«Формирование у дошкольников основ
православной культуры и этики как составляющих
духовно-нравственного потенциала личности»
Ценностный, духовно-нравственный кризис современного общества в целом является причиной негативных явлений среди детей и молодежи, существенного падения нравственности подрастающего поколения.
В последние годы в общественном сознании заметно обесценились такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения. Согласно опросу Института социологии РАН, 55% молодежи, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Акцент на Православие сделан неслучайно, ведь в большинстве своем наш народ началами просвещения и духовности обязаны Православным традициям. И начинать работу по данному направлению надо как можно раньше.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, психически и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках этических представлений и чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Этическое воспитание ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Можно предположить, что приобщение к ценностям православной культуры (литературе, живописи, архитектуре и т.п.) и православной этике будет иметь большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка – дошкольника, на становление его личности.
В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Этот путь воспитания поможет стать каждому ребенку высоконравственным, добрым и честным человеком, живущим по библейской заповеди, усвоенной всем христианским миром: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Лоуренс Кольберг, опираясь на эту заповедь, разработал этапы нравственного становления личности и утверждал, что на первой ступени ребенок учится выполнять нравственные правила, так как боится наказания. Позже ребенок действует правильно, потому что боится обидеть близких ему людей. Повзрослев, он подчиняется общепринятым правилам для того чтобы быть как все. В юношеском возрасте, осознав себя гражданином страны, он стремится, выполнять все законы. Высший уровень православного развития звучит именно так, как библейская заповедь: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика всегда обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. Задача педагогов – сохранять духовную, этическую и художественную преемственность православной культуры, ее нравственные, высокогуманные традиции, преумножать отечественное культурно-историческое наследие и способствовать тому, чтобы дети умели постигать духовно-нравственные ценности, получать от них, по словам Д. С. Лихачева, уроки красоты, мудрости, уважения к предкам, знания истории.
Одним из основных направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ православной культуры и этики является ознакомление с Библией как источником мировой культуры, искусства, этических и моральных принципов существования общества.
О доступности и необходимости изучения Библии детьми говорит Л.Н. Толстой: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения». При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие. Иисус Христос предстает перед ними как образец чистоты, мудрости и любви к людям.
Библейские сказания отозвались в творчестве выдающихся живописцев, скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов. Их произведения не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.
При методически взвешенном подходе библейские истории могут стать эффективным средством усвоения детьми общечеловеческих норм нравственности, помогут глубже понять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки, овладеть основами речевой культуры.
Помимо этого, неиссякаемым источником не только традиций и обрядов Церкви, но и этических норм являются православные праздники.
Знакомство детей с православными праздниками предполагает синтез разнообразной деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная и др.). Формы и способы передачи информации о православных праздниках могут быть различными. Большое эмоциональное внимание на детей имеет слушание церковной и классической музыки, разучивание стихотворений и изготовление поделок, особенно для подарка окружающим. После праздника целесообразно провести с детьми обсуждение, необходимо подвести ребенка к выводу о том, что традиционные православные праздники радуют сердце своим единением, общностью людей, зажигают в людях желание помогать ближнему, дарить ему радость и любовь.
Особое значение для формирования у дошкольников основ православной культуры и этики имеет непосредственное ознакомление детей с храмами: их архитектурой, внутренним убранством, настенной росписью и иконами. Православные храмы – это настоящие музеи произведений искусств, мозаики, резьбы по камню, скульптуры. Известнейшие живописцы, архитекторы и скульпторы разных эпох создавали Православные храмы, которые гармонично вписались в архитектурные ансамбли городов и сел.
Иконы в православии имеет огромное воспитательное значение. Иконы изображают Иисуса Христа, Богоматерь, образы Святых, и представляют собой величайшую художественную ценность. В то же время являются значимым элементом духовно-нравственного воспитания, помогают знакомить дошкольников с канонами православной этики.
Итак, мы рассмотрели лишь некоторые составляющие богатейшей православной культуры, которые могут быть доступны и интересны дошкольникам, но и на их примере видно, насколько велик ее потенциал в раскрытии нравственных возможностей ребенка, в формировании духовно-нравственного потенциала детской личности. Именно поэтому православная культура и этика, по мнению Д.С. Лихачева, должны стать частью души ребенка, началом, порождающим личность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.