Формирование основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе у детей с ОВЗ
Научить детей хорошо читать - одна из важнейших задач школы. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения у детей с ОВЗ является целенаправленное управление обучением чтению.
Но научить по-настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка с ОВЗ благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владения эффективными методами и приемами.
I группа трудностей:
Недостатки формирования двигательных навыков чтения.
Низкий уровень понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.
Умение синтезировать смысловые единицы текста.
II группа трудностей:
Формирование когнитивного компонента навыка чтения.
Недостатки в развитии познавательных процессов.
Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);
Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).
Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа по развитию речи обязательно даст плоды.
Это упражнения направленные на:
· развитие четкости произношения
· развитие подвижности речевого аппарата
· создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов
· развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда
· развитие внимания к слову и его частям
· развитие оперативной памяти, устойчивости внимания
· развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух
· развитие восприятия и понимания
· развитие логического мышления
Ниже представлены упражнения, использованные мной на уроках литературного чтения во 2 классе. Работа проводится в начале, либо в середине каждого урока.
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
- Артикуляционная гимнастика
Первый комплекс
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5.Язык широкий.
6.Язык узкий.
7.Чередование положений языка: широкий - узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх - вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.
Основной комплекс
1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.
Упражнения для губ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
- скороговорки
Белые бараны били в барабаны
Берестовое лукошко полно морошки.
Во мраке раки шумят в драке.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Камбала болтала без умолку о белых бакланах и больших баклажанах. И т.д.
- чистоговорки
Ти – ди - ти – мне домой идти.
Ти – ти – ди –за руку его веди.
Те – те – де – рыба водится в воде.
Те – де – те – хорошо читайте.
Ва – фа – ва – в лесу живет сова.
Фы – фы – вы – в саду росли сливы.
Ва – ва – фа – платье новое из шкафа.
Фе – ве – фе – подушка на софе.
- артикуляционная разминка «Лесные рокеры».
https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%8B
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.
Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.
Например:
Вороб_ сидел на ветк_ и чирикал.
Коров_ стоит в пол- и жуё_ трав_
Я иду в школ_.
На стол_ стои_ стакан с водо_.
Упражнения, развивающие устойчивость внимания.
1.Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.
2.Найди определённую букву. Выдаётся любой текст с инструкцией «зачеркни/обведи букву а».
Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.
Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:
Школь ги
маль мо
силь ный
боль ной
паль чик
пись ник
крыль цо
день то
Творческие задания по тексту художественного произведения.
- Прочитайте заголовок. Предположите, о чем идет речь. Кто будет главным героем? Что могло с ним случиться?
- Дайте другой заголовок к тексту, объясните свой выбор. ( после прочтения)
- Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию
В этот момент очень важно тренировать у детей умение отвечать полным ответом. Для этого можно подчёркивать и/или нумеровать опорные слова в вопросе, использование которых потребуется ребёнку.
Какое время года наступило?
Куда пошла2 утка1?
-Придумать новое начало прочитанного текста; придумать новый конец прочитанного текста.
-Иллюстрация к произведению и рассказ по своей иллюстрации
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.