МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Исследовательская работа
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разработчик – Попова С. В.,
преподаватель филологических дисциплин
г. Николаевск-на-Амуре
2022 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы формирования речевой компетентности у старших дошкольников…………………………………...……………………………….…. 5
1.1 Понятие речевой компетентности в современном образовании…………..... 5
1.2 Проблема формирования речевой компетентности дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………… 7
2 Методика формирования основ речевой компетентности у старших дошкольников……………………………………………………………………... 14
2.1 Особенности формирования речевой деятельности у старших дошкольников……………………………………………………………………... 14
2.2 Приемы формирования точности, выразительности и навыков связной речи как составляющих речевой компетентности………………………………….… 18
Заключение………………………………………………………………………… 22
Список использованных источников …………………………………………..... 24
Приложение………………………………………………………………………... 25
Введение
Актуальность темы исследования. Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении человек может почувствовать и понять себя и других, найти своё место в жизни, стать социально ценной личностью. Коммуникативная компетенция по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности. Дошкольное обучение и воспитание как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире.
Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения. А процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления[1].
Современная дошкольная педагогика опирается на ряд психолого-педагогических исследований таких учёных, как А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Е.В. Коротаева, Н.В. Клюева и других, которые показывают сущность, особенности и значение формирования речевых умений в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, а также выделяют специальные условия для эффективного развития коммуникативных умений у детей.
Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, мы считаем, что проблема формирования речевой компетентности у старших дошкольников является актуальной.
Актуальность выбранной темы определяет цель исследования: изучение процесса формирования речевой компетентности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования речевой компетентности у старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования речевой компетентности у старших дошкольников.
2. Рассмотреть понятие речевой компетентности в современном образовании и проблемы её формирования.
3. Раскрыть методику формирования основ речевой компетентности у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение.
Структура курсовой работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 Теоретические основы формирования речевой компетентности у старших дошкольников
1.1 Понятие речевой компетентности в современном образовании
В педагогике под «компетенцией» понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению, ориентированных на самостоятельное участие личности в образовательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность [6, с. 45].
Таким образом, компетенции имеют отношение к способности человека эффективно реализовать на практике усвоенные в период срока обучения и профессионального развития знаний, навыков и т. д.
Как видно из определений понятия «компетенция», в каждом из них выделяются следующие структуры:
- знание (наличие некоторого объема информации),
- отношение к знанию (принятие, отторжение, игнорирование, трансформация и др.),
- выполнение (реализация знаний на практике).
«Языковая компетентность - сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка». Такое определение состава языковой компетентности было предложено Е. Д. Божович. [2, с. 55]
Понятие речевой компетенции не так давно стало известно в науке, и существуют различия в его определении, но специалистам очевидно, что ее основными компонентами являются следующие:
1 собственно речевые умения: ясно и чётко излагать мысли; убеждать; аргументировать; умение проанализировать высказывание; умение выносить суждения;
2 умения восприятия: умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы и жесты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта);
3 умения взаимодействия в процессе общения: умение проводить беседу, обсуждение, задавать вопросы, сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, управлять своим поведением в общении.
Рассматривая периоды дошкольного развития ребенка, Е.О. Смирнова утверждает, что речевая компетентность – это «умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности»[10, с. 105].
Речевая компетентность ребёнка предусматривает: лексическую, диалогическую, грамматическую, фонетическую, монологическую составляющие [10, с. 130].
Лексическая компетентность подразумевает владение определенным словарным запасом в пределах возрастного периода, целесообразное использование образных выражений, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Её содержательную линию составляет пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). Эти особенности детского словаря позволяют ребенку легко общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания [10, с. 132].
Грамматическая компетентность предполагает правильное использование различных грамматических форм. Это умение является основой для овладения морфологической и синтаксической структурой речи, словообразования. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение обращаться с синтаксическими единицами, чтобы сделать осознанный выбор в конкретных ситуациях общения [10, с. 133].
Фонетическая составляющая компетентностипредпологает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение) [10, с. 133].
