Формирование первичных представлений детей о малой Родине

  • Документация
  • docx
  • 14.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. В дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое, что является фундаментом для формирования у детей представлений о своей родине, о земле на которой он растет, интереса к национальной культуре своего народа и, культуре других народов.
Иконка файла материала Формирование первичных представлений детей о малой Родине.docx

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Формирование
первичных представлений о малой Родине у детей младшего дошкольного возраста».

Слайд 2. Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. В дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое, что является фундаментом для формирования у детей представлений о своей родине, о земле на которой он растет, интереса к национальной культуре своего народа и, культуре других народов.

Слайд 3. Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.  Ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, поэтому наиболее значимо на первой ступени образования – дошкольном образовании.

Знакомство с малой родиной начинается с младшей группы.  У детей младшего возраста мы развиваем положительное отношение к детскому саду, его общности с домом.   Дети впервые знакомятся с названием своего города. Формируя интерес к малой Родине побуждаем к рассказыванию о том, какие впечатления дети получают от пребывания в парке, сквере и других объектах городской инфраструктуры. Формируя знания о улицах города, расширяются и углубляются знания о малой Родине.

Слайд 4

Основные направления по формированию первичных представлений о малой Родине с детьми младшего дошкольного возраста :«Город в котором я живу», «Моя малая Родина»,  «Мой любимый детский сад». На экране перед вами представлены задачи по этим темам. «Город в котором я живу». Знакомит с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Формировать интерес к малой Родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города, в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

«Моя малая Родина». Познакомить детей с районом в котором они живут. Познакомить с улицей на которой они живут. Развивать представление о доме в котором они живут: Какой дом? Сколько подъездов? Как ты добираешься до квартиры? Что у тебя в квартире? и тд

«Мой любимый детский сад» Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Развивать у детей представление о своей группе: игровой, раздевалке, спальне и тд. Расширять представление о них. Воспитывать бережное отношение к предметному окружению группы. Познакомить с основными «профессиями» детского сада.

Слайд 5. Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе -  что такое город, но их необходимо знакомить с этим понятием. Работа по ознакомлению детей с родным городом проходит вне занятий. Это беседы, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, фотографий. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании.

Слайд 6. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Наше знакомство началось с близ лежащих улиц и домов. Вместе с детьми рассматривали дома, обращая внимание детей на то, что домов много, они разные, расположены на улицах, у каждой улицы есть свое название, у каждого дома и каждой квартиры есть свой номер.

Слайд 7. Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. Необходимо систематически и целенаправленно учить младших дошкольников наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Для закрепления полученных знаний проводятся игры - наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Слайд 8.

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. К своему сожалению родители не ставят своей главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу. С родителями была проведена работа по разъяснению насколько важно учить ребёнка вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям-отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых, то это всё постепенно и основательно водит в социальный опыт ребёнка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Использовались различные формы взаимодействия с родителями: беседы, консультации; материалы папок-передвижек, материалы информационного стенда; личный сайт педагога; выставки совместных работ. Они представлены перед вами.

Слайд 9. Трудности с которыми пришлось столкнуться в формировании первичных представлений о малой родине были в том, что не все дети в группе усвоили разговорную речь. В группе присутствуют дети с особенностями развития. И как уже говорилось, родители уделяют малое внимание этой проблеме.

Слайд 10. Развивающая предметно- пространственная среда представлена перед вами на слайде.

Слайд 11. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Освоили – 19 детей; Частично освоили- 2 ребенка; Перспективы развития- 3 ребенка

Таким образом, беседы, подвижные и дидактические игры, фольклор помогут младшим дошкольникам увидеть красоту родного края, заметить изменения в природе, сформировать интерес и знания о семье, о людях, работающих в детском саду, о родном крае и его достопримечательностях.

Слайд 19. Спасибо за внимание