ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблема культуры безопасного поведения человека признается во всем мире. В Республике Беларусь от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают люди, становятся инвалидами, теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому знакомство с основами культуры безопасного поведения должно начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных составляющих воспитания является воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной деятельности и повседневной жизни. В стандарте дошкольного образования выделены основные направления развития детей. Основой реализации служит такая образовательная область, как «Жизнедеятельность» в которой предполагается работа по основам безопасной жизнедеятельности. Безопасность дошкольника обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на улицах города, в общении с другими, в природе, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников учреждений дошкольного образования. Обеспечение безопасного поведения детей в учреждениях дошкольного образования заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях. В соответствии со cтандартом дошкольного образования основой обучения детей дошкольного возраста является игра. Она ведущий вид деятельности в данном возрасте и поэтому знакомство детей с основами культуры безопасного поведения должно проходить в процессе игровой деятельности. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.С.Белов, Е.Я.Гаткин, П.П.Блонский, А.Е.Ковригин, А.В.Петровский, А.В. Попков, И.К.Топоров и др.). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Дж. Андерсона, А. Бандуры, М. Мурани, П.Статмэна. В работах психологов Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, С.А.Елисеева, Т.И.Колесниковой, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой , К.Ю.Белой , Т.В.Загвоздкиной, Л.А.Кондрыкинской, О.Л.Князевой, А.И.Садретдиновой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г.Хромцовой и др. В.Н.Зимониной, Признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования в данных исследованиях не рассматривался. Поэтому в дошкольном образовании указанная проблема является недостаточно изученной, решение ее находится на стыке экологии, культурологии, педагогики и психологии. Раннее и дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасного поведения человека, культуры его здоровья.
Начало формы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.