ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 16.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Условием формирования у обучающихся общих компетенций (ОК) является внедрение в учебный процесс и внеаудиторную деятельность современных педагогических технологий:решение практических ситуационных задач ;проектная и исследовательская деятельность; кейс-технология.
Иконка файла материала доклад на педсовете.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Преподаватель Лапшина А.Ф.

                               «Образование – это социальный процесс.

         Образование  - это рост.

                                    Образование – это не подготовка к жизни,

                                                             это сама жизнь.  

                                                                                                                       Д.Дьюи

В основе  государственных образовательных стандартов лежит компетентностный подход.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Цель компетентностей – помочь обучающемуся адаптироваться в социальном мире. Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность.

 Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках является основой и залогом формирования ОК компетенций. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:

  • внедрения эффективных педагогических технологий;
  • постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
  • использования информационно-коммуникационных технологий;
  • организации процесса личностного осмыслением исторического опыта

Условием формирования у обучающихся общих компетенций (ОК) является внедрение в учебный процесс и внеаудиторную деятельность современных педагогических технологий. Интерактивные технологии позволяют организовать процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, осуществлять поиск необходимой информации (ОК4), максимально использовать личностный опыт каждого студента, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности (ОК3), основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений (ОК6).

 Я в своей деятельности для формирования общих компетенций используют методы, приёмы, соответствующие современным технологиям.

 При формировании ОК 1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогают такие технологии как:  дискуссия об имидже современного специалиста,  решение практических ситуационных задач по вопросам профессионального самоопределения, которые рассматриваются на учебных дисциплинах  «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и  «Обществознание». При формировании ОК 2 - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество  используется - проектная и исследовательская деятельность студентов в аудиторной и особенно внеаудиторной работе, которая формирует навыки организации собственной деятельности: проекты «Что делает человека человеком» студентки 2 А курса Старчаковой Е., «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Кушниренко М.  Формированию ОК 3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность способствует - выполнение разнообразных видов практических работ. При изучении дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» студенты на занятиях  используя  кейс-технологию   дают  оценку правильности указанных в задании действий и ведут  поиск вариантов последующих решений. Использование на занятиях по обществознанию и ПОПД технологии ролевая игра позволяет  студенту включатся в ситуацию, которая требует лично от него оптимального решения конкретной проблемы.

Пример: Игра «Роль науки в современном мире» (обществознание 2 курс)

Студенты  распределяются по группам: «ученые», «политики», «обыватели», «реалисты». Каждой группе предлагается сформулировать свою позицию по вопросам:

1.Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни общества?

2.Оправдан ли постоянный рост расходов государства на поддержание науки?

3.Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?

4.Должны ли ученые: а) стоять вне политики, б) не связывать себя нормами морали?

 Для формирования ОК 4 - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – я даю  задания выполнение которых требует знаний и умений работать с электронными образовательными интернет- ресурсами: составление терминологических кроссвордов,  библиографических каталогов, написание рефератов, подготовка презентаций, опережающие задания, формирующие у студентов умение отбирать главное и отсеивать второстепенное в информационном материале. Так, при подготовке к уроку философии «Глобальные проблемы человечества»,  студенты получают задания и  изучают материалы в интернете,  с целью систематизации, анализа, классификации, верификации (проверки истинности) знаний по проблемам глобализации и футурологии.   ОК6 формируется  на учебных  занятиях по   «Истории», «Обществознанию»,  «ПОПД», «Основы философии» при изучении  актуальных проблем общечеловеческого, нравственного характера,  о взаимоотношениях власти и общества, о поведении человека в тупиковой, безысходной ситуации студенты, работая в группах с источниками , сообща находят ответы и решения  на эти животрепещущие вопросы.

Для учета показателей формирования и  сформированности ОК заполняется таблица на каждом курсе в конце учебного года. Таблица диагностического минимума как элемента мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся.

 Таблица 1.

Отчет преподавателя по оценке формирования общих компетенций

 

Группа ____1 Б,2Б, 3Б курсов_____________________

Специальность педагог дополнительного образования

УД  (МДК)  история

 

Ф.И.О.

обучающегося

ОК1

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ОК9

 

 

Курс

 

Курс

 

Курс

 

Курс

 

Курс

 

Курс

 

Курс

 

Курс

 

Курс

 

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1.

Корячко Е.

1

2

3

1

3

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

1

3

1

2

3

2.

Рубейкина К.

1

2

3

1

2

3

1

1

3

1

2

3

1

1

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

1

2

3.

Терехина А.

0

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

3

1

1

3

1

1

3

1

1

2

0

1

2

1

1

2

4.

Фролова А.

