Швенк Екатерина Валерьевна, МБДОУ – детский сад «Лучик» п. Садовый
Новосибирского района Новосибирской области
Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию логосказок для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщения их к русской народной культуре.
Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам и родителям, поскольку разработанная и описанная авторская методика, на наш взгляд, является достаточно универсальной, так как содержит примеры логосказок.
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок как моя педагогическая инновация Речь — это даже не диалог, а пьеса для оркестра, потому что безмолвные слушатели говорят одновременно с тобой. И их надо уметь слушать.
Курт Тухольский Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью использования логосказок в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием и приобщение их к русской народной культуре, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогов к их использованию и низкой эффективностью прежних форм работы с детьми, с другой.
Новизна обусловлена созданием системы занятий по развитию связной речи с использованием логосказок для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель: обобщение опыта по использованию логосказок, направленных на формирование связной речи старших дошкольников с ОНР и приобщение их к русской народной культуре.
Данная цель может быть реализована путем решения следующих задач:
- проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;
- проанализировать особенности связной речи у дошкольников с ОНР; - описать собственную систему использования логосказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В данной методической разработке представлен опыт использования логосказок, направленных на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поскольку логосказки являются основой формирования связной речи.
1. Особенности связной речи у дошкольников с ОНР
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза.
Формирование связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Эту проблему широко освещают и исследуют в своих работах В.П. Глухов и В.К. Воробьева.
Дошкольникам с ОНР особенно тяжело даются умения создавать замысел связного высказывания с опорой и без опоры на исходный зачин. Так, по экспериментальным данным, В.К. Воробьева выделяет четыре уровня особенностей связного высказывания:
I - уровень «псевдосообщений»;
II - уровень продолжения на основе второстепенных смыслов; III - уровень краткого завершения начала рассказа; IV - уровень развития замысла зачина.
Наряду с этим наблюдаются отказы от выполнения задания.
К I уровню В.К. Воробьева относит ответы, представляющие набор высказываний, не объединенных темой зачина, а соответствующих по замыслу широкой предметно-тематической области содержания начала рассказа. Такие ответы она квалифицирует как «псевдосообшения», не имеющие прочного единого замысла. Суть этих «псевдосообщений» состоит в том, что ребенок, услышав задание, отвечает на него рядом стереотипных предложений из ранее усвоенного материала или фразами, часто употребляющимися в обиходной речи.
В процессе выполнения задания у детей возникают побочные ассоциации, которые становятся ведущими, доминирующими для последующего развития сюжета.
Дети не проявляют интереса к заданию, невнимательно слушают инструкцию и начало рассказа, мотив экспериментатора принимается не сразу, приходится дополнительно стимулировать детей, повторяя инструкцию несколько раз. Даже включение их в игровую проблемную ситуацию не приносит желаемых результатов.
Собственная речь монотонна, неэмоциональна, в ней возникают длительные паузы, персеверации сказанного. Для них представляется трудным процесс декодирования даже небольшого отрывка текста, выделение в нем главного смысла, ключевого слова, в соответствии с которым должно быть построено продолжение рассказа.
Ко II уровню В.К. Воробьева относит такие продолжения зачина, которые мотивированы не основной его темой, а второстепенными смыслами, несущественными для развития сюжета рассказа, что и позволяет квалифицировать их как неадекватные. Такую речевую продукцию мы встречаем у одной трети учащихся с общим недоразвитием речи.
Речевое поведение этих детей в отличие от поведения детей, ответы которых отнесены к I уровню, характеризуется большим интересом к заданию, эмоциональным настроем, принятием мотива экспериментатора.
Вместе с тем нельзя не отметить несобранность детей, несформированность установки на полное восприятие речи другого человека, что проявляется в стремлении начать работу, не дослушав до конца начало рассказа.
К III уровню В.К. Воробьева относит такие продолжения, в которых тема, заданная в зачине, не развивается, а только адекватно завершается. Эти продолжения минимальны по своему объему и равны одному-двум предложениям. Характеризуя речевое поведение детей этой группы, довольно многочисленной среди детей с общим недоразвитием речи, автор отмечает, что они сразу включались в выполнение задания.
