Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок как моя педагогическая инновация

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Конкурсы
  • pdf
  • 11.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал будет полезен: логопедам, дефектологам, методистам ДОУ.
Иконка файла материала швенк логосказка публикация.pdf

Швенк Екатерина Валерьевна, МБДОУ – детский сад «Лучик» п. Садовый

Новосибирского района Новосибирской области

Аннотация

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию логосказок для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщения их к русской народной культуре.

Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам и родителям, поскольку разработанная и описанная авторская методика, на наш взгляд, является  достаточно универсальной, так как содержит примеры логосказок.

 

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок как моя педагогическая инновация Речь — это даже не диалог,  а пьеса для оркестра,  потому что безмолвные  слушатели говорят  одновременно с тобой.  И их надо уметь слушать. 

Курт Тухольский Актуальность     данной       проблемы   обусловлена        необходимостью использования логосказок в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием и приобщение их к русской народной культуре, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогов к их использованию и низкой эффективностью прежних форм работы с детьми, с другой.

Новизна обусловлена созданием системы занятий по развитию  связной речи с использованием логосказок   для детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель: обобщение опыта по использованию логосказок, направленных на формирование связной речи старших дошкольников с ОНР и приобщение их к русской народной культуре.

Данная цель может быть реализована путем решения следующих задач:

-   проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;

-   проанализировать особенности связной речи у дошкольников с ОНР; - описать собственную систему использования логосказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В данной методической разработке представлен опыт использования логосказок, направленных на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поскольку логосказки являются основой формирования связной речи.

 

1. Особенности связной речи у дошкольников с ОНР

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза.

Формирование связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Эту проблему широко освещают и исследуют в своих работах В.П. Глухов и В.К. Воробьева.

Дошкольникам с ОНР особенно тяжело даются умения создавать  замысел связного высказывания с опорой и без опоры на исходный зачин. Так, по экспериментальным данным, В.К. Воробьева выделяет четыре уровня особенностей связного высказывания:

I   - уровень «псевдосообщений»;

II                  - уровень продолжения на основе второстепенных смыслов; III - уровень краткого завершения начала рассказа; IV -  уровень развития замысла зачина.

Наряду с этим наблюдаются отказы от выполнения задания.

К I уровню В.К. Воробьева относит ответы, представляющие набор высказываний, не объединенных темой зачина, а соответствующих по замыслу широкой предметно-тематической области содержания начала рассказа. Такие ответы она квалифицирует как «псевдосообшения», не имеющие прочного единого замысла. Суть этих «псевдосообщений» состоит в том, что ребенок, услышав задание, отвечает на него рядом стереотипных предложений из ранее усвоенного материала или фразами, часто употребляющимися в обиходной речи.

В процессе выполнения задания у детей возникают побочные ассоциации, которые становятся ведущими, доминирующими для последующего развития сюжета. 

Дети не проявляют интереса к заданию, невнимательно слушают инструкцию и начало рассказа, мотив экспериментатора принимается не сразу, приходится дополнительно стимулировать детей, повторяя инструкцию несколько раз. Даже включение их в игровую проблемную ситуацию не приносит желаемых результатов.

Собственная речь  монотонна, неэмоциональна, в ней возникают длительные паузы, персеверации сказанного. Для них представляется трудным процесс декодирования даже небольшого отрывка текста, выделение в нем главного смысла, ключевого слова, в соответствии с которым должно быть построено продолжение рассказа.

Ко II уровню В.К. Воробьева относит такие продолжения зачина, которые мотивированы не основной его темой, а второстепенными смыслами, несущественными для развития сюжета рассказа, что и позволяет квалифицировать их как неадекватные. Такую речевую продукцию мы встречаем у одной трети учащихся с общим недоразвитием речи. 

Речевое поведение этих детей в отличие от поведения детей, ответы которых отнесены к I уровню, характеризуется большим интересом к заданию, эмоциональным настроем, принятием мотива экспериментатора.

Вместе с тем нельзя не отметить несобранность детей, несформированность установки на полное восприятие речи другого человека, что проявляется в стремлении начать работу, не дослушав до конца начало рассказа. 

К III уровню В.К. Воробьева относит такие продолжения, в которых тема, заданная в зачине, не развивается, а только адекватно завершается. Эти продолжения минимальны по своему объему и равны одному-двум предложениям. Характеризуя речевое поведение детей этой группы, довольно многочисленной среди детей с общим недоразвитием речи, автор отмечает, что они сразу включались в выполнение задания.