Диалогический компонент компетентности обеспечивает формирование диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими. Его содержательная сторона - диалог участников коммуникации – включает понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, делать выводы из сказанного [10, с. 135].
Монологическая компетентностьпредполагает формирование умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельно связные высказывания разных типов на различные темы: рассказать о событиях из личного опыта, содержании сюжетных картин, создать текст по предложенной теме и выбранной самостоятельно (творческое рассказывание историй) [10, с. 136].
Таким образом, языковая компетенция представляет собой знание основных законов функционирования языка и умение пользоваться ими в собственной речи. Формирование речевой компетентности относится к одной из главных образовательных задач, имеющих особую значимость в жизни человека.
1.2 Проблемы формирования речевой компетентности дошкольников в психолого-педагогической литературе
Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
В работах Л.С.Выготского, М.М.Алексеевой, С.Л.Рубинштейна, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Овладение родным языком — одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
По утверждению Л.С.Выготского, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы речевые навыки — речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навыки — это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания [3, с. 24].
Е. Крутий в статье «Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста», анализируя причины затруднения формирования речевой компетентности дошкольников, подчеркивает отсутствие ориентации воспитателей на реализацию развивающих задач обучения. Так, только 9 % опрошенных воспитателей называют целью дошкольного образования речевое развитие ребенка, 4 % — совершенствование его «чувства языка». Автор указывает на недостаточную ориентацию педагогов в понятиях «речевая компетентность», «языковое развитие», «языковая способность», «чувство языка», в лучшем случае они понимают их односторонне, узко, неправильно определяя сущность взаимоотношения обучения родному языку и языкового развития ребенка. Следствием того является отсутствие умения осознанно вести работу по стимулированию языкового развития дошкольников [7, с. 43].
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно [7, с. 55].
А.Н. Гвоздев отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста в области словотворчества. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты [4, с. 63].
Наиболее рельефно детские образования по аналогии, носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоении ребенком словообразовательных суффиксов.
По данным исследования А.Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трех лет усваиваются: суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффикс для обозначения собирательности. Необходимо отметить, что усвоение суффиксов определенной категории происходит не сразу, а растягивается на довольно длительный период. Например, суффиксы действующего лица «-тель» (3 года 9 месяцев), «-арь», «-ун» (5 лет – 5 лет 6 месяцев), «-ух», «-х», «-к», «-ач» (6 лет – 6 лет 6 месяцев); или суффиксы для обозначения детенышей «-ат» (5 лет – 5 лет 6 месяцев), «-енчик», «-ята» (5 лет 6 месяцев – 6 лет), «-онак», «-енак» (6 лет– 6 лет 6 месяцев). Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования [4, с. 94].
Таким образом, самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья», присущего ребенку дошкольного возраста.
Основой, на которой строится усвоение языка, является ориентировка на звуковую форму слова. А.Н. Гвоздев наблюдает появление на пятом году жизни ребенка первых попыток осмыслить значения слов и дать им этимологическое объяснение. Он указывает, что эти попытки производятся ребенком на основе сопоставления одних слов с другими созвучными словами. Это приводит к ошибочным сближениям. Например, слово «город» сближается со словом «горы». То есть, смысловое истолкование следует за звуковым сопоставлением. Достаточная осмысленность речи появляется только в процессе специального обучения [4, с. 130].
Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом, формируется умственное действие [8, с. 65].
К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Тем не менее, даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляют простые предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой [9, с. 70].
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.
К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.
Что касается развития звуковой стороны речи, то к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте.
Проведя исследования, А. В. Детцова предполагает, что задача выделения звука в слове, несмотря на ее трудности, является посильной для ребенка. Она предположила, что неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком не ставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости. Данные исследования А.В. Детцовой показывают, что уже в средней группе детского сада дети могут не только узнавать тот или иной звук в слове, но и самостоятельно выделять звуки. В старшей группе с этой задачей справляются больше половины детей:
- узнавали звуки в начале слова – 95% детей;
- в середине слова – 75% детей;
- самостоятельное выделение звука в начале слова – 95% детей;
- самостоятельное выделение звука в середине слова – 60% детей.
