Формирование цифровой образовательной среды в образовательном учреждении
Оценка 4.8

Формирование цифровой образовательной среды в образовательном учреждении

Оценка 4.8
docx
05.11.2022
Формирование цифровой образовательной среды в образовательном учреждении
Статья.docx

 

Управление образования администрации города Хабаровска

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Хабаровска

«Центр развития творчества детей и юношества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование цифровой образовательной среды в образовательном учреждении

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель:

Мартынова Вера Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск 2022г.

 

В настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации является научно-технологический прорыв
нашей страны. Несмотря на свою важность во все времена, знания, технологии и инновации становятся факторами роста экономики и благосостояния.

На систему образования возлагается особая роль: образование,
как своеобразный «мостик», должно обеспечить российской экономике
и всему обществу в целом уверенный переход в цифровую эпоху, характеризующуюся ростом производительности и новыми трудовыми отношениями. На рынке труда происходит отказ от рутинных процессов, выполнение которых передается искусственному интеллекту. Соответственно, система образования - для успешной занятости обучающихся через 20–30 лет - должна быть акцентирована на подготовке кадров для новых профессий, которые предполагают склонность к творческим, нестандартным решениям, а также развитые коммуникативные навыки.

В октябре 2020 года в Центре была запущена в эксплуатацию
цифровая образовательная среда МАУ ДО «ЦРТДиЮ»
http://crtdiu-khv.com/index/distancionnoe_obuchenie/0-238, которая, реализована в свободно распространяемой системе дистанционного обучения Moodle (рис. 2). С 2021-2022 учебного года на платформе реализуется полностью дистанционная дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программа «Мобильная съемка и монтаж» (рис.2, а также несколько программ по воспитательной работе
и учебные курсы для педагогов учреждения (рис. 3).

 

 

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

 

Почему же для создания цифровой образовательной среды был выбран именно Moodle? Самое главное преимущество, на которое сразу
можно обратить внимание – это его бесплатное использование.
Система работает по схеме «Оpen Source» – открытого исходного кода.
За счет этого обширное сообщество программистов регулярно создает полезные расширения и модули в среде Moodle, которых сейчас насчитывается около 1500.

·       модули видеоконференций;

·       аудио- и видеочаты;

·       плагин для добавления вопросов, комментариев и замечаний учебным материалам в PDF-документ;

·       мотивационные модули; 

·       интерактивные отчеты по учебному плану; 

·       массовая рассылка сообщений;

·       электронное портфолио.

Система предлагает довольно широкие возможности: педагог имеет полный контроль над свойствами курса, для организации курсов могут
быть использованы различные форматы, для каждого курса могут быть созданы индивидуальные настройки, большой набор интерактивных элементов (форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, плагины для экзаменов, видеоконференции, интеграция со сторонними ресурсами для геймификации образовательного процесса -
Sboard, Miro, Learnis, Wordwall, Getlocus
и многие другие
) для каждого курса отслеживается полная информация
по успеваемости обучающихся и др. Предусматривается свободное использование лекционного видеоматериала и конспектов для каждого авторизованного пользователя. Доступ к занятиям и консультациям
из удаленных точек осуществляется посредством видеосвязи и организации вебинаров через плагин «
BigBluButton» (рис. 4), что повышает мобильность обучающихся, обеспечивает общение с педагогами и участниками. Обеспечивается «24/7-доступ» к сервисам портала – индивидуальному плану обучения ученика, расписанию занятий, показателям успеваемости, выполнению заданий, ведению проектов, и т. д.

 

Рисунок 4

 

Интеграция различных сервисов дает весомые результаты
в дистанционном обучении, к примеру доска «Miro» это один из лучших способов сделать обучение интерактивным. Интегрировать доску «Miro»
на платформу
Moodle можно в несколько кликов, а результат работы
с ней не оставит ни одного ученика равнодушным.

Пример занятия с использованием плагина «BigBluButton» и доски «Miro»: https://youtu.be/6K_gkJwQIeE.

Ранее, подобные онлайн-доски для совместной работы были
в ходу только у IT-специалистов, ивент-менеджеров и дизайнеров,
но сегодня это ещё и популярный инструмент для обучения.
В отличии от школьной доски, «Miro» это интерактивная доска, доступ
к которой осуществляется через интернет. А это значит, что писать, рисовать, добавлять файлы на неё можно до бесконечности и всё это будет видно
не то, что с последней парты, а из любой точки мира (рис. 5).

 

Рисунок 5

 

Онлайн-доска — отличный инструмент для того, чтобы смешать
онлайн- и офлайн-обучение, оставив только плюсы каждого из форматов.
Вам не нужно быть в одном помещении с учеником, чтобы мотивировать
и вовлекать его в процесс. Но это и не «мёртвый» контент, который
может быть легко скопирован: от пиратов ваше обучение защищено интерактивностью, здесь педагогу придется потрудиться. Пример создания воспитательного занятия на доске
https://youtu.be/77GGZTnk09Q. (рис.6)

 

Рисунок 6

 

 

В цифровой образовательной среде МАУ ДО «ЦРТДиЮ»
активно применяется
технология «Игрофикации» которая подразумевает использование игровых онлайн-технологий с дидактической целью.

