ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
01.02.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
Статья о формировании толерантных отношений в семье
Толерантные отношения в семье.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Сулейменова М.Е. Сыздыкова М.А.

Костанайский гуманитарный колледж.

          Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в  обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции  снижая способность к адаптации в новых условиях. Во все времена, начиная с античности, проблемы семьи занимали передовые умы человечества. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. На современном этапе его развития возникают проблемы, которых не было раньше. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей.  

Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая “ниша” с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни. Организация и совершенствование работы с семьей – важное направление повышения эффективности воспитательной работы с подростками в образовательном учреждении.

        Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. [4] С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Исследование причин неврозов в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.

       Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на личность. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику человека, пропаганда “жесткого секса”, насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья, или, наоборот, нейтрализоваться нормальной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей. [4]                      

       Толерантность – понятие сложное и многоаспектное. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг с другом и действия в отношении друг к другу, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.[4] Рассматривая толерантность во взаимоотношениях между членами семьи, в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между ее членами на основе взаимного уважения и поддержки. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.

      Выделив основные, по мнению Рожкова М.И. и Ковальчук М.А., характеристики толерантных взаимоотношений детей и родителей, нам  хотелось бы подчеркнуть их значимость для воспитания подрастающего поколения. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто мы, родители, забываем основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером. [4]Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей и будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка.       Семья – тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков.

     Колледж имеет большой воспитательный потенциал, но семья и индивидуальные особенности ребенка – это две основные детерминанты социального становления человека. Существуют различные средства формирования, развития и воспитания толерантности во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Поэтому, задача воспитания толерантности у детей и их родителей должна стать одной из задач организации воспитательной работы с семьей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

       Байбородова Л.В.считает, что в основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая: выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения:

-       опору на положительные стороны родителей и детей;

-       доверие ребенку и родителям;

-       принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

-       подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;

-       принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

-       заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

-       обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

-       содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

-       забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

-       создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях. [3]

Одна из задач педагога -психолога, кураторов в Костанайском гуманитарном колледже – это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

-       изучение состояния и отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;

-       выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;

-       организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;

-       пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;

-       обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;

-       создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.[3]

         Работа по формированию толерантности в семье организована с учетом особенностей семьи, родителей и прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Знакомство с семьей обучающегося  в колледже мы проводим в различных формах, начиная с анкетирования, которое дает представление о социально-бытовых условиях проживания обучающегося, о понимании родителями задач семейного воспитания. Анкета заставляет родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании, основании результатов анкетирования определяем основные вопросы для планирования и проведения бесед, тем родительских собраний, тематических встреч с привлечением специалистов (Центра ЗОЖ, ИДН и т.д) .

          Одним из средств формирования толерантных отношений в семье может служить, проведение совместных праздников, конкурсов. В мае традиционно  проходит “Неделя семьи”. В рамках проведения недели семьи в группах проходят тематические кураторские часы, родительские лектории “О родных и близких с любовью”.  При организации и проведении совместных с родителями конкурсов, праздников видны взаимоотношения детей и родителей, выявляются проблемы в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности.

        Только система семейного воспитания лучших общечеловеческих нравственных ценностей принесет успехи в воспитании нового поколения, достойного замечательных перемен, которые происходят в нашей стране – Родине всех казахстанцев, экспериментальной площадке мира и согласия на земле, научным руководителем которой является наш Президент Н. А. Назарбаев, доктор наук, почетный профессор и академик в двадцати одной стране мира.

 

Список используемой литературы:

1.     Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников.// Ярославский педагогический вестник.- 2003.-№1.

2.     Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: “ВАКО”, 2005.

3.     Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития.- 2003.

4.     Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у родителей и детей 


 

5.     Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках,…

Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках,…

Байбородова Л.В.считает, что в основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая: выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения…

Байбородова Л.В.считает, что в основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая: выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения…

Центра ЗОЖ, ИДН и т.д) .

Центра ЗОЖ, ИДН и т.д) .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020