ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими социальными изменениями. Дошкольники с особенностями развития гораздо сильнее нуждаются в организованной деятельности, направленной на социализацию, чем здоровые. Финансы, экономика и ребенок-дошкольник с ограниченными возможностями здоровья лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Дети с ОВЗ ничем не отличаются от остальных детей, им тоже интересна эта тема: они так же наблюдают за взрослыми, играют в «магазин», радуются, когда у них появляются «свои» деньги, копеечки на приобретение игрушек и сладостей, однако они не осознают ценность денег, не могут адекватно определить реальную стоимость продуктов и вещей. Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, а также недостаточный уровень познавательной активности, замедленное восприятие, недостатки в развитии моторики, в развитии речи, в развитии личности, в регуляции и саморегуляции поведения свойственны большинству детей с ОВЗ и затрудняют освоение основ финансовой грамотности. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника с ОВЗ к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети с ОВЗ получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.[1] Основной целью финансового просвещения и воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста, является создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников ОВЗ; развитие основ финансовой грамотности дошкольников с ОВЗ посредством разнообразных видов детской деятельности; совершенствование коммуникативных способностей детей; содействие проявлению интереса у детей с ОВЗ к профессиональной деятельности взрослых; развитие умения творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; формирование первичных экономических понятий; обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.), являются важными задачами обучения финансовой грамотности дошкольников с ОВЗ. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, соприкасаются с деньгами, смотрят рекламу, посещают с родителями магазины, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Поэтому, формирование финансовой грамотности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться с 5- 6 лет. В основу работы с дошкольниками с ОВЗ по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательноисследовательскую, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности: — сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Банк», «Поликлиника», «Парикмахерская»), — дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»), — настольно-печатные («Семейный бюджет», «Кому что нужно?», «Магазин», «Откуда пришли деньги?», «Путешествие рубля»), — речевые («Скажи наоборот», «Что лишнее?», «Все профессии важны»). Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности. Интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Юные финансисты» позволяют в игровой форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Ознакомление детей с новым материалом проходит очень увлекательно в ходе игрыпутешествия «Музей монет и купюр разных исторических эпох», экскурсии в банк, рекламное агентство (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий. Работа по экономическому воспитанию дошкольников с ОВЗ невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Результатами формирования основ финансовой грамотности у дошкольников с ОВЗ, является приобретение детьми первичного финансового опыта. Ребята научились устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. Педагоги получили систему работу по формированию финансового опыта детей.
ЛИТЕРАТУРА 1. Аменд, А. Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания//Детский сад от А до Я. 2. Кнышова, Л. В.Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом/Л. В. Кнышова.-М. Просвещение, 1996. 3. Липсиц Игорь, «Удивительные приключения в стране Экономика» Издательство «Вита-Пресс», 2016. 4. Поварницина, Г.П., Киселева Ю.А. «Финансовая грамотность дошкольника»./- Волгоград: Учитель, 2019. 5. Смирнова Наталья, «Финансовая грамотность для детей и подростков» FinAssist, 2012. 6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2021. 7. Морозова, О. В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. 8. Кэтрин Бейтман, «Юный инвестор. Как быть финансово грамотным с детства» Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.