Геймификация на платформе внедряет такие атрибуты как баллы, уровни, список лидеров, награды, вызовы в учебных курсах. Это, преимущественно,
те механизмы, которые широко применяются в видеоиграх.
Вариантом геймификации также являются различные игры,
квесты, викторины
https://learningapps.org/watch?v=p0om4zdd521
которые предполагают использование информационных ресурсов
ГИС Интернет и их интеграцию в учебный процесс с целью эффективного формирования ряда компетенций: социальных, учебных, коммуникативных, информационных (рис. 7).

 

Рисунок 7

 

 

Онлайн-обучение в цифровой образовательной среде
МАУ ДО «ЦРТДиЮ» предполагает применение технологий синхронного
и асинхронного обучения. Синхронные онлайн-занятия предусматривают одновременное участие в них обучающихся и педагога в конкретное время. Асинхронные занятия заключаются в том, что педагог выкладывает
на платформу учебный материал и задания, а учащиеся, в свою очередь, работают с ними в любое удобное для них время.

Цифровая образовательная среда МАУ ДО «ЦРТДиЮ» является единым образовательным пространством для взаимодействия и коммуникации участников образовательного процесса, управления качеством обучения
и работой педагогов. Таким образом, охарактеризовав различные структурные компоненты ЦОС в МАУ ДО «ЦРТДиЮ» можно сделать вывод,
что созданы все условия для успешного функционирования ЦОС
и ее дальнейшего развития. Данный опыт работы может быть полезен образовательным организациям при разработке ЦОС и ее внедрении
в деятельность.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 гг., утвержденная Указом Президента РФ, национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019г.
№ 7 и Национальный проект «Образование» определяют приоритетные цели системы образования: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, обеспечение ее компетентными кадрами.
В связи с этим в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образования с позиции требований профессиональной деятельности, системы подготовки конкурентоспособного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации,
владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. Качество подготовки обучающихся повысится, если разработать и реализовать образовательную модель подготовки на основе интеграции традиционных и электронных средств обучения.
Созданная в организации цифровая образовательная среда будет реализовывать свои задачи для каждого участника образовательного процесса: для обучающегося – расширение возможностей построения образовательной траектории, доступ к самым современным образовательным ресурсам;
для родителей – расширение образовательных возможностей для ребенка, повышение прозрачности образовательного процесса, облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
для педагога – снижение нагрузки по обработке большого объема документации, снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий, повышение удобства мониторинга образовательного процесса, формирование новых возможностей организации образовательного процесса, создание новых условий для мотивации обучающихся при выполнении заданий, вырабатывание новых условий для переноса активности образовательного процесса на обучающегося; для образовательной организации – повышение эффективности использования ресурсов
за счет переноса части нагрузки на ИТ, расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение следует отметить, что эффективное применение информационных технологий в образовательном процессе открывает
новые возможности для построения качественной цифровой образовательной среды, которая «позволяет каждому обучающемуся получать необходимую актуальную информацию, выстраивать знаниевый сегмент
под индивидуальную образовательную траекторию, и этот индивидуализированный сегмент будет органично взаимодействовать
со всеми участниками образовательного процесса. Формирование ЦОС
в образовательной организации – насущная необходимость,
поскольку учреждение несет особую миссию, которая заключается
в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования
в высокоразвитом информационном обществе.


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации города

Управление образования администрации города

В настоящее время одним из главных национальных приоритетов

В настоящее время одним из главных национальных приоритетов

Рисунок 2 Рисунок 3

Рисунок 2 Рисунок 3

Система предлагает довольно широкие возможности: педагог имеет полный контроль над свойствами курса, для организации курсов могут быть использованы различные форматы, для каждого курса могут быть…

Система предлагает довольно широкие возможности: педагог имеет полный контроль над свойствами курса, для организации курсов могут быть использованы различные форматы, для каждого курса могут быть…

А это значит, что писать, рисовать, добавлять файлы на неё можно до бесконечности и всё это будет видно не то, что с последней парты, а…

А это значит, что писать, рисовать, добавлять файлы на неё можно до бесконечности и всё это будет видно не то, что с последней парты, а…

Геймификация на платформе внедряет такие атрибуты как баллы, уровни, список лидеров, награды, вызовы в учебных курсах

Геймификация на платформе внедряет такие атрибуты как баллы, уровни, список лидеров, награды, вызовы в учебных курсах

Национальный проект «Образование» определяют приоритетные цели системы образования: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, обеспечение ее компетентными кадрами

Национальный проект «Образование» определяют приоритетные цели системы образования: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, обеспечение ее компетентными кадрами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2022