Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок как моя педагогическая инновация
Оценка 4.6

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок как моя педагогическая инновация

Оценка 4.6
Документация +2
pdf
дефектология
Детсад—7 кл
11.05.2021
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок как моя педагогическая инновация
Данный материал будет полезен: логопедам, дефектологам, методистам ДОУ.
швенк логосказка публикация.pdf

Швенк Екатерина Валерьевна, МБДОУ – детский сад «Лучик» п. Садовый

Новосибирского района Новосибирской области

Аннотация

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию логосказок для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщения их к русской народной культуре.

Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам и родителям, поскольку разработанная и описанная авторская методика, на наш взгляд, является  достаточно универсальной, так как содержит примеры логосказок.

 

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок как моя педагогическая инновация Речь — это даже не диалог,  а пьеса для оркестра,  потому что безмолвные  слушатели говорят  одновременно с тобой.  И их надо уметь слушать. 

Курт Тухольский Актуальность     данной       проблемы   обусловлена        необходимостью использования логосказок в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием и приобщение их к русской народной культуре, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогов к их использованию и низкой эффективностью прежних форм работы с детьми, с другой.

Новизна обусловлена созданием системы занятий по развитию  связной речи с использованием логосказок   для детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель: обобщение опыта по использованию логосказок, направленных на формирование связной речи старших дошкольников с ОНР и приобщение их к русской народной культуре.

Данная цель может быть реализована путем решения следующих задач:

-   проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;

-   проанализировать особенности связной речи у дошкольников с ОНР; - описать собственную систему использования логосказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В данной методической разработке представлен опыт использования логосказок, направленных на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поскольку логосказки являются основой формирования связной речи.

 

1. Особенности связной речи у дошкольников с ОНР

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза.

Формирование связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Эту проблему широко освещают и исследуют в своих работах В.П. Глухов и В.К. Воробьева.

Дошкольникам с ОНР особенно тяжело даются умения создавать  замысел связного высказывания с опорой и без опоры на исходный зачин. Так, по экспериментальным данным, В.К. Воробьева выделяет четыре уровня особенностей связного высказывания:

I   - уровень «псевдосообщений»;

II                  - уровень продолжения на основе второстепенных смыслов; III - уровень краткого завершения начала рассказа; IV -  уровень развития замысла зачина.

Наряду с этим наблюдаются отказы от выполнения задания.

К I уровню В.К. Воробьева относит ответы, представляющие набор высказываний, не объединенных темой зачина, а соответствующих по замыслу широкой предметно-тематической области содержания начала рассказа. Такие ответы она квалифицирует как «псевдосообшения», не имеющие прочного единого замысла. Суть этих «псевдосообщений» состоит в том, что ребенок, услышав задание, отвечает на него рядом стереотипных предложений из ранее усвоенного материала или фразами, часто употребляющимися в обиходной речи.

В процессе выполнения задания у детей возникают побочные ассоциации, которые становятся ведущими, доминирующими для последующего развития сюжета. 

Дети не проявляют интереса к заданию, невнимательно слушают инструкцию и начало рассказа, мотив экспериментатора принимается не сразу, приходится дополнительно стимулировать детей, повторяя инструкцию несколько раз. Даже включение их в игровую проблемную ситуацию не приносит желаемых результатов.

Собственная речь  монотонна, неэмоциональна, в ней возникают длительные паузы, персеверации сказанного. Для них представляется трудным процесс декодирования даже небольшого отрывка текста, выделение в нем главного смысла, ключевого слова, в соответствии с которым должно быть построено продолжение рассказа.

Ко II уровню В.К. Воробьева относит такие продолжения зачина, которые мотивированы не основной его темой, а второстепенными смыслами, несущественными для развития сюжета рассказа, что и позволяет квалифицировать их как неадекватные. Такую речевую продукцию мы встречаем у одной трети учащихся с общим недоразвитием речи. 

Речевое поведение этих детей в отличие от поведения детей, ответы которых отнесены к I уровню, характеризуется большим интересом к заданию, эмоциональным настроем, принятием мотива экспериментатора.

Вместе с тем нельзя не отметить несобранность детей, несформированность установки на полное восприятие речи другого человека, что проявляется в стремлении начать работу, не дослушав до конца начало рассказа. 

К III уровню В.К. Воробьева относит такие продолжения, в которых тема, заданная в зачине, не развивается, а только адекватно завершается. Эти продолжения минимальны по своему объему и равны одному-двум предложениям. Характеризуя речевое поведение детей этой группы, довольно многочисленной среди детей с общим недоразвитием речи, автор отмечает, что они сразу включались в выполнение задания.

В речевой продукции этого уровня можно проследить наметившуюся тенденцию к смысловому согласованию заданного начала текста и его адекватного продолжения. Например, продолжение начала рассказа «Случай на реке»: «...Он потянул за леску и упал в воду, а его друг его вытащил».