В речевой продукции этого уровня можно проследить наметившуюся тенденцию к смысловому согласованию заданного начала текста и его адекватного продолжения. Например, продолжение начала рассказа «Случай на реке»: «...Он потянул за леску и упал в воду, а его друг его вытащил».

Именно стремлением реализовать эту тенденцию и объясняется небольшой объем высказываний.

К IV уровню отнесена речевая продукция, в основу которой лег замысел, адекватный основной теме зачина. Ответы детей характеризуются единством внутреннего плана изложения, умением развить предложенный замысел. Цельность сообщения обеспечивается возможностью смыслового согласования начала и продолжения сообщения. Ответы этого уровня немногочисленны, их объем незначителен:

Анализируя это речевое сообщение с точки зрения прогнозирующей функции замысла, проявляющейся в отборе определенного количества подтем для развития идеи, отмечаем бедность мысли, свойственную детям: они не находят самостоятельного решения для развития предложенной ситуации, а, как правило, воспроизводят мысль, уже прозвучавшую в зачине. Различна и степень развернутости замысла, различно и речевое поведение детей. Одни активно начинают работать, в то время как другие долго включаются в работу, часто обращаясь к экспериментатору с уточнением того, о чем дальше рассказывать. Сам процесс рассказывания сопровождается длительными паузами.

На основании вышесказанного можно говорить о том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей в овладении умением развивать предложенную тему. Качественный анализ позволяет выделить различные степени овладения таким умением: от полной неспособности адекватно развивать замысел, заложенный в зачине, до наметившейся тенденции сделать это адекватно. Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено.

 

2. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок

К старшему дошкольному возрасту  в психическом развитии ребёнка происходят существенные изменения, связанные с:

-     развитием целого ряда психических процессов (память, внимание, мышление, воображение);

-     достаточно высокой степенью овладения речью;

-     накоплением определённого запаса представлений о мире.

Благодаря этому, ребёнок с нормой имеет возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, мысленно перешагнуть через границу ближайшего окружения и вдруг увидеть и понять, что мир, оказывается, значительно шире, разнообразнее, чем ему казалось раньше.

Дошкольники с речевой патологией испытывают большие трудности в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.

Формирование связной речи занимает важное место в общей системе коррекционной работы и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая низкую активность дошкольников с речевой патологией, их утомляемость, недостаточную переключаемость, педагог при построении занятий подбирает соответствующий речевой материал, создает ситуации, стимулирующие потребность в речевых высказываниях.

 

3.     Роль взрослого при использовании логосказок в образовательном процессе

При использовании логосказок в образовательном процессе педагогу необходимо обладать артистизмом, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку ребенку, создавать положительную обстановку. Нужно вовремя удивиться или огорчиться, заинтересовать, чтоб ребенок поверил, и у него возникло желание  помогать героям сказки. Только радость от успеха, увлеченность и желание ведут к положительному результату. И только в этом случае логосказка будет полезна и для ребенка и для педагога, который запланировал определенные цели и выполняет следующие функции:

-     педагог создает все необходимые условия;

-     при необходимости педагог оказывает необходимую помощь ребенку и

управляет логосказкой, подводя ребенка (детей) к заданной цели; - педагог при необходимости принимает позицию «равного партнера»; - педагог плавно осуществляет переход от игровой деятельности к познавательной;

-     педагог  за основу логосказки использует познавательную деятельность; - с помощью логосказок педагог расширяет кругозор ребенка (активизирует активный и пассивный словарь, закрепляет лексико – грамматические категории, развивает связную речь ребенка от простых конструкций к более сложным, совершенствует артикуляционную, мелкую и общую моторику ребенка;

-     принимает ребенка таким, какой он есть, учитывает и подчеркивает все индивидуальные способности;

 

4.     Критерии эффективности использования логосказок  Эффективность использования логосказок определяется: 

-     повышением  уровня познавательной активности детей, 

-     формированием связной речи,

-     проявлением интереса к русской народной культуре (сказкам, загадкам, скороговоркам, чистоговоркам…) и др.

5.     Авторский          конспект   непосредственно         образовательной деятельности по теме:  «Путешествие по мотивам сказки «Колобок» (Дикие животные)

Продемонстрируем свой опыт работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок  на примере конкретного занятия. 