В речевой продукции этого уровня можно проследить наметившуюся тенденцию к смысловому согласованию заданного начала текста и его адекватного продолжения. Например, продолжение начала рассказа «Случай на реке»: «...Он потянул за леску и упал в воду, а его друг его вытащил».
Именно стремлением реализовать эту тенденцию и объясняется небольшой объем высказываний.
К IV уровню отнесена речевая продукция, в основу которой лег замысел, адекватный основной теме зачина. Ответы детей характеризуются единством внутреннего плана изложения, умением развить предложенный замысел. Цельность сообщения обеспечивается возможностью смыслового согласования начала и продолжения сообщения. Ответы этого уровня немногочисленны, их объем незначителен:
Анализируя это речевое сообщение с точки зрения прогнозирующей функции замысла, проявляющейся в отборе определенного количества подтем для развития идеи, отмечаем бедность мысли, свойственную детям: они не находят самостоятельного решения для развития предложенной ситуации, а, как правило, воспроизводят мысль, уже прозвучавшую в зачине. Различна и степень развернутости замысла, различно и речевое поведение детей. Одни активно начинают работать, в то время как другие долго включаются в работу, часто обращаясь к экспериментатору с уточнением того, о чем дальше рассказывать. Сам процесс рассказывания сопровождается длительными паузами.
На основании вышесказанного можно говорить о том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей в овладении умением развивать предложенную тему. Качественный анализ позволяет выделить различные степени овладения таким умением: от полной неспособности адекватно развивать замысел, заложенный в зачине, до наметившейся тенденции сделать это адекватно. Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено.
2. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок
К старшему дошкольному возрасту в психическом развитии ребёнка происходят существенные изменения, связанные с:
- развитием целого ряда психических процессов (память, внимание, мышление, воображение);
- достаточно высокой степенью овладения речью;
- накоплением определённого запаса представлений о мире.
Благодаря этому, ребёнок с нормой имеет возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, мысленно перешагнуть через границу ближайшего окружения и вдруг увидеть и понять, что мир, оказывается, значительно шире, разнообразнее, чем ему казалось раньше.
Дошкольники с речевой патологией испытывают большие трудности в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.
Формирование связной речи занимает важное место в общей системе коррекционной работы и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая низкую активность дошкольников с речевой патологией, их утомляемость, недостаточную переключаемость, педагог при построении занятий подбирает соответствующий речевой материал, создает ситуации, стимулирующие потребность в речевых высказываниях.
3. Роль взрослого при использовании логосказок в образовательном процессе
При использовании логосказок в образовательном процессе педагогу необходимо обладать артистизмом, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку ребенку, создавать положительную обстановку. Нужно вовремя удивиться или огорчиться, заинтересовать, чтоб ребенок поверил, и у него возникло желание помогать героям сказки. Только радость от успеха, увлеченность и желание ведут к положительному результату. И только в этом случае логосказка будет полезна и для ребенка и для педагога, который запланировал определенные цели и выполняет следующие функции:
- педагог создает все необходимые условия;
- при необходимости педагог оказывает необходимую помощь ребенку и
управляет логосказкой, подводя ребенка (детей) к заданной цели; - педагог при необходимости принимает позицию «равного партнера»; - педагог плавно осуществляет переход от игровой деятельности к познавательной;
- педагог за основу логосказки использует познавательную деятельность; - с помощью логосказок педагог расширяет кругозор ребенка (активизирует активный и пассивный словарь, закрепляет лексико – грамматические категории, развивает связную речь ребенка от простых конструкций к более сложным, совершенствует артикуляционную, мелкую и общую моторику ребенка;
- принимает ребенка таким, какой он есть, учитывает и подчеркивает все индивидуальные способности;
4. Критерии эффективности использования логосказок Эффективность использования логосказок определяется:
- повышением уровня познавательной активности детей,
- формированием связной речи,
- проявлением интереса к русской народной культуре (сказкам, загадкам, скороговоркам, чистоговоркам…) и др.
5. Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие по мотивам сказки «Колобок» (Дикие животные)
Продемонстрируем свой опыт работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и приобщение их к русской народной культуре посредством логосказок на примере конкретного занятия.
Цель: Развитие связной речи. Задачи:
1. Коррекционно–образовательные: закреплять умение употреблять в связной речи простые предлоги в, на, у, закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
2. Коррекционно-развивающие: - развивать память, мышление, воображение, эмоциональные состояния, мелкую и общую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные: - любовь к природе, чувство сострадания, жалости, взаимовыручки, взаимопомощи
Оборудование: кукольный театр, домик, Колобок, мягкие игрушки заяц, медведь, мольберт, предметные картинки с изображениями животных и их детенышей, жилища животных, веревочка, пластилин, клубок, пеньки, елки, ширма.
Ход занятия:
1 Организационный момент:
- Ребята, у нас в сегодня гости, поздоровайтесь!
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказку «Колобок», ой а дед с бабой почему-то грустные. Как вы думаете почему? Кого не хватает?
(Колобка)
- А какие они грустные давайте покажем (брови опустили, руки опустили, плечи, уголки губ) вот как грустно! Как же помочь дедушке с бабушкой, чтобы они стали веселыми? (Найти Колобка)
- Отправимся за колобком?
- А у бабушки есть вот такой волшебный клубок он нам дорогу и покажет! (качу, клубок к ширме, подбегаем) 2. Работа над темой:
Медведь:- Чего шумите у меня в лесу?
- Мишенька, мы колобка ищем, ты его не встречал?
М:- Встречал, скажу куда он покатился, если поиграете со мной!
- А во что ты любишь играть?
М:- В прятки! Я буду прятаться, а вы говорить где я!
- Ребята, поиграем с медведем? Ну мишенька прячься!
М:- Раз, два, три – ищи!
(Дети говорят где медведь – Медведь на полу, -на столе, -на голове, -на полке)
М:- Вот молодцы! Так хорошо и весело со мной поиграли.
- А какое маленькое слово нам помогало играть с медведем? (– на-) А колобок ваш вон туда по дорожке покатился.
- Спасибо Миша!
(Проходим по дорожке)
- Тише! Вы ничего не слышали?
- Давайте послушаем, я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать кто что услышит? (Плач) - Кто что слышал?
- А как вы думаете, кто это плакал? (зайка на пеньке) - Что ты зайка плачешь?
Заяц:- я перепутал всех животных и теперь не знаю, где моя мама.
- Ребята, а вы знаете у кого, чья мама? Поможем зайчику? Возьмите картинки.
- Кто у тебя? У тебя лисенок, у кого он детеныш?
(У лисы)
- Кто у тебя? У тебя медвежонок, у кого он детеныш?
(У медведицы)
- Кто у тебя? У тебя волчонок, у кого он детеныш?
(У волчицы)
- Кто у тебя? У тебя зайчонок, у кого он детеныш?
(У зайчихи)
-Какое маленькое слово нам помогло? (-у-)
Заяц:- Вот спасибо, вы мне помогли, и я вам помогу, вы ведь Колобка ищете? Он вон туда покатился к старому пню!
- Спасибо зайчик!
Релаксация:
(Подходим к пню)
- Ребята, я так устала, мы с вами торопимся и не слышим звуков леса, ложитесь, немного отдохнем, послушаем звуки леса!
(играет музыка, глаза закрываем, руки и ноги расслабляем, лежим спокойно, вдох через нос, выдох через рот)
-Отдохнули! Отправляемся дальше?
Лиса:- Кто это здесь отдыхает на моей поляне?
- Кто здесь? (Это лиса)
Лиса:- Да, это я. Я такая хитрая, такая умная, вот что я сделала! (показывает на мольберт) Теперь никто не догадается, кто, где живет!
- А мы знаем! (знаем)
- Для каждого животного найдите домик кто где живет
Где живет волк? (волк живет в логове)
Лиса? (лиса живет в норе)
Заяц? (заяц живет в лесу)
Медведь? (медведь живет в берлоге)
Белка? (белка живет в дупле)
Бобр? (бобры живут на реках в хатках)
Лиса:- А знаете, какое маленькое слово вам помогало? (-в-) - Вы молодцы! А в лесу что делаете?
- Мы Колобка ищем, ты его не встречала?
Лиса:- Видела, вон туда он покатился! (Подходим к веревочке)
Волк:- Ни пущу вас дальше!
- Уважаемый волк пропустите нас, пожалуйста, мы Колобка ищем!
Волк:- Пропущу, если вы на мои вопросы ответите!
- Ну что, ребята будем отвечать! Спрашивай, у нас дети все знают!
Волк:- У кого в лесу самые длинные уши? (Самые длинные уши у зайца.) - У кого рыжая шерсть?
(Рыжая шерсть у лисы и у белки.) - У кого лапы косолапые?
(У медведя лапы косолапые.)
Правда, почти все знаете, но кое- что еще надо вам узнать в детском саду, ладно пропущу вас, проходите! А Колобок ваш давно домой покатился! -Ребята, а какие маленькие слова снова нам помогли -на-, -у-, или –в-? (-у-)
(Подходим к дому Бабушка, дед и Колобок)
-А вот и Колобок! Нашли мы Колобка? (Нашли)
- Посмотрите и дед с бабкой веселые стали! Какие они веселые? Покажите!
(плечи прямые, спины прямые, уголки губ подняли и улыбнулись) Вот какие! 3. Итог занятия:
- Ребята, кто нам помогал искать Колобка? А какие маленькие слова?
Мелкая моторика:
-Посмотрите, а колобок для нас приготовил пластилин и предлагает вам слепить для него друзей разноцветных колобков. Возьмите каждый по одному кусочку, разомните его пальцами, положите на ладошку и круговыми движениями, покатайте на ладони. Получаются вот такие колобки, можно им приделать глазки и ротик, давайте положим их на поднос.
- Молодцы! Что вам понравилось в нашем сегодняшнем путешествии?
6. Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности по теме «Бобовое зернышко» с презентацией для детей Цель: Развитие связной речи.
Педагог на свое усмотрение предлагает упражнение на дыхание.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику
Дидактическая игра «Поймай комара»
Цель: развитие фонематического слуха
Дети из ряда звуков на слух выделяют звук [з] и хлопают в ладоши: Ш Х З Р З Л Т З Ж З З; из ряда слогов: ЗА ЛА НУ ЗУ РО ПО ЗО АЗ; Из ряда слов: зуб, жук, зонт, сок, роса, роза, заяц.
7. Логосказки как целостный педагогический процесс
Предлагаемая нами серия логосказок рекомендуется для занятий по развитию речи.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
По мнению Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду и воспитателю важно обеспечивать в совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать логосказка.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Исследователями (А.В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное ребенок может понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.
8. Виды логосказок
Выделяют несколько видов логосказок:
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
• Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
9. Задачи, решаемые при использовании логосказки
При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:
- развитие диалогической и монологической речи;
-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
- коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи
зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой; - приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
- осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
Заключение
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания на протяжении всего занятия, но и приобщать детей с общим недоразвитием речи к русской народной культуре, а также решать любые коррекционные задачи, так как дети «проживают» различные ситуации вместе с героями, помогают решить какие-то трудности, достичь цели.
Как показывает наш оаыт, благодаря логосказкам, дети с удовольствием приходят на занятия, с интересом выполняют все задания и с нетерпением ждут новых историй, в которых они себя чувствуют героями, так как помогают слабым и беспомощным. На втором году обучения, дети самостоятельно придумывают сюжеты для героев и с удовольствием участвуют в инсценировках сказок.
Список литературы
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб. – КАРО, 2001.
2. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику – 2008.
3. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.
4. «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.
5. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.