Именно стремлением реализовать эту тенденцию и объясняется небольшой объем высказываний.

К IV уровню отнесена речевая продукция, в основу которой лег замысел, адекватный основной теме зачина. Ответы детей характеризуются единством внутреннего плана изложения, умением развить предложенный замысел. Цельность сообщения обеспечивается возможностью смыслового согласования начала и продолжения сообщения. Ответы этого уровня немногочисленны, их объем незначителен:

Анализируя это речевое сообщение с точки зрения прогнозирующей функции замысла, проявляющейся в отборе определенного количества подтем для развития идеи, отмечаем бедность мысли, свойственную детям: они не находят самостоятельного решения для развития предложенной ситуации, а, как правило, воспроизводят мысль, уже прозвучавшую в зачине. Различна и степень развернутости замысла, различно и речевое поведение детей. Одни активно начинают работать, в то время как другие долго включаются в работу, часто обращаясь к экспериментатору с уточнением того, о чем дальше рассказывать. Сам процесс рассказывания сопровождается длительными паузами.

На основании вышесказанного можно говорить о том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей в овладении умением развивать предложенную тему. Качественный анализ позволяет выделить различные степени овладения таким умением: от полной неспособности адекватно развивать замысел, заложенный в зачине, до наметившейся тенденции сделать это адекватно. Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено.

 

2. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок

К старшему дошкольному возрасту  в психическом развитии ребёнка происходят существенные изменения, связанные с:

-     развитием целого ряда психических процессов (память, внимание, мышление, воображение);

-     достаточно высокой степенью овладения речью;

-     накоплением определённого запаса представлений о мире.

Благодаря этому, ребёнок с нормой имеет возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, мысленно перешагнуть через границу ближайшего окружения и вдруг увидеть и понять, что мир, оказывается, значительно шире, разнообразнее, чем ему казалось раньше.

Дошкольники с речевой патологией испытывают большие трудности в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.

Формирование связной речи занимает важное место в общей системе коррекционной работы и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая низкую активность дошкольников с речевой патологией, их утомляемость, недостаточную переключаемость, педагог при построении занятий подбирает соответствующий речевой материал, создает ситуации, стимулирующие потребность в речевых высказываниях.

 

3.     Роль взрослого при использовании логосказок в образовательном процессе

При использовании логосказок в образовательном процессе педагогу необходимо обладать артистизмом, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку ребенку, создавать положительную обстановку. Нужно вовремя удивиться или огорчиться, заинтересовать, чтоб ребенок поверил, и у него возникло желание  помогать героям сказки. Только радость от успеха, увлеченность и желание ведут к положительному результату. И только в этом случае логосказка будет полезна и для ребенка и для педагога, который запланировал определенные цели и выполняет следующие функции:

-     педагог создает все необходимые условия;

-     при необходимости педагог оказывает необходимую помощь ребенку и

управляет логосказкой, подводя ребенка (детей) к заданной цели; - педагог при необходимости принимает позицию «равного партнера»; - педагог плавно осуществляет переход от игровой деятельности к познавательной;

-     педагог  за основу логосказки использует познавательную деятельность; - с помощью логосказок педагог расширяет кругозор ребенка (активизирует активный и пассивный словарь, закрепляет лексико – грамматические категории, развивает связную речь ребенка от простых конструкций к более сложным, совершенствует артикуляционную, мелкую и общую моторику ребенка;

-     принимает ребенка таким, какой он есть, учитывает и подчеркивает все индивидуальные способности;

 

4.     Критерии эффективности использования логосказок  Эффективность использования логосказок определяется: 

-     повышением  уровня познавательной активности детей, 

-     формированием связной речи,

-     проявлением интереса к русской народной культуре (сказкам, загадкам, скороговоркам, чистоговоркам…) и др.

5.     Авторский          конспект   непосредственно         образовательной деятельности по теме:  «Путешествие по мотивам сказки «Колобок» (Дикие животные)

Продемонстрируем свой опыт работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок  на примере конкретного занятия. 

Цель: Развитие связной речи.  Задачи: 

1.                 Коррекционно–образовательные: закреплять умение употреблять в связной речи          простые      предлоги    в,       на,     у,       закрепить   умение       употреблять существительные          с        уменьшительно- ласкательными    суффиксами, закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов. 

2.                 Коррекционно-развивающие: - развивать память, мышление, воображение, эмоциональные состояния, мелкую и общую моторику. 

3.                 Коррекционно-воспитательные: - любовь к природе, чувство сострадания, жалости, взаимовыручки, взаимопомощи 

Оборудование: кукольный театр, домик, Колобок, мягкие игрушки заяц, медведь, мольберт, предметные картинки с изображениями животных и их детенышей, жилища животных, веревочка, пластилин, клубок, пеньки, елки, ширма. 