Цель: Развитие связной речи.  Задачи: 

1.                 Коррекционно–образовательные: закреплять умение употреблять в связной речи          простые      предлоги    в,       на,     у,       закрепить   умение       употреблять существительные          с        уменьшительно- ласкательными    суффиксами, закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов. 

2.                 Коррекционно-развивающие: - развивать память, мышление, воображение, эмоциональные состояния, мелкую и общую моторику. 

3.                 Коррекционно-воспитательные: - любовь к природе, чувство сострадания, жалости, взаимовыручки, взаимопомощи 

Оборудование: кукольный театр, домик, Колобок, мягкие игрушки заяц, медведь, мольберт, предметные картинки с изображениями животных и их детенышей, жилища животных, веревочка, пластилин, клубок, пеньки, елки, ширма. 

 Ход занятия:

 1 Организационный момент:

-   Ребята, у нас в сегодня гости, поздоровайтесь! 

-   Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказку «Колобок», ой а дед с бабой почему-то грустные. Как вы думаете почему? Кого не хватает? 

 (Колобка) 

-   А какие они грустные давайте покажем (брови опустили, руки опустили, плечи, уголки губ) вот как грустно! Как же помочь дедушке с бабушкой, чтобы они стали веселыми?   (Найти Колобка) 

-   Отправимся за колобком? 

-   А у бабушки есть вот такой волшебный клубок он нам дорогу и покажет!   (качу, клубок к ширме, подбегаем)   2. Работа над темой:

 Медведь:- Чего шумите у меня в лесу? 

-   Мишенька, мы колобка ищем, ты его не встречал? 

 М:- Встречал, скажу куда он покатился, если поиграете со мной! 

-   А во что ты любишь играть? 

 М:- В прятки! Я буду прятаться, а вы говорить где я! 

-   Ребята, поиграем с медведем? Ну мишенька прячься! 

 М:- Раз, два, три – ищи! 

 (Дети говорят где медведь – Медведь на полу, -на столе, -на голове, -на полке) 

 М:- Вот молодцы! Так хорошо и весело со мной поиграли. 

-   А какое маленькое слово нам помогало играть с медведем? (– на-)   А колобок ваш вон туда по дорожке покатился. 

-   Спасибо Миша! 

 (Проходим по дорожке) 

-   Тише! Вы ничего не слышали? 

-   Давайте послушаем, я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать кто что услышит? (Плач)   - Кто что слышал? 

-   А как вы думаете, кто это плакал? (зайка на пеньке)   - Что ты зайка плачешь? 

 Заяц:- я перепутал всех животных и теперь не знаю, где моя мама. 

-   Ребята, а вы знаете у кого, чья мама? Поможем зайчику? Возьмите картинки. 

-   Кто у тебя? У тебя лисенок, у кого он детеныш? 

 (У лисы) 

-   Кто у тебя? У тебя медвежонок, у кого он детеныш? 

 (У медведицы) 

-   Кто у тебя? У тебя волчонок, у кого он детеныш? 

 (У волчицы) 

-   Кто у тебя? У тебя зайчонок, у кого он детеныш? 

 (У зайчихи) 

 -Какое маленькое слово нам помогло? (-у-) 

 Заяц:- Вот спасибо, вы мне помогли, и я вам помогу, вы ведь Колобка ищете? Он вон туда покатился к старому пню! 

-   Спасибо зайчик! 

 Релаксация:

 (Подходим к пню) 

-   Ребята, я так устала, мы с вами торопимся и не слышим звуков леса, ложитесь, немного отдохнем, послушаем звуки леса! 

 (играет музыка, глаза закрываем, руки и ноги расслабляем, лежим спокойно, вдох через нос, выдох через рот) 

 -Отдохнули! Отправляемся дальше? 

 Лиса:- Кто это здесь отдыхает на моей поляне? 

-   Кто здесь? (Это лиса) 

 Лиса:- Да, это я. Я такая хитрая, такая умная, вот что я сделала! (показывает на мольберт) Теперь никто не догадается, кто, где живет! 