Если даже без специального обучения у старших дошкольников возникает умение выделять отдельные звуки в словах, то при специально организованном обучении дети относительно легко овладевают звуковым анализом слов [5, с. 79].
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок добивается такого уровня постижения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
Растет способность детей к последовательному, образному, точному, связному изложению своих мыслей. С этой целью дети часто прибегают к помощи сложных предложений.
Так, по данным Л.А. Калмыковой, 55% речевых высказываний детей 5–6-летнего возраста имеют форму простых предложений, но уже 45% (около половины) – сложных (из них сложносочиненных с союзами «а», «и», «но» – 21%; сложноподчиненных с подчинительными союзами «что», «когда», «потому что», «чтобы», «где» – 19%; бессоюзных – 5%) [9, с. 260].
О высоком уровне речевой компетентности говорит и то обстоятельство, что дети всё лучше понимают прочитанное или услышанное, отвечают на всё более сложные вопросы по содержанию сказок и стихотворений, умеют их пересказывать, излагать смысл литературных произведений, речи взрослых или сверстников своими словами, применяя как прямую, так и косвенную речь.
Одним из любимых видов речевой деятельности дошкольников, по мнению А.В. Запорожца и А.Г. Хрипковой, является рассказывание. Уже 5-летнему ребенку вполне доступно составление не только рассказов-описаний конкретного предмета или ситуации, но и сочинение самостоятельных, творческих рассказов, а также оригинальных историй и сказок с завершенным сюжетом. Увеличивается объем детских произведений, нередко они состоят из 15–20 предложений.
Нередко старшие дошкольники демонстрируют образцы эмоциональной, образной, выразительной речи. В их речевом арсенале широко представлены средства интонационной выразительности. В зависимости от ситуации, дети говорят грустно, весело, торжественно; владеют повествовательной, вопросительной, повелительной, восклицательной интонациями. Уже с 5 лет более притягательным партнером по общению для ребенка становится не взрослый, а сверстник. По отношению к сверстнику ребенок «применяет самые разнообразные коммуникативные действия: критикует, спорит, навязывает свою волю, требует, приказывает, обманывает, успокаивает, жалеет» [5, с. 96].
И, наконец, старший дошкольный возраст – период начального освоения ребенком диалогической речи, формирования навыков подлинно диалогического взаимодействия. Отметим, что диалогическая речь – совершенно особый и очень сложный вид речи. Специфика его заключается в отсутствии заранее продуманного плана, а также в необходимости «уметь слушать и слышать другого», совместно с партнером, в режиме обмена высказываниями, ставить перед собой общую коммуникативную цель и вместе достигать ее, сопрягать свои усилия для раскрытия обсуждаемой темы, искать средства достижения взаимопонимания, адекватной передачи собственных мыслей. Хотя в старшем дошкольном возрасте инициативные коммуникативные действия ребенка преобладают над ответными, и, конечно же, в глазах ребенка наибольший вес имеют его собственные реплики и высказывания, но в целом общение детей не распадается на цепь плохо согласующихся монологов, строится как диалог в полном смысле этого слова.
Вышеизложенные наблюдения подтверждают значимость педагога в формировании языковой, речевой и коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Именно взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за данное слово, помогают распознавать эмоциональные переживания, осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, устанавливать новые контакты, продуктивно общаться.
2 Методика формирования основ речевой компетентности у старших дошкольников
2.1 Особенности формирования речевой деятельности у старших дошкольников
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: происходит совершенствование её в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
У старших дошкольников появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь [12, с. 156].
Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:
- по исследованиям В. Штерна, дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.
- по исследованиям Смита, дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.
Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития [12, с. 160].
Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности формирования речевой компетентности старших дошкольников:
1 Звуковая культура речи.
Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.
Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.
У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.
Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.
У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).
Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.
2 Грамматический строй речи.
Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.
Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.
Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
3 Лексическая сторона речи.
К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
4 Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.
В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру [11, с. 120].
