Формирование системы управления единого государства при Иване III
Оценка 4.6

Формирование системы управления единого государства при Иване III

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
07.11.2024
Формирование системы управления единого государства при Иване III
Разработка урока истории в 6 классе. Паспорт и технологическая карта урока
Формирование системы управления единого государства при Иване III.docx

ПАСПОРТ УРОКА

Тема урока

Формирование системы управления единого государства при Иване III

Образовательная цель

Познакомить учащихся с системой органов управления российским государством, символикой  государства, подвести учащихся к пониманию того, что именно в правление Ивана III начинают закладываться основы российского государства и укрепляется великокняжеская власть.    

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

- научиться составлять схему органов государственной власти России

- уметь называть органы государственной власти и их функции

- делать выводы о политическом смысле смысл женитьбы великого князя Московского на византийской принцессе

- определять и объяснять с опорой на фактический материал своё отношение к событиям и  к достижениям личностей  Ивана III, Софьи Палеолог

- составлять суждения, характеризующие существенные признаки события(явления) на основе 2-3 предложенных понятий

- уметь называть символы государственной и великокняжеской власти

- объяснять смысл изученных исторических терминов

Метапредметные результаты (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД):

Регулятивные:

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов, гарантированность достижения желаемых результатов;

- развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки.

Познавательные:

- демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Ивана III

- формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.);

- демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала;

- уметь анализировать и давать оценку представленным точкам зрения;

- проявлять способность к широкому переносу событий и явлений на современную почву.

Коммуникативные:

- совершенствовать умения работы в группах, парах;

- формирование способности излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства.

 

Функциональная грамотность

·         Формировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

·         Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

·         Понимать фактологическую информацию  (сюжет, последовательность событий идр.)

·         Выявлять связь между прочитанным и реальностью.

Личностные:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории России и культуре;

- уважение к символам России, историческому наследию и памятникам..

Программное содержание

Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «История для 5-9 классов образовательных организаций».

УМК

Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. П.С. Стефанович, А.Я. Токарев. История России.  6 класс. В 2ч.; под редакцией А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2019

 

План урока

(структура)

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.1. Мотивирование на учебную деятельность

1.2. Актуализация опорных знаний

1.3. Целеполагание

2. Освоение нового материала

2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

2.2. Проверка первичного усвоения

3. Применение изученного материала

3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуация

3.2. Систематизация знаний и умений

4.  Подведение итогов, домашнее задание

4.1.Рефлексия

4.2.Домашнее задание

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

Форма урока (выбрать необходимое или указать иное):

комбинированный урок

Методы/технологии

индивидуальная работа, фронтальная работа, работа  в парах, тематическое  обсуждение, использование информационно-компьютерных технологий.

Контролируемые элементы содержания

Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единым государством. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика, титул и регалии.

Ключевые слова

государь всея Руси, герб, скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская Дума, дворец, казна, воевода-наместник, Судебник, кормление, местничество.

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

1.      Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.1.Мотивирование на учебную деятельность

Сегодня на уроке мы продолжим изучать Московское княжество во второй половине 15 века.

На уроках обществознания мы говорили о устройстве нашего государства в 21 веке. Давайте вспомним.

Перед выполнением задания проведите с учащимися небольшую беседу, направленную на формирование правовой грамотности и решение задач гражданско-патриотического воспитания.

 

Фронтальная работа

•          Как называется Основной закон нашего государства?

•          Когда он был принят?

•          Какое полное официальное название носит наше государство?

·         Какой город является столицей нашего государства?

·         Что такое преамбула Конституции?

·         Ознакомьте их со значением понятия «преамбула». (При необходимости прокомментируйте его.)

Словарь

Преамбула — это вступительная часть нормативного акта; содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

ЗАДАНИЕ для обучающихся.  Прочитай внимательно текст преамбулы к Основному закону нашего государства — Конституции Российской Федерации. 

   Предложите выполнить задание. (см. Рабочий лист)

·  Какие официальные названия нашего государства упоминаются в тексте преамбулы?

·         Как ты думаешь, как и когда появилось название «Россия»?

·         Преамбула Конституции Российской Федерации
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равно-правия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополу-чие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

Кто и когда положил начало формированию законодательства единого Московского государства

 

 

1. 3. Целеполагание

После обсуждения ответов на вопрос предложите учащимся сформулировать познавательную задачу

узнать, как и когда появилось название «Россия».

 

 

Изучив тему,  вы узнаете

·         Как назывались государственные символы и великокняжеские регалии

·          как управлялось наше государство в 15 веке

·         новые понятия кормление, местничество

·         как назывался новый свод законов единого государства

2.      Освоение нового материала

2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Обратите внимание учащихся на вопросы, ответить на которые они должны будут после     просмотра видеоролика и коллективного обсуждения будут в паре

•          В чем состоял политический смысл женитьбы великого князя Московского на византийской принцессе?

•          Почему и с какой целью в государственной символике Иван III использовал  византийские традиции?