 Ход занятия:

 1 Организационный момент:

-   Ребята, у нас в сегодня гости, поздоровайтесь! 

-   Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказку «Колобок», ой а дед с бабой почему-то грустные. Как вы думаете почему? Кого не хватает? 

 (Колобка) 

-   А какие они грустные давайте покажем (брови опустили, руки опустили, плечи, уголки губ) вот как грустно! Как же помочь дедушке с бабушкой, чтобы они стали веселыми?   (Найти Колобка) 

-   Отправимся за колобком? 

-   А у бабушки есть вот такой волшебный клубок он нам дорогу и покажет!   (качу, клубок к ширме, подбегаем)   2. Работа над темой:

 Медведь:- Чего шумите у меня в лесу? 

-   Мишенька, мы колобка ищем, ты его не встречал? 

 М:- Встречал, скажу куда он покатился, если поиграете со мной! 

-   А во что ты любишь играть? 

 М:- В прятки! Я буду прятаться, а вы говорить где я! 

-   Ребята, поиграем с медведем? Ну мишенька прячься! 

 М:- Раз, два, три – ищи! 

 (Дети говорят где медведь – Медведь на полу, -на столе, -на голове, -на полке) 

 М:- Вот молодцы! Так хорошо и весело со мной поиграли. 

-   А какое маленькое слово нам помогало играть с медведем? (– на-)   А колобок ваш вон туда по дорожке покатился. 

-   Спасибо Миша! 

 (Проходим по дорожке) 

-   Тише! Вы ничего не слышали? 

-   Давайте послушаем, я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать кто что услышит? (Плач)   - Кто что слышал? 

-   А как вы думаете, кто это плакал? (зайка на пеньке)   - Что ты зайка плачешь? 

 Заяц:- я перепутал всех животных и теперь не знаю, где моя мама. 

-   Ребята, а вы знаете у кого, чья мама? Поможем зайчику? Возьмите картинки. 

-   Кто у тебя? У тебя лисенок, у кого он детеныш? 

 (У лисы) 

-   Кто у тебя? У тебя медвежонок, у кого он детеныш? 

 (У медведицы) 

-   Кто у тебя? У тебя волчонок, у кого он детеныш? 

 (У волчицы) 

-   Кто у тебя? У тебя зайчонок, у кого он детеныш? 

 (У зайчихи) 

 -Какое маленькое слово нам помогло? (-у-) 

 Заяц:- Вот спасибо, вы мне помогли, и я вам помогу, вы ведь Колобка ищете? Он вон туда покатился к старому пню! 

-   Спасибо зайчик! 

 Релаксация:

 (Подходим к пню) 

-   Ребята, я так устала, мы с вами торопимся и не слышим звуков леса, ложитесь, немного отдохнем, послушаем звуки леса! 

 (играет музыка, глаза закрываем, руки и ноги расслабляем, лежим спокойно, вдох через нос, выдох через рот) 

 -Отдохнули! Отправляемся дальше? 

 Лиса:- Кто это здесь отдыхает на моей поляне? 

-   Кто здесь? (Это лиса) 

 Лиса:- Да, это я. Я такая хитрая, такая умная, вот что я сделала! (показывает на мольберт) Теперь никто не догадается, кто, где живет! 

-   А мы знаем! (знаем) 

-   Для каждого животного найдите домик кто где живет

 Где живет волк? (волк живет в логове) 

 Лиса? (лиса живет в норе) 

 Заяц? (заяц живет в лесу) 

 Медведь? (медведь живет в берлоге)

Белка? (белка живет в дупле)

Бобр? (бобры живут на реках в хатках) 

 Лиса:- А знаете, какое маленькое слово вам помогало? (-в-)   - Вы молодцы! А в лесу что делаете? 

-   Мы Колобка ищем, ты его не встречала? 

 Лиса:- Видела, вон туда он покатился!   (Подходим к веревочке) 

 Волк:- Ни пущу вас дальше! 

-   Уважаемый волк пропустите нас, пожалуйста, мы Колобка ищем! 

 Волк:- Пропущу, если вы на мои вопросы ответите! 

-   Ну что, ребята будем отвечать! Спрашивай, у нас дети все знают! 

 Волк:- У кого в лесу самые длинные уши?   (Самые длинные уши у зайца.)   - У кого рыжая шерсть? 

 (Рыжая шерсть у лисы и у белки.)   - У кого лапы косолапые? 

 (У медведя лапы косолапые.) 