Таким образом, мы выяснили особенности формирования речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Приемы формирования точности, выразительности и навыков связной речи как составляющих речевой компетентности
Важнейшим условием формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Для совершенствования понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова уместна работа с произведениями фольклора малых форм.
Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:
1 Разбор пословицы или поговорки, который предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;
2 Правильное понимание идеи произведения, значения пословицы, которые дети могут проявить при обсуждении их названий;
3 Когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.
Детей дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.). Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.
Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки, близкие и противоположные по смыслу.
Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи А.С. Бухвостова, А.М. Бородич и другие методисты рекомендуют использовать специфическое упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – труднопроизносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. Новую скороговорку необходимо произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читать ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается).
Параллельно можно организовать работу по развитию у детей навыков речи – рассуждения и речи – описания посредством загадки. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Следуя данной системе, загадывая детям загадки, нужно повторять их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Если ребенок пропускает в своем рассуждении какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это морковь, потому что растет в земле на грядке». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что сделает ответ более доказательным [11, с. 100].
Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы, мы убедимся, что остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. У детей появляется живой интерес, они могут самостоятельно анализировать текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи.
Е.А. Флерина, А.П. Усова, Г. Клименко, Н. Орлова, Н. Гавриш отмечали, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности. Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку.
Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Итак, использование малых жанров фольклора осуществляется совокупностью разнообразных форм, методов и приёмов с целью развития речи детей.
Заключение
Коммуникативные умения рассматривают как сложные, включающие в себя следующие компоненты: владение вербальными и невербальными средствами общения, умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Речевая компетентность относится к группе ключевых задач, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Главная цель формирования речевой компетентности состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями (заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики). Это создаёт предпосылки для успешного обучения в школе, для дальнейшего совершенствования устной речи, обучения письму и чтению, для того, чтобы речь действительно стала не только средством общения, но и средством познания.
Вышеизложенные наблюдения подтверждают значимость педагога в формировании языковой, речевой и коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Именно взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за данное слово, помогают распознавать эмоциональные переживания, осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, устанавливать новые контакты, продуктивно общаться.
Ценно то, что мы уделяем внимание развитию коммуникативно-языковой компетентности вне занятий. Мы включаемся в разговор детей, проявляем заинтересованность, направляем их деятельность. Свободное общение отличается содержательностью, педагогической направленностью, без сухого морализирования. С особым вниманием мы относимся к застенчивым детям, разнообразными путями стараемся проникнуть в душу ребенка, понять его переживания, поведение и найти ключ к разрешению задачи - заслужить доверие ребенка и сделать его активным участником игр и бесед.
Глубоко осознавая неразрывную связь между уровнем развития речи и степенью умственного развития ребенка, его мыслительных качеств, мы рассматриваем этот вопрос в рамках обеспечения общей и психологической готовности к школе, познавательного, творческого и интеллектуального развития ребенка. Наша работа по развитию коммуникативно-языковой компетентности направлена на поиск оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения, на анализ таких форм и методов организации обучения, при которых ребенок может максимально развиться как личность.
Список использованных источников
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. // Российская газета. – 25 ноября 2013 г. - № 265
2 Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. - №1 - 2010.
3 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012.- 508 с.
4 Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 2015. – 154с.
5 Детцова, А. В. Развитие осознания звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста / А.В. Детцова.- М., 2013.
6 Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании / Н.Ф. Ефремова. – Ростов-на-Дону: Аркол, 2014. – 228 с.
7 Крутий, Е. Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и речевого общения детей младшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. / Е. Круцкий Режим доступа: — http://www.kzdeti.com/
8 Карпова, С.Н. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста /С.Н. Карпова - Дошк. воспитание. 2011.- 78с.
9 Калмыкова, Л.А. Детская речь как многомерный феномен / Л.А. Калмыкова - Проблемы онтолингвистики – СПб: Златоуст, 2013. – 208 с.
10 Смирнова, Е.А., Лебедева, С.А., Плисенко, Н.В. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектном дошкольном учреждении / Е.А. Смирнова, С.А. Лебедева, Н.В. Плисенко - Учебно-методические материалы к курсовым работам студентов: Шуя, ШГПИ, 2010 – 150 с.