Предложите учащимся посмотреть видеолекцию.(  https://m.edsoo.ru/8a184358).                                                                                                                                  

  Определите время на обсуждение в парах. Выслушайте ответы.

Фронтальная беседа.  В предложите учащимся сделать вывод, ответив на вопросы:

·         Почему брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог стал политическим событием европейского  значения?  с 91 2-ой  абзац

БЕСЕДА

Ребята, вспомните какие признаки государства, мы называли на уроках обществознания?

Прочитайте  текст учебника С. 93 и ответьте на вопрос

·         Как назывался первый свод законов единого государства?

·         В чем особенности Судебника 1497 года, какие важные изменения закреплялись в нём?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проверка первичного усвоения

Индивидуальная работа. Ознакомьте учащихся с заданием. При необходимости прокомментируйте его. Обращаю внимание на то, что после прочтения текста им предстоит установить соответствие новых понятий, использованных в тексте статьи, определениям. Сообщите учащимся критерии оценивания результатов работы за каждое правильное соответствие 1 балл.

 

 

     

 

                   

                  Понятие

                   

                  Определение

 

1

Кормление

1

Система содержания должностных лиц за счёт местного населения

 

2

Местничество

2

Свод законов единого государства

 

3

Боярская дума

3

Система назначения на должность в зависимости от знатности рода

 

4

Дворец

4

Совещательный орган при великом князе.

 

5

Казна

5

Общегосударственный орган, ведал личными землями великого князя

 

6

Судебник

6

Общегосударственный орган, отвечал за казну и государственную печать

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОМОПРОВЕРКА

3.      Применение изученного материала

3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуация

РАБОТА СО СХЕМОЙ

После выполнения задания и проверки ответов предложите ученикам заполнить пустые ячейки схемы, используя информацию из текста статьи.

Заполнение ячеек схемы может быть результатом коллективного обсуждения.)

Фронтальный работа.

Предложите учащимся сделать вывод, ответив на вопросы:

·         Как изменилось управление государством при Иване III?

·         Какие последствия могла иметь такая организация управления государством?

3.2. Систематизация знаний и умений

Работа с иллюстрациями.

Фронтальная работа

Вопросы:

·         Внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите, какие явления политической жизни периода 15-нач. 16 веков они отражают, как вы это определили?

·         Каковы по вашему мнению, главные недостатки местничества?

 

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/84/Tsar_boyar_duma.jpg

 

4. Подведение итогов, домашнее задание

4.1 Рефлексия (Обсуждение с детьми насколько понравилось это задание, легко ли его было выполнять)

 

Деятельность учителя:

-Итак, вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?

-Сегодня я узнал

-Мне было интересно

-Мне было трудно

-Я доволен собой

Вы сегодня отлично поработали! Все большие молодцы!

 

4.2. Домашнее задание

С. 89-95

•          Вопросы и задания для работы с текстом параграфа  С. 94 вопрос №5,6

Дополнительный материал

•          С. 94-95  Изучаем документ

На выбор

•          С. 95 «Думаем, сравниваем, размышляем» задание №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИ________________


Рабочий лист  «Формирование системы управления единого государства при Иване III»

СЛОВАРЬ
Преамбула
— это вступительная часть нормативного акта; содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции.

Работа с Конституцией

Преамбула Конституции Российской Федерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

       Какие официальные названия нашего государства упоминаются в тексте преамбулы?

       Как ты думаешь, как и когда появилось название «Россия»?

       Кто и когда положил начало формированию законодательства единого Московского государства?

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст статьи. Обратите внимание на слова выделенные жирным шрифтом.

                 

                Понятие

                 

                Определение

1

Кормление

1

Система содержания должностных лиц за счёт местного населения

2

Местничество

2

Свод законов единого государства

3

Боярская дума

3

Система назначения на должность в зависимости от знатности рода

4

Дворец

4

Совещательный орган при великом князе.

5

Казна

5

Общегосударственный орган, ведал личными землями великого князя

6

Судебник

6

Общегосударственный орган, отвечал за казну и государственную печать

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Работа с схемой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

ПАСПОРТ УРОКА Тема урока

ПАСПОРТ УРОКА Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Технологическая карта урока 1

Технологическая карта урока 1

Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний

Освоение нового материала 2

Освоение нового материала 2

Проверка первичного усвоения

Проверка первичного усвоения

После выполнения задания и проверки ответов предложите ученикам заполнить пустые ячейки схемы, используя информацию из текста статьи

После выполнения задания и проверки ответов предложите ученикам заполнить пустые ячейки схемы, используя информацию из текста статьи

Фронтальная работа Вопросы: ·

Фронтальная работа Вопросы: ·

ФИ________________ Рабочий лист «Формирование системы управления единого государства при

ФИ________________ Рабочий лист «Формирование системы управления единого государства при

Понятие

Понятие

Формирование системы управления единого государства при Иване III

Формирование системы управления единого государства при Иване III
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2024