Формирование произвольного внимания через систему игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Оценка 4.7

Формирование произвольного внимания через систему игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Оценка 4.7
Игры +1
docx
психологическая работа
08.05.2021
Формирование произвольного внимания через систему игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В материале представлены игры и упражнения для дошкольников по формированию произвольного внимания.
Мастер-класс для родителей..docx

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 104 « Гуси-лебеди»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование произвольного внимания  через систему игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

 

 Мастер-класс для родителей.

 

 

 

 

                                                                                                           Педагог-психолог:

                                                                                                            Торутанова С.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2021

 

Цель: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме формирования внимания и внимательности.

Задачи:

1.Способствовать развитию активного интереса родителей к проблемам произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, пониманию важности формирования его для дальнейшего обучения детей.

2.Вооружить родителей играми и упражнениями, которые способствуют формированию произвольного внимания.

3. Систематизировать знания родителей по теме.

Оборудование:

-«Памятки для родителей» по теме;

- дидактические игры для развития произвольного внимания у детей 6 -7лет;

-самотестирование родителей.

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители!  Для начала просмотрите, пожалуйста, памятки, которые лежат перед вами. Там обозначено, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет. Возможно, что-то вас огорчит...   У нас в группе есть дети, которые много информации упускают как раз из-за невнимательности и плохо сформированного внимания. Эта проблема беспокоит в одинаковой степени и родителей, и педагогов, ведь школа уже не за горами. И от внимательности ребенка напрямую будет зависеть его успеваемость в школе.

Внимание — это психический процесс, который  присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах.

Внимание, как процесс, имеет свои свойства:

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может удерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Объем внимания — это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребёнок может воспринять.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно ребёнок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам и случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточенности невелика. Это можно проверить, играя.

Разложите перед ребенком 10-15 предметов. Затем накройте предметы салфеткой. Через 3 секунды опять откройте и закройте. Попросите ребёнка назвать предметы, которые он запомнил.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребёнка с одного объекта деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается н нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Внимание бывает нескольких видов.

*Внешнее внимание - обращённое на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей.

*Внутреннее внимание направлено на собственные мысли и переживания ребёнка. Самим ярким примером этого является ситуация, когда ребёнок, забросив все дела, замирает с отрешённым взглядом.

*Произвольное внимание — это вид внимания, при котором человек ставит перед собой определённую цель- сконцентрироваться на чем-либо.

*Непроизвольное внимание появляется вместе с вопросом «что это такое?», когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным.

*Послепроизвольное внимание - когда занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребёнка.

Поскольку основным видом деятельности детей в саду является игра,  будем решать проблему именно с ее помощью.

 

Описание дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

1.Игра «Выкладывание из палочек».

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (трубочки для коктейлей и т.д.), образец, узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г)4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи ил них точно такой же узор (домик). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

2.«Найди 5 отличий».

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение и внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.

3.Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…» Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать в данном случае зверя.

4.«Зеваки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бубен, проигрыватель для музыкального сопровождения (Э. Жак-Далькроз «Марш»).

Описание. Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Возьмитесь за руки и пойдемте под музыку по кругу. Слушайте сигнал (взрослый бьет в бубен). Услышав сигнал, нужно остановиться, хлопнуть в ладоши 4 раза и, повернувшись кругом (в противопо-ложную сторону), продолжить движение. Совершивший ошибку — «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут из игры, останутся самые внимательные — они победители».

5.Игра « Запретное слово».

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Ведущий задаёт вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:

- Ты спишь в ванной?

- Снег белый?

- Ты умеешь летать?

- Ты был на Луне? И так далее.

6. Игра « Ухо или нос».

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Ведущий последовательно даёт из двух команд: « Ухо» или « Нос». По этой команде группа играющих должна хвататься соответственно за свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: даёт одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другое (хватается за нос). Задача детей - выполнять только то, что говорит ведущий.

7.Игра « Снежный ком».

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё. Затем мяч получает третий участник и так далее. Игра проводится по кругу со всеми участниками.

8.Игра «Слушай звуки!»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками; низкий звук – становится в позу «плакучей ивы»(ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук — становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».

9.Игра «Четыре стихии».

Цель: развитие произвольного внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим»

10.Игра «Животные».

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Детям называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, собака и так далее. Как только услышат определённое слово – обозначающее, например, животное, необходимо хлопнуть в ладоши. Кто ошибается, выбывает из игры.

11.Игра «Кто летает?»

Цель: формирование произвольного внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

12.Игра «Море волнуется»

Цель: формирование произвольного внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»

Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.

13.Игра « Не пропусти профессию».

Цель: развитие произвольного внимания

Описание. Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, ткач, обруч и т. д.

14.Игра «Совушка-сова».

Цель: развитие произвольного внимания, формирование выдержки.

Оборудование: заранее обозначенный круг - «гнездо », шапочка или маска совы.

Описание. В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:

1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

2) вырываться от совушки нельзя;

3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».

Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

15.Игра «Будь внимателен!»

Цель: развитие произвольного внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева: «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» все должны стать детьми. Начинаем играть».

16.Игра «Исключение лишнего».

Цель: развитие мышления, объёма внимания, произвольного внимания.

Оборудование; карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор,

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

 

 

17.Игра «Алфавит».

Цель: развитие произвольного внимания

Описание: Каждому ребёнку нужно присвоить две буквы алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву, ребёнок должен встать и сделать один хлопок. Тот ребёнок, который не услышит свою букву или ошибётся, выбывает из игры.

18.Игра « Шерлок Холмс».

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности.

Описание. Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривают внешний вид своего партнёра и отворачиваются или уходят из комнаты. Партнёр меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.

 

Литература.

 

1. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Питер Пресс, 2009.

2. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: Творческий Центр 2012

3. Шагинов, И.И. Развиваем внимание / И.И. Шагинов. – М.: Мой мир, 2014

4. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова. – СПБ.: Речь, 2012

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «

Цель: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме формирования внимания и внимательности

Цель: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме формирования внимания и внимательности

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов

Необходимо найти все имеющиеся отличия

Необходимо найти все имеющиеся отличия

Описание. Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё

Описание. Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого

В это время сова вылетает на охоту

В это время сова вылетает на охоту

Игра « Шерлок Холмс». Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Игра « Шерлок Холмс». Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021