 Правда, почти все знаете, но кое- что еще надо вам узнать в детском саду, ладно пропущу вас, проходите! А Колобок ваш давно домой покатился!   -Ребята, а какие маленькие слова снова нам помогли -на-, -у-, или –в-? (-у-) 

 (Подходим к дому Бабушка, дед и Колобок) 

 -А вот и Колобок! Нашли мы Колобка? (Нашли) 

-   Посмотрите и дед с бабкой веселые стали! Какие они веселые? Покажите! 

 (плечи прямые, спины прямые, уголки губ подняли и улыбнулись) Вот какие!   3. Итог занятия:

-   Ребята, кто нам помогал искать Колобка? А какие маленькие слова? 

 Мелкая моторика:

 -Посмотрите, а колобок для нас приготовил пластилин и предлагает вам слепить для него друзей разноцветных  колобков. Возьмите каждый по одному кусочку, разомните его пальцами, положите на ладошку и круговыми движениями, покатайте на ладони. Получаются вот такие колобки, можно им приделать глазки и ротик, давайте положим их на поднос. 

-   Молодцы! Что вам понравилось в нашем сегодняшнем путешествии?

 

 

6.   Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности по теме «Бобовое зернышко» с презентацией для детей Цель: Развитие связной речи.

 

 

 

 

 

 

Педагог на свое усмотрение предлагает упражнение на дыхание.

 

 

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

 

 

 

Дидактическая игра «Поймай комара»

Цель: развитие фонематического слуха

Дети из ряда звуков на слух выделяют звук [з] и хлопают в ладоши:  Ш Х З  Р З Л Т З Ж З З; из ряда слогов: ЗА ЛА НУ ЗУ РО ПО ЗО АЗ; Из ряда слов: зуб, жук, зонт, сок, роса, роза, заяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Логосказки как целостный педагогический процесс

Предлагаемая нами серия логосказок рекомендуется для занятий по развитию речи.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти,       мышления, воображения). 

По мнению Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду и воспитателю  важно обеспечивать в совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать логосказка.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Исследователями  (А.В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное ребенок может  понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.

   

8. Виды логосказок

Выделяют несколько видов логосказок:

                    Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

                    Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

                    Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).

                    Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

                    Сказки, способствующие формированию связной речи.

                    Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

 

9. Задачи, решаемые при использовании логосказки

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

-          развитие диалогической и монологической речи;

-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

-          коррекция      и       развитие     психологической          базы речи, взаимосвязи

зрительного, слухового и моторного анализаторов;

-          создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;  - приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;

-          осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

 

Заключение

Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания на протяжении всего занятия, но и приобщать детей с общим недоразвитием речи к русской народной культуре, а также  решать любые коррекционные задачи, так как дети «проживают» различные ситуации вместе с героями, помогают решить какие-то трудности, достичь цели. 

Как показывает наш оаыт, благодаря логосказкам,  дети с удовольствием приходят на занятия, с интересом выполняют все задания и с нетерпением ждут новых историй, в которых они себя чувствуют героями, так как помогают слабым и беспомощным. На втором году обучения, дети самостоятельно придумывают сюжеты для героев и с удовольствием участвуют в инсценировках сказок. 

 

Список литературы

1.        Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки  - СПб. – КАРО, 2001.

2.        Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику – 2008.

3.        «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г. 

4.        «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.

5.        Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

Швенк Екатерина Валерьевна , МБДОУ – детский сад «Лучик» п

Швенк Екатерина Валерьевна , МБДОУ – детский сад «Лучик» п

Особенности связной речи у дошкольников с

Особенности связной речи у дошкольников с

Такую речевую продукцию мы встречаем у одной трети учащихся с общим недоразвитием речи

Такую речевую продукцию мы встречаем у одной трети учащихся с общим недоразвитием речи

Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено

Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено

Критерии эффективности использования логосказок

Критерии эффективности использования логосказок

Организационный момент: -

Организационный момент: -

Заяц:- Вот спасибо, вы мне помогли, и я вам помогу, вы ведь

Заяц:- Вот спасибо, вы мне помогли, и я вам помогу, вы ведь

Подходим к дому Бабушка, дед и

Подходим к дому Бабушка, дед и

Педагог на свое усмотрение предлагает упражнение на дыхание

Педагог на свое усмотрение предлагает упражнение на дыхание

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Дети из ряда звуков на слух выделяют звук [з] и хлопают в ладоши:

Дети из ряда звуков на слух выделяют звук [з] и хлопают в ладоши:

Логосказки как целостный педагогический процесс

Логосказки как целостный педагогический процесс

Сказки прочно вошли в детский быт

Сказки прочно вошли в детский быт

Как показывает наш оаыт, благодаря логосказкам, дети с удовольствием приходят на занятия, с интересом выполняют все задания и с нетерпением ждут новых историй, в которых…

Как показывает наш оаыт, благодаря логосказкам, дети с удовольствием приходят на занятия, с интересом выполняют все задания и с нетерпением ждут новых историй, в которых…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2021