11 Чуковский, К.И. От двух до пяти: книга для родителей/ К.И.Чуковский. - М.: Педагогика, 2012.- 384с.
12 Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов / К.И. Чуковский - Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование», 2014 – 253 c.
Приложение 1
Игры для формирования грамматического строя речи
1 «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
2 «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая;
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
3 «Какой? Какая? Какое?»
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
4 «Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Приложение 2
Игры для формирования коммуникативных навыков
1. «Здравствуй, я котик!»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например, «Здравствуй, котеночек, я Сашенька». Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
2. «Я не упаду»
Цель: формировать у детей доверие к окружающим.
На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку) примерно двухметровой длины, так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая фигура. Один ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами (пяточка одной ноги касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, способствующие его передвижению по канату («шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п.). Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь — с начала до конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети.
3. «Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
4. «Кто пришел к нам в гости?»
Цели: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.
«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.
5. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
Приложение 3
Памятка для родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников
Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
3. Будьте терпеливы.
4. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
5. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
6. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
7. Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
8. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
9. Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
10. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
11. Поощряйте любопытство.
12. Не скупитесь на похвалу.
Приложение 4
Конспект НОД «Уроки вежливости»
Цель: формировать навыки вежливого общения старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.
Развивающие: развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей.
Воспитательные: воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей.
Предварительная работа: учить стихи и правила из книги Л. Яхнина «Энциклопедия вежливости», беседы, разучивание сценки «Разрешите, пожалуйста», учим песню «Вежливый вальс», разыгрывание игровых ситуаций.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы (формирование интереса и потребности в чтении); коммуникация (развитие свободного общения с взрослыми и детьми, практическое овладение нормами речи: формирование словаря); познание (расширение кругозора); социализация (Театрализованные игры, приобщение к элементарным общепринятым моральным нормам).
Ход НОД
Часть Методы, приемы |
Деятельностьпедагога |
Деятельностьдетей |
Вводная Беседа Вопросы |
Ребята, какие вежливые слова вы знаете? А знаете ли Вы, когда их надо говорить и всегда ли Вы это делаете? Сегодня мы проведем урок вежливости. |
Спасибо, пожалуйста… |
Основная Беседа
Игровой прием
Игровой прием
Рассказ Беседа
Рассказ Практическая ситуация
Беседа Вопросы
Рассказ Инсценированик
|
Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит? Это значит: будьте здоровы - так люди, встречаясь, желали друг другу здоровья.
Поиграем в игру: «Пропущенное слово». 1. Я надел очки и ласты И в подводный мир нырнул. Карасю сказал я «Здравствуй! » Но уплыл молчун глазастый, Лишь в ответ хвостом вильнул.
2. Мы по улице шагаем, Отбиваем четко шаг. Генерала повстречаем, Гаркнем: «Здравия желаем! » Так, что звон стоит в ушах.
3. Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома- Не стесняйся не лукавствуй, А скажи погромче«Здравствуй! »
А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово «Привет! » Игра - драматизация. Вылез крот на белый свет И сказал ежу: «Привет, не видались столько лет. Передай жене Привет. А теперь прощай. Привет! И крота уж нет как нет. Вот еще одно вежливое слово «ПОЖАЛУЙСТА». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.
Пожалуйста - это вежливая просьба, которая поможет вам, Дети, получить желаемое. Со словом «пожалуйста» вы можете обратиться к другу, сестре, маме, папе, близкому человеку, взрослому. Слово «пожалуйста» нужно произносить негромко. Давайте попробуем. Возьмите зеркальце и спокойно, негромко произнесите «пожалуйста».