1

1

2

1

2

3

1

1

2

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

2

1

1

2

1

1

2

 

 

Обозначения оценки формирования ОК:

0 – компетенция не сформирована (признаки отсутствуют, не проявляются)

1 – компетенция сформирована на низком уровне (признаки проявляются редко, выражены слабо)

2 – компетенция сформирована на среднем уровне (признаки проявляются время от времени, выражены средне)

3 – компетенция сформирована на высоком уровне (признаки проявляются всегда, выражены ярко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки проявления общих компетенций обозначенных в ФГОС для групп СПО

Общие компетенции

признаки

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении

Определяет социальную значимость профессиональной деятельности

Выполняет самоанализ профессиональной пригодности

Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда

Определяет перспективы развития в профессиональной сфере

Изучает условия труда и выдвигает предложения по их улучшению

Определяет положительные и отрицательные стороны профессии

Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в проф. деятельности

Определяет пути реализации жизненных планов

Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию

Определяет перспективы трудоустройства

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей

Находит способы и методы выполнения задачи

Выстраивает план (программу) деятельности

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи

Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки результатов деятельности

Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона)

Определяет пути устранения выявленных отклонений

Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Описывает ситуацию и называет противоречия

Оценивает причины возникновения ситуации

Определяет субъектов взаимодействия в возникшей ситуации

Находит пути решения ситуации

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации

Прогнозирует развитие ситуации

Организует взаимодействие субъектов-участников ситуации

Берет на себя ответственность за принятое решение

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии)

Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет

Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи

Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами

Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.)

Сопоставляет информацию из различных источников

Определяет соответствие информации поставленной задаче

Классифицирует и обобщает информацию

Оценивает полноту и достоверность информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях

Извлекает информацию с электронных носителей

Использует средства ИТ для обработки и хранения информации

Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения

Создает презентации в различных формах

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Устанавливает позитивный стиль общения

Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией

Признает чужое мнение

При необходимости отстаивает собственное мнение

Принимает критику

Ведет деловую беседу в соответствии с этическими нормами

Соблюдает официальный стиль при оформлении документов

Составляет отчеты в соответствии с запросом и предъявляемыми требованиями

Оформляет документы в соответствии с нормативными актами

Выполняет письменные и устные рекомендации руководства

Общается по телефону в соответствии с этическими нормами

Способен к эмпатии

Организует коллективное обсуждение рабочей ситуации

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Проводит совещания

Ставит задачи перед коллективом

При необходимости аргументирует свою позицию

Осуществляет контроль в соответствии с поставленной задачей

Конструктивно критикует с учетом сложившейся ситуации

Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями

Организует деятельность по выявлению ресурсов команды

Участвует в разработке мероприятий по улучшению условий работы команды

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Анализирует собственные сильные и слабые стороны

Определяет перспективы профессионального и личностного развития

Анализирует существующие препятствия для карьерного роста

Составляет программу саморазвития, самообразования

Определяет этапы достижения поставленных целей

Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей

Планирует карьерный рост

Выбирает тип карьеры

Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту

Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике

Владеет методами самообразования

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Определяет технологии, используемые в проф.деятельности

Определяет источники информации о технологиях проф.деятельности

Определяет условия и результаты успешного применения технологий

Анализирует производственную ситуацию и называет противоречия между реальными и идеальными условиями реализации технологического процесса

Определяет причины необходимости смены технологий или их усовершенствования

Указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения

Определяет необходимость модернизации

Генерирует возможные пути модернизации

Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.)

Составляет алгоритм (план) действий по модернизации

Проектирует процесс модернизации

 

Организация самостоятельной  работы обучающихся.

Обратимся к таблице 2, в которой представлены чаще используемые виды самостоятельной работы и общие компетенции, развиваемые в процессе ее выполнения.

Таблица 2.

№   Вид  самостоятельной работы

Развиваемые компетенции

1.Составление библиографического списка потеме, разделу

ОК 2, 4, 5, 8.

2.Составление глоссария

ОК 1,2,4,5,8.

3.Подготовка конспекта

ОК 1,2,4,7,9,10,11.

5.Изучение, конспектирование

ОК  1,4,8,11.

7.Подготовка презентации

ОК  4,5,7,9.

9.Написание эссе

ОК1,2,8.

10.Подготовка реферата

ОК1,2,4,6,7,8,11.

11. Разработка проекта                                                   

 

ОК 1,2,4,5,6, 7.8,9,11.

При формировании общих компетенций (ОК) преподавателям необходимо руководствоваться более широким комплексом общих  (надпрофессиональных) компетенций, включая социальные, гражданские, правовые, культурные, коммуникативные компетенции, что соответствует требованиям ОПОП в рамках реализации ФГОС III поколения.

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука, 2000, №3(5). С.90 – 102.

2. Чапаев Н.К., Вайнштейн М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. – Челябинск: ИРПО, 2007. 405 с.

3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования, Рекомендован ФГУ/ Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н.// http

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите также