Доклад на тему: Мультфильмы как эффективное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Доклад на тему: Мультфильмы как эффективное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
02.03.2018
В предлагаемом докладе рассматриваются психолого-педагогические особенности мультипликационных фильмов как эффективного средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста; исследуются особенности использования мультфильмов на разных возрастных этапах дошкольного детства. Доказывается, что использование мультфильмов в нравственном воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:  подборе мультипликационных фильмов, направленных на формирование всех критериев нравственного поведения детей;  осуществлении системной педагогической работы с учетом возрастных закономерностей нравственного развития дошкольников и индивидуальных особенностей каждого ребенка;  опоре на чувственно-эмоциональную сферу ребенка.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Мультфильмы в нравственном воспитании дошкольников.docx
Мультфильмы как эффективное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста На   сегодняшний   день   существует   множество   факторов   воспитания ребенка,   и   они   весьма   разнообразны.   Современные   исследователи подразделяют   их   на   целенаправленные   и   нецеленаправленные, преднамеренные   и   непреднамеренные,   и   отмечают,   что,   к   сожалению, нецеленаправленных факторов воспитания становится все больше. К ним  уже относятся не только общество и ближайший социум, родственники и друзья, природа и улица, религия и искусство, но так же множество медиа­факторов, в первую очередь – компьютерные игры и фильмы.  В   дошкольный   возрастной   период   одним   из   наиболее   существенных факторов всестороннего воспитания, в том числе – и нравственного, педагоги и   психологи   считают   мультипликационные   фильмы.   Через   мультфильмы ребенок   усваивает   модели   нравственного   поведения,   способы   действий, алгоритмы достижения цели. Как   отмечалось   выше,   дети   дошкольного   возраста   в   нравственном поведении ориентируется на поступки и действия других, идентифицируется с ними. Такими эталонами, с которым ребенок себя идентифицирует, могут стать, по словам И.Н. Алешиной, мультипликационные персонажи. При этом влияние мультипликационных фильмов и героев на нравственное воспитание дошкольников является значительным. Ребенок   на   дошкольной   ступени   детства   в   значительной   степени склонен к подражанию. На образцах поведения окружающих, на примерах из книг   и   фильмов   дети­дошкольники   получают   самое   эффективное   и действенное   воспитание   в   наглядной   форме.   Многие   педагоги­классики, включая   Я.А.   Коменского,   утверждают,   что   зрительные   образы   оказывают огромное воздействие на психику ребенка и, в конечном счете, на все стороны его воспитания. Как отмечает М.В. Корепанова, мультфильмы в этом смысле можно   с   полным   правом   считать   самым   эффективным   средством нравственного воздействия, поскольку движущиеся яркие фигурки сказочных или   героических   персонажей   более   всего   привлекают   внимание   ребенка   и завладевают его сознанием. При этом подчас ребенок совершенно не отдает себе  отчет   в   том,  почему   ему   нравятся   те   или   иные   мультипликационные персонажи. О.В.   Куниченко   выделяет   еще   некоторые   особенности мультипликационных   фильмов,   которые   делают   их   значимыми   для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 1.  Чаще   всего   мультипликационные   персонажи   являются   носителями полярных   эталонов   и   образцов   нравственных   качеств   (хороший­плохой, добрый­злой,   жадный­щедрый   и   др.),   которые   легко   распознаются   и понимаются   ребенком.   Такая   поляризация   помогает   нравственным   нормам легко усваиваться и в целом соотносится с возрастными особенностями. 2.   Зачастую   герои   мультипликационных   фильмов,   разделенные   по противоположным   нравственным   ценностям, эмоциональную   оценку   (положительную   или   отрицательную),   вызывают   однозначную   что соответствует особенностям дошкольного возраста, а именно преобладанием эмоционального   восприятия   нравственных   ценностей   над   рациональным пониманием морально­этических норм. 3. Мультипликация, обладая яркой и запоминающейся зрелищностью, основывается   на   зрительных   образах,   а   значит,   играет   важную   роль   в воспитании через наблюдение, наглядность. 4.   Мультипликационные   фильмы   зачастую   основываются   на   сюжетах сказок,   огромное   влияние   которых   на   нравственное   воспитание   ребенка­ дошкольника ни у кого не вызывает сомнений. В настоящее время о роли мультфильмов в нравственном воспитании дошкольников, основанном на их воздействии на детскую психику, безусловно говорится   и   пишется   много.   В   основном,   как   отмечает   Л.В.   Корепанова, разногласия   встречаются   по   поводу   содержания   отечественной   (обычно   – советской) и зарубежной (современной) мультипликации. Многие педагоги и психологи, в частности Е.В. Ермизина, утверждают, что далеко не все мультипликационные фильмы полезны для психики ребенка. Многие современные мультфильмы, транслируемые по телевизору, оказывают негативное влияние на социально­нравственное развитие и психику ребенка. Они формируют у детей агрессивность, нервозность и некоторые психические расстройства.   Исходя   из   этого   факта,   взрослым   следует   контролировать время,   которое   ребенок   проводит   перед   телевизором   и   более   тщательно отбирать мультипликационный материал для просмотра. Как отмечают Ю.В. Щукина, В.В. Постнова и другие, для полноценного психического   развития   ребенку   необходимо   получать   впечатления   из окружающего   мира,   и   очень   важно   эти   впечатления   перерабатывать, естественно, совместно с взрослыми. При этом, чем конкретнее и точнее эти впечатления будут переработаны, тем больше установленных связей и пользы ребенок   извлечет,   тем   выше   будет   уровень   его   нравственного   развития. Педагоги   и   психологи   организаций   дошкольного   образования   постоянно убеждаются,   что   любой   эмоционально   значимый   объект   не   может   быть нейтральным для развития дошкольника: он либо повышает воспитательный потенциал педагогической деятельности, либо влияет на нее отрицательно.  Большинство   исследователей   данной   проблемы,   в   том   числе   И.Я. Медведева, считают, что многие мультфильмы советского периода содержат воспитательный потенциал, соответствующий поставленным в нравственном воспитании   дошкольников   задачам,   а   значит,   могут   быть   эффективно   Также   подчеркивается использованы   в   педагогическом   процессе. необходимость учета возрастных особенностей детей­дошкольников, то есть в каждом   направлении   должны   выделяться   задачи   нравственного   воспитания детей   определенных   возрастных   периодов.   Соответственно, мультипликационные   фильмы   должны   систематизироваться   не   только   по направлениям воспитания, но и по возрастным периодам. Согласно   «Программе   воспитания   и   обучения   в   детском   саду»   под редакцией   М.А.   Васильевой   и   других,   в   первой   младшей   группе   у   детей необходимо   воспитывать   доброе,   заботливое   отношение   к   взрослым; способствовать   накоплению   опыта   доброжелательных   взаимоотношений   со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище,   выразившего   сочувствие   ему.   Воспитывать   отрицательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п. Во   второй   младшей   группе   необходимо   обеспечивать   условия   для   создавать   игровые   ситуации, нравственного   воспитания   детей: способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия; приучать   детей   общаться   спокойно,   без   крика.   Продолжать   формировать образ   Я,   помогать   детям   осознавать   себя.   Формировать   у   детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и   плохих   поступков.   Учить   жить   дружно,   помогать   друг   другу,   вместе пользоваться   игрушками,   книгами.   Приучать   соблюдать   элементарные правила   поведения   в   раздевальной,   умывальной   комнатах,   в   спальной   и столовой. Воспитывать   желание   принимать   посильное   участие   в   трудовой деятельности. Этому   могут   способствовать   такие   мультфильмы,   как:   «Терем­ теремок», «Гуси­лебеди», «Мама для мамонтенка», «Мешок яблок» и др. В   средней   группе   актуализируется   задача   способствовать формированию   личного   отношения   ребенка   к   соблюдению   (и   нарушению) моральных   норм:   сочувствие   обиженному   и   несогласие   с   действиями обидчика;   одобрение   действий   того,   кто   поступил   справедливо   (разделил кубики поровну). Продолжается работа по формированию доброжелательных взаимоотношений   между   детьми   (в   частности,   путем   рассказа   о   том,   чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще   убеждаться   в   том,   что   он   хороший,   что   его   любят).   Необходимо воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и   смелым;   учить   испытывать   чувство   стыда   за   неблаговидный   поступок. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию. Этому   будет   способствовать   просмотр   таких   мультфильмов,   как: «Умка», «Фунтик», «Зимовье зверей», «Дядя Степа – милиционер» и др. В старшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать  дружеские взаимоотношения   между   детьми;   привычку   играть,   трудиться,   заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное   отношение   к   окружающим.   Учить   заботиться   о   младших, помогать   им,   защищать   тех,   кто   слабее.   Формировать   такие   качества,   как сочувствие, отзывчивость. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной   вежливости.   Показать   значение   родного   языка   в   формировании основ нравственности. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.   Воспитывать   у   девочек   скромность,   учить   проявлять   заботу   об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны   мальчиков.   Формировать   умение   оценивать   свои   поступки   и поступки   других   людей.   Развивать   стремление   детей   выражать   свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые   средства. Продолжать   расширять   представления   детей   о   труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно   относиться   к   тому,   что   сделано   руками   человека.   Воспитывать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.  Развивать   творчество   и  инициативу   при   выполнении   различных видов   труда.   Формировать   ответственность   за   выполнение   трудовых поручений. Можно   использовать   мультфильмы:   «Филлипок»,   «12   месяцев», «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке»,   «Гадкий     утенок»,   «Дудочка   и   кувшинчик», «Ивашка из Дворца пионеров», «Золотая антилопа», «Цветик­Семицветик». В   подготовительной   к   школе   группе   необходимо   решать   следующие задачи: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку   играть,   трудиться,   заниматься   сообща;   формировать   умение договариваться,   помогать   друг   другу;   стремление   радовать   старших хорошими поступками. Необходимо продолжать воспитывать уважительное отношение   к   окружающим   людям:   заботливое   отношение   к   малышам, пожилым   людям,   учить   помогать   им.   Формировать   такие   качества,   как отзывчивость,   справедливость   и   скромность.   Развивать   волевые   качества. Продолжать   обогащать   словарь   формулами   словесной   вежливости. Продолжать   развивать   в   мальчиках   и   девочках   качества,   свойственные   их полу (у мальчиков — стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул,  пропустить  вперед себя  в  дверь; у  девочек — скромность,  заботу о других). Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать   поступки   других   людей.   Продолжать   воспитывать   стремление выражать   свое   отношение   к   окружающей   действительности.   Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Продолжать воспитывать желание познавать   культуру   своего   народа   (через   сказки,   пословицы,   поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда. Формировать потребность трудиться, воспитывать любовь к труду.   Приучать   старательно,   аккуратно   выполнять   поручения,   беречь материалы   и   предметы,   убирать   их   на   место   после   работы.   Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов. Для   решения   данных   задач   в   отечественной   мультипликации представлено   большое   количество   фильмов:   «Верните   Рекса»,   «Звездный мальчик», «В стране невыученных уроков», «Вовка в Тридесятом царстве», «Ох и Ах идут в поход», «Про Фому», «Нехочуха», «Наш друг Пишичитай», «Богатырская каша», «Снежная королева», «Встречайте бабушку» и другие. А.Ф.   Лалетина   предлагает   педагогическую   работу   по   нравственному воспитанию дошкольников с использованием мультипликационных фильмов строить   по   принципу   сочетания   наглядного   материла   и   слова   педагога. Автором   разработана   примерная   схема   занятия   с   использованием мультфильма: 1. Вступительное слово, в котором педагог сообщает о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм об определенном нравственном феномене и высказывает наиболее общую мысль мультипликационного фильма. 2. Показ мультфильма. 3. Беседа об увиденном с вопросами к детям, обсуждением, выводами. Задачей   данного   этапа   является   получение   детьми   нового   знания   о нравственном понятии или закрепление уже сформированного нравственного представления. 4. Закрепление полученных нравственных навыков в театрализованной игре на основе выводов, то есть перевод знания в умение. А.А.   Андреева,   Ю.Н.   Тычинина   лучшими   мультфильмами   для нравственного   воспитания   детей   дошкольного   возраста   считают   маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий моральный смысл. Причем многие мультипликационные  фильмы не просто показывают   положительных   персонажей,   но   и   закладывают   программу воспитания   в   себе   нравственных   качеств   настоящего   человека.   Они   учат осмысливать   происходящее,   заставляют   переживать   за   героев,   помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро ближним. Многие мультфильмы учат ребенка любить труд, помогать родителям, друзьям, ведь тот, кто трудится, всегда живет в достатке и уважении окружающих. При отборе мультфильма обращается особое внимание на содержание, соответствующее   возрасту   детей,   простое   и   понятное   для   восприятия,   с героями, говорящими на красивом литературном языке – то есть с высоким уровнем   речевой   культуры,   явно,   характеризуемыми   поступками,   которые можно   использовать   в   качестве   понятного   дошкольникам   примера   или   Постнова   подчеркивают антипримера. необходимость помнить о том, что для детей дошкольного возраста главный   Коростелева   и   В.В.   Н.А. герой мультипликационного фильма – безусловно, положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как хорошего, положительного, и еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Потому все поступки, которые совершает любимый герой, ребенок воспринимает как должное – то есть как эталонно нравственное. На   сегодняшний   день   изучаются   не   только   особенности   освоения нравственных ценностей через мультипликационные  фильмы, но и способы организации просмотра мультфильмов в условиях организации дошкольного образования   и   семьи   таким   образом,   чтобы   нравственное   воспитание проходило максимально эффективнее. Существенный   вклад   в   изучение   данной   проблемы   внесла   О.В. Куниченко,   которая   изучает   специфику   влияния   мультфильмов   на нравственное   воспитание   детей   старшего   дошкольного   возраста,   что позволило   ей   выделить   шесть   ситуаций,   оптимально   помогающих   детям­ дошкольникам понимать и воспринимать нравственные эталоны, заложенные в мультипликации. Первая ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации   происходящих   событий   с   целью   актуализации   механизмов осознания   и   понимания   происходящего   на   экране,   воспитания   так называемого вербального восприятия нравственных понятий. Вторая   ситуация   выделения   нравственного   содержания мультипликационного фильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. Третья   ситуация   проявления   нравственных   чувств,   нацеленная   на пробуждение морального переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям. Четвертая   ситуация,   побуждающая   ребенка   задавать   вопросы, направленная   на   актуализацию   потребности   в   диалоге   со   взрослым   о затрагивающих детские чувства нравственных проблемах. Пятая   ситуация   акцентирования   внимания   ребенка   на   нравственных конфликтах персонажей мультфильма, аналогичные и созвучные событиям из собственного нравственного опыта. Шестая   ситуация   переноса   нравственных   установок   мультфильма   на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте (развитие эмпатии), совместным с ним поиском морально приемлемого выхода из затруднительного положения. Таким   образом,   мультфильмы   являются   действенным   средством формирования   нравственных   ценностей   детей,  в  том   числе   и   дошкольного возраста,   но   при   условии,   что   их   нравственное   содержание   соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения. Следует   помнить,   что   в   период   формирования   личности   и   развития нравственных качеств и привычек ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка добрыми, веселыми, нравственно развивающими мультфильмами, знакомящими детей с нравственными понятиями и моральными нормами в разных их проявлениях. При   этом   задача   педагогов   организаций   дошкольного   образования заключается   в   том,   чтобы   помочь   каждому   ребенку   на   дошкольном возрастном   этапе,   научиться   правильно   осознавать   свои   нравственные впечатления, развить у него критическое отношение к увиденному. А это, в свою   очередь,   возможно   только   при   систематическом   и   целенаправленном процессе   использования   мультипликационных   фильмов   как   эффективного средства   нравственного   воспитания   детей   дошкольного   возраста, формирования   у   них   нравственного   сознания   как   необходимого   условия дальнейшего становления их личности. Литература: 1. Алешина И.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов. / И. Н. Алешина, А.А. Андреева, Ю.Н. Тычинина // Вестник КРСУ. – 2013. – № 3. 2. Ермизина Е.В. Мультфильмы – дети: от контента к пониманию. // Мир психологии. – 2010. – № 1. 3. Корепанова   М.В.   Использование   воспитательного   потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. –  № 12. 4. Коростелева Н.А., Постнова В.В., Бондаренко В.В. Влияние современных мультфильмов   на   социальное   развитие   детей   дошкольного   возраста.   // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3.  5. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания   детей   старшего   дошкольного   возраста.   //   Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – №. 7. 6. Куниченко   О.В.   О   критериях   отбора   мультфильма   для   нравственного воспитания детей 5­7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – № 5. 7. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов. // Начальная школа: плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2010. – № 8. 8. Медведева   И.Я.   Кто   соблазнит   малых   сих:   СМИ   против   детей:   статьи разных лет. / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – Клин: Изд­во Христианская жизнь. – 2006. 9. Яковлев   В.А.   Научные   основы   нравственного   воспитания   детей.   –   М.: Флинта, 2014.
скачать по прямой ссылке