Корячко Е. |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2. |
Рубейкина К. |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3. |
Терехина А. |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4. |
Фролова А. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Обозначения оценки формирования ОК:
0 – компетенция не сформирована (признаки отсутствуют, не проявляются)
1 – компетенция сформирована на низком уровне (признаки проявляются редко, выражены слабо)
2 – компетенция сформирована на среднем уровне (признаки проявляются время от времени, выражены средне)
3 – компетенция сформирована на высоком уровне (признаки проявляются всегда, выражены ярко.
Признаки проявления общих компетенций обозначенных в ФГОС для групп СПО
Общие компетенции |
признаки |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении |
Определяет социальную значимость профессиональной деятельности |
|
Выполняет самоанализ профессиональной пригодности |
|
Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда |
|
Определяет перспективы развития в профессиональной сфере |
|
Изучает условия труда и выдвигает предложения по их улучшению |
|
Определяет положительные и отрицательные стороны профессии |
|
Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в проф. деятельности |
|
Определяет пути реализации жизненных планов |
|
Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию |
|
Определяет перспективы трудоустройства |
|
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей |
Находит способы и методы выполнения задачи |
|
Выстраивает план (программу) деятельности |
|
Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи |
|
Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки результатов деятельности |
|
Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона) |
|
Определяет пути устранения выявленных отклонений |
|
Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Описывает ситуацию и называет противоречия |
Оценивает причины возникновения ситуации |
|
Определяет субъектов взаимодействия в возникшей ситуации |
|
Находит пути решения ситуации |
|
Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации |
|
Прогнозирует развитие ситуации |
|
Организует взаимодействие субъектов-участников ситуации |
|
Берет на себя ответственность за принятое решение |
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии) |
Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет |
|
Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи |
|
Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами |
|
Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) |
|
Сопоставляет информацию из различных источников |
|
Определяет соответствие информации поставленной задаче |
|
Классифицирует и обобщает информацию |
|
Оценивает полноту и достоверность информации |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях |
Извлекает информацию с электронных носителей |
|
Использует средства ИТ для обработки и хранения информации |
|
Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения |
|
Создает презентации в различных формах |
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
Устанавливает позитивный стиль общения |
Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией |
|
Признает чужое мнение |
|
При необходимости отстаивает собственное мнение |
|
Принимает критику |
|
Ведет деловую беседу в соответствии с этическими нормами |
|
Соблюдает официальный стиль при оформлении документов |
|
Составляет отчеты в соответствии с запросом и предъявляемыми требованиями |
|
Оформляет документы в соответствии с нормативными актами |
|
Выполняет письменные и устные рекомендации руководства |
|
Общается по телефону в соответствии с этическими нормами |
|
Способен к эмпатии |
|
Организует коллективное обсуждение рабочей ситуации |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
Проводит совещания |
Ставит задачи перед коллективом |
|
При необходимости аргументирует свою позицию |
|
Осуществляет контроль в соответствии с поставленной задачей |
|
Конструктивно критикует с учетом сложившейся ситуации |
|
Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями |
|
Организует деятельность по выявлению ресурсов команды |
|
Участвует в разработке мероприятий по улучшению условий работы команды |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
Анализирует собственные сильные и слабые стороны |
Определяет перспективы профессионального и личностного развития |
|
Анализирует существующие препятствия для карьерного роста |
|
Составляет программу саморазвития, самообразования |
|
Определяет этапы достижения поставленных целей |
|
Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей |
|
Планирует карьерный рост |
|
Выбирает тип карьеры |
|
Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту |
|
Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике |
|
Владеет методами самообразования |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Определяет технологии, используемые в проф.деятельности |
Определяет источники информации о технологиях проф.деятельности |
|
Определяет условия и результаты успешного применения технологий |
|
Анализирует производственную ситуацию и называет противоречия между реальными и идеальными условиями реализации технологического процесса |
|
Определяет причины необходимости смены технологий или их усовершенствования |
|
Указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения |
|
Определяет необходимость модернизации |
|
Генерирует возможные пути модернизации |
|
Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.) |
|
Составляет алгоритм (план) действий по модернизации |
|
Проектирует процесс модернизации |
Организация самостоятельной работы обучающихся.
Обратимся к таблице 2, в которой представлены чаще используемые виды самостоятельной работы и общие компетенции, развиваемые в процессе ее выполнения.
Таблица 2.
№ Вид самостоятельной работы |
Развиваемые компетенции |
1.Составление библиографического списка потеме, разделу |
ОК 2, 4, 5, 8. |
2.Составление глоссария |
ОК 1,2,4,5,8. |
3.Подготовка конспекта |
ОК 1,2,4,7,9,10,11. |
5.Изучение, конспектирование |
ОК 1,4,8,11. |
7.Подготовка презентации |
ОК 4,5,7,9. |
9.Написание эссе |
ОК1,2,8. |
10.Подготовка реферата |
ОК1,2,4,6,7,8,11. |
11. Разработка проекта
|
ОК 1,2,4,5,6, 7.8,9,11. |
При формировании общих компетенций (ОК) преподавателям необходимо руководствоваться более широким комплексом общих (надпрофессиональных) компетенций, включая социальные, гражданские, правовые, культурные, коммуникативные компетенции, что соответствует требованиям ОПОП в рамках реализации ФГОС III поколения.
Список литературы:
1. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука, 2000, №3(5). С.90 – 102.
2. Чапаев Н.К., Вайнштейн М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. – Челябинск: ИРПО, 2007. 405 с.
3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования, Рекомендован ФГУ/ Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н.// http
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.