Игровая ситуация «Разрешите, пожалуйста». Сегодня папа вернулся из командировки Федя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним - Аня. Папа подает Ане фотографии, Аня аккуратно вставляет их в альбом. Федя подбегает к Ане, отталкивает ее и выхватывает фотографии: «- А ну дай мне! Мои фотографии». Папа рассердился и строго сказал сыну: «Сначала научись вежливо просить, а потом приходи! Федя пошел к дедушке. - Дедушка, научи меня просить. - Нет ничего проще, - ответил дедушка. – Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть фотографии. Федя: - Вот еще нежности! Никогда! Пусть раньше вырастет борода, Чем буду я кланяться этой девчонке! Уж лучше я постою в сторонке…
Ребята, как Вы думаете, разрешили ли Феде посмотреть фотографии? Почему? А что значит вежливо просить? Давайте попробуем повторить за дедушкой несколько вежливых слов.
Давным - давно, в древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси Вас бог! » и эти слова превратились в короткое_ «спасибо». Есть такая пословица: «Своего спасибо не жалей». Давайте вместе с вами повторим это правило.
Слова «Извините, Простите! » надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятности.
До свидания! » Этим словом люди прощаются друг с другом. Еще можно попрощаться: «До скорого свидания! Довстречи! Пожелатьдоброгопути!» |
Отвечают.
Играют.
Дети в масках ежа, крота драматизируют стихотворение.
Правило для воспитанных детей: Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста и сказать:«Пожалуйста»
Слушают рассказ воспитателя, анализируют услышанное.
Нет.
Вежливо не попросил.
Повторяют. Дети исполняют «Вежливый вальс» Музыка: А. Захарова Слова: Л. Рыжова (см. книга Богуславская «Веселый этикет».) 1. То жара на планете, то вьюга, Только вместе нас не испугать. Мы поближе узнаем друг друга И друг друга начнем уважать. 2. Сердце бьется то громче, то тише, Но любому всегда и везде Так приятно спасибо услышать И пожалуйста, молвить в ответ. Ребенок: - Если словом или делом Вам помог кто- либо, Не стесняйтесь! Громко, смело говорить : «Спасибо! » Театр на фланелеграфе. Порвал Воробей паутинные нити. Чирикнул смущенно: «Ну, извините! » Паук рассердился: «Ну, извините! Испортили сети – муху несите! ». Если Вы кого-то обидели случайно Или наступили на ногу нечаянно, Только не молчите, только не мычите, Долго не тяните, скажите: «Извините».
|
Заключительная Беседа Вопросы |
О каких словах вежливости мы сегодня разговаривали? Чтоониозначают? |
Отвечают. |
Приложение 5
НОД по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Волшебное путешествие»
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.
Задачи:
1. Повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
2. Развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;
3. Развить речь, творческое мышление;
4. Сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;
5. Воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 5 табличек с названиями островов: « Остров кривых зеркал», «Заколдованный остров», «Остров Великанов», «Остров Попугаев», «Остров Злого Волшебника». К каждой табличке прикреплено задание, черное полотно из бумаги, зеркала
Ход НОД :
- Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.
Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.
Примечание. В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.
- Ой, дружным и добрым ребятам. Здесь написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!»
Ребята, как вы думаете, это нам написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?.
Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?
- Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров кривых зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.
Остров кривых зеркал
Инструкция: воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.
Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой – упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».
Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.
- Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к «Заколдованному острову»).
«Заколдованный остров»
- Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут злые сказочные персонажи. (вспомнить имена)Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо их развеселить!
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).
А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он 2передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.
А теперь, давайте возьмем по шарику и нарисуем улыбающиеся лица
- Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит «шум ветра». Дети «летят» к острову Попугаев).
«Остров Попугаев»
Цель: развить уверенность в себе.
- Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.
Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.
- Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!
Релаксация
Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.
- Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.
Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.
- Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Еще раз... И еще раз... вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь... Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.
Примечание. Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.
- И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злого Волшебника. и его друзей. Нам надо их спасти.
- Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.
Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете".
Примечание. На столе черное полотно из бумаги
Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер мира , чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?
Рефлексия «Ковер мира»
Инструкция. Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона по заранее написанному слову «Добро»
- Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер мира Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.
Примечание. Звучит запись голосов Буратино и его друзей. Они благодарят детей за помощь.
- Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!». Несмотря на то что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.