Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
В структуре орфографической зоркости можно выделить следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.
- мотивационный компонент предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма, постановки орфографической задачи и связан с коммуникативной направленностью письменной речи.
- операционный компонент. На первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагается активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах - целенаправленное зрительное восприятие.
- контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.
На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма.
Пишущий человек всегда отталкивается от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.
Звуковой анализ – соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что необходимо для выработки грамотного письма.
Можно выделить некоторые методические приемы, которые позволяют не допускать ошибки или быстро их находить и исправлять:
- Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилам.
- Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Это набор прямоугольников и квадратов различных по цвету, таких, как в азбуке. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к любому заданному слову.
- Выписывание учителем на доске слов, которые еще не изучаются ими в данном классе.
- Использование таблиц общеупотребительных слов (в изложениях и сочинениях), содержащих трудные случаи написания (например: шел, сначала, тяжелый и т.д.)
- Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащиеся должны, прежде всего, прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось или закреплялось на уроке.
Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуально-речевых умений.
Существуют разные виды диктантов, которые позволяют развивать орфографическую зоркость. (Выборочный диктант, цифровой, комбинированный, буквенный, слуховой, письмо по памяти).
В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти.
При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти - слуховой. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется. Чем раньше учить орфографическом чтению, тем легче оно усваивается. На первом этапе орфографическое произношение не только облегчает обучение чтению, но и способствует отработке четкости произношения.
Обучая двум видам чтения, мы преследуем две цели:
Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или словосочетание слов, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слоги на слова. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова орфографическим чтением. Если в каком-то слове допускается ошибка, то это слово нужно повторить.
Списывание также является важным этапом в формировании орфографической зоркости. Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте.
Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать интервалы между словами и т.п.
Различают два вида списывания: простое (воспроизвести без ошибок готовый текст) и осложненное (списывание, которое предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, или включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слогов и т.п.).
Алгоритм списывания:
- Прочитай слово или предложение.
- Повтори его, не заглядывая в текст.
- Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
-Прочитай предложение орфографически.
- Повтори предложение проговаривая все звуки..
- Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам и подчеркни орфограммы.
- Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы
Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся),. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.
Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
Алгоритм :
1) Определи место, где возникла орфографическая задача;
2) Какой группе правил относится данная орфограмма;
3) В какой части слова находится орфограмма;
4) Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5) Определить в слове ударение;
6) Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
7) Написать слово в соответствии с правилом.
Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается.
Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.
В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий.
Вот некоторые из них:
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).
4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
5. Выписать слова , в которых два слога.
6. Выписать слова на тему «Животные».
7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
8. Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко) и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.