Формирование основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения во 2 класса у детей с ОВЗ
Оценка 4.6

Формирование основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения во 2 класса у детей с ОВЗ

Оценка 4.6
docx
чтение
2 кл
18.04.2021
Формирование основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения во 2 класса у детей с ОВЗ
Ламм Н.В.docx

Формирование основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе у детей с ОВЗ

Научить детей хорошо читать - одна из важнейших задач школы. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения у детей с ОВЗ является целенаправленное управление обучением чтению.

Но научить по-настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка с ОВЗ благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владения эффективными методами и приемами.

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

Низкий уровень понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

Умение синтезировать смысловые единицы текста.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов.

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа по развитию речи обязательно даст плоды.

 

Это упражнения направленные на:

·                                   развитие четкости произношения

·                                   развитие подвижности речевого аппарата

·                                   создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов

·                                   развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда

·                                   развитие внимания к слову и его частям

·                                   развитие оперативной памяти, устойчивости внимания

·                                   развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух

·                                   развитие восприятия и понимания

·           развитие логического мышления

Ниже представлены упражнения, использованные мной на уроках литературного чтения во 2 классе. Работа проводится в начале, либо в середине каждого урока.

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

- Артикуляционная гимнастика

Первый комплекс 

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка: широкий - узкий.

8.Подём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх - вниз.

10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс

1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

Упражнения для губ

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».

«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

- скороговорки

Белые бараны били в барабаны

Берестовое лукошко полно морошки.

Во мраке раки шумят в драке.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Камбала болтала без умолку о белых бакланах и больших баклажанах. И т.д.

- чистоговорки

Ти – ди  - ти – мне домой идти.

Ти – ти – ди –за руку его веди.

Те – те – де – рыба водится в воде.

Те – де – те – хорошо читайте.

 

Ва – фа – ва – в лесу живет сова.

Фы – фы – вы – в саду росли сливы.

Ва – ва – фа – платье новое из шкафа.

Фе – ве – фе – подушка на софе.

- артикуляционная разминка «Лесные рокеры». 

https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%8B

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

 Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

Например:

Вороб_ сидел  на ветк_ и чирикал.

Коров_    стоит   в  пол-  и   жуё_   трав_

Я иду в школ_.

На  стол_   стои_  стакан   с   водо_.

 

Упражнения, развивающие  устойчивость внимания.

1.Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

2.Найди определённую букву. Выдаётся любой текст с инструкцией                                «зачеркни/обведи  букву а».

Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

Школь         ги

маль                мо

силь            ный

боль                     ной

паль            чик

пись                           ник

крыль            цо

день                         то

 

Творческие задания по тексту художественного произведения.

- Прочитайте заголовок. Предположите, о чем идет речь. Кто будет главным героем? Что могло с ним случиться?

- Дайте другой заголовок к тексту, объясните свой выбор.  ( после прочтения)

- Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию

В этот момент очень важно тренировать у детей умение отвечать полным ответом. Для этого можно подчёркивать и/или нумеровать опорные слова в вопросе, использование которых потребуется ребёнку.

Какое время года наступило?

Куда пошла2   утка1?  

-Придумать новое начало прочитанного текста; придумать новый конец прочитанного текста.

-Иллюстрация к произведению и рассказ по своей иллюстрации

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе у детей с

Формирование основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе у детей с

Ниже представлены упражнения, использованные мной на уроках литературного чтения во 2 классе

Ниже представлены упражнения, использованные мной на уроках литературного чтения во 2 классе

Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой

Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой

Коров_ стоит в пол- и жуё_ трав_

Коров_ стоит в пол- и жуё_ трав_
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2021