Формирование регулятивных базовых учебных действий на уроках столярного дела

  • Педсоветы
  • doc
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КИСЕЛЬ С.С. регулятивные УУД.doc

Формирование регулятивных УУД на уроках столярного дела.

 

    Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности, т.е. для успешной социализации выпускников.

Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно.

        Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, у учащихся необходимо формировать регулятивные универсальные учебные действия. К ним в первую очередь следует отнести:

¨  Умение формулировать  цель деятельности.

¨  Умение планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозировать.

¨  Умение находить наиболее рациональные способы выполнения задания.

¨  Умение работать по образцу, по алгоритму.

¨  Умение  осуществлять самоконтроль, самооценку

Значительные затруднения умственно отсталые школьники испытывают при самостоятельном планировании предстоящей работы. Это обусловлено следующим:

  • своеобразием познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления;
  • недостаточным умением детей ориентироваться в задании: учащиеся часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними;
  • трудностями, которые они испытывают при определении условий выполнения задания, в частности, не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих уроках труда;
  • особенностями высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта, которые вызывают значительные трудности при выполнении практического задания, представленного в виде словесной инструкции.

В процессе обучения планированию предстоящей работы школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо решить следующие задачи:

  • обучение самостоятельной разработке программы действий (алгоритма предстоящей работы);
  • обучение детей технологическим приёмам, необходимым для выполнения работы; формирование обобщённых умений планировать, контролировать, корригировать действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действуя в соответствии с инструкцией;
  • развитие наглядно-образного мышления, направленного на осознание цели и условий деятельности.

Для успешного решения этих задач важную роль играют наглядные пособия, особенно значимую помощь оказывают предметные, технологические и инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников.

Формирование умения планировать, строить алгоритм деятельности

  • Составление пооперационного плана работы на доске
  • Восстановление последовательности выполнения операций

Формирование умения работать по образцу, по алгоритму

¨  Технологические карты

¨  Предметные карты

Использование предметных и технологических карт  на уроках трудового обучения помогает детям устанавливать наиболее логическую последовательность изготовления объекта, и это пособие оказывает учащимся помощь при практическом выполнении задания: учит отбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять в работе нужные правила, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия; использование карты способствует успешному выполнению задания, что создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность в работе.

Формирование умения осуществлять самоконтроль, самооценку

¨  Использование карточек для работы с правилами ТБ

¨  Критерии оценивания изделия

 

В результате  применения на уроках трудового обучения такого рода наглядности создаются благоприятные условия для воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью умения применять её как средство помощи и самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также