-   А мы знаем! (знаем) 

-   Для каждого животного найдите домик кто где живет

 Где живет волк? (волк живет в логове) 

 Лиса? (лиса живет в норе) 

 Заяц? (заяц живет в лесу) 

 Медведь? (медведь живет в берлоге)

Белка? (белка живет в дупле)

Бобр? (бобры живут на реках в хатках) 

 Лиса:- А знаете, какое маленькое слово вам помогало? (-в-)   - Вы молодцы! А в лесу что делаете? 

-   Мы Колобка ищем, ты его не встречала? 

 Лиса:- Видела, вон туда он покатился!   (Подходим к веревочке) 

 Волк:- Ни пущу вас дальше! 

-   Уважаемый волк пропустите нас, пожалуйста, мы Колобка ищем! 

 Волк:- Пропущу, если вы на мои вопросы ответите! 

-   Ну что, ребята будем отвечать! Спрашивай, у нас дети все знают! 

 Волк:- У кого в лесу самые длинные уши?   (Самые длинные уши у зайца.)   - У кого рыжая шерсть? 

 (Рыжая шерсть у лисы и у белки.)   - У кого лапы косолапые? 

 (У медведя лапы косолапые.) 

 Правда, почти все знаете, но кое- что еще надо вам узнать в детском саду, ладно пропущу вас, проходите! А Колобок ваш давно домой покатился!   -Ребята, а какие маленькие слова снова нам помогли -на-, -у-, или –в-? (-у-) 

 (Подходим к дому Бабушка, дед и Колобок) 

 -А вот и Колобок! Нашли мы Колобка? (Нашли) 

-   Посмотрите и дед с бабкой веселые стали! Какие они веселые? Покажите! 

 (плечи прямые, спины прямые, уголки губ подняли и улыбнулись) Вот какие!   3. Итог занятия:

-   Ребята, кто нам помогал искать Колобка? А какие маленькие слова? 

 Мелкая моторика:

 -Посмотрите, а колобок для нас приготовил пластилин и предлагает вам слепить для него друзей разноцветных  колобков. Возьмите каждый по одному кусочку, разомните его пальцами, положите на ладошку и круговыми движениями, покатайте на ладони. Получаются вот такие колобки, можно им приделать глазки и ротик, давайте положим их на поднос. 

-   Молодцы! Что вам понравилось в нашем сегодняшнем путешествии?

 

 

6.   Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности по теме «Бобовое зернышко» с презентацией для детей Цель: Развитие связной речи.

 

 

 

 

 

 

Педагог на свое усмотрение предлагает упражнение на дыхание.

 

 

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

 

 

 

Дидактическая игра «Поймай комара»

Цель: развитие фонематического слуха

Дети из ряда звуков на слух выделяют звук [з] и хлопают в ладоши:  Ш Х З  Р З Л Т З Ж З З; из ряда слогов: ЗА ЛА НУ ЗУ РО ПО ЗО АЗ; Из ряда слов: зуб, жук, зонт, сок, роса, роза, заяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Логосказки как целостный педагогический процесс

Предлагаемая нами серия логосказок рекомендуется для занятий по развитию речи.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти,       мышления, воображения). 

По мнению Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду и воспитателю  важно обеспечивать в совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать логосказка.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Исследователями  (А.В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное ребенок может  понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.

   

8. Виды логосказок

Выделяют несколько видов логосказок:

                    Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

                    Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

                    Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).

                    Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

                    Сказки, способствующие формированию связной речи.

                    Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

 

9. Задачи, решаемые при использовании логосказки

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

-          развитие диалогической и монологической речи;

-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

-          коррекция      и       развитие     психологической          базы речи, взаимосвязи

зрительного, слухового и моторного анализаторов;

-          создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;  - приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;

-          осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

 

Заключение

Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания на протяжении всего занятия, но и приобщать детей с общим недоразвитием речи к русской народной культуре, а также  решать любые коррекционные задачи, так как дети «проживают» различные ситуации вместе с героями, помогают решить какие-то трудности, достичь цели. 

Как показывает наш оаыт, благодаря логосказкам,  дети с удовольствием приходят на занятия, с интересом выполняют все задания и с нетерпением ждут новых историй, в которых они себя чувствуют героями, так как помогают слабым и беспомощным. На втором году обучения, дети самостоятельно придумывают сюжеты для героев и с удовольствием участвуют в инсценировках сказок. 

 

Список литературы

1.        Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки  - СПб. – КАРО, 2001.

2.        Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику – 2008.

3.        «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г. 

4.        «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.

